Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 15 сентября 2015 г. N 01/23622
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,
рассмотрев дело NР01-113/15, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения рекламы алкогольной продукции (старинный дом выполненный из бутылочных пробок - арт объект "Кусочек старого Петербурга", внутри которого сидит кукла (барышня), по краям располагаются бутылки алкогольной продукции) в витрине магазина "Ароматный мир" (ООО "Объект плюс") по адресу: Кронверский пр. д.47, в которой выявлены признаки нарушения требований, установленные пунктом 6 части 1 статьи 21, пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ООО "Объект Плюс" (Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.10/53, лит.А пом.23-Н, ИНН/КПП 7804509312/783901001) Шуваловой Анны Викторовны по доверенности б/н от 19 июня 2015 года, в присутствии заявителя - директора Благотворительного Фонда "Детские вопросы" Кирсанова Антона Григорьевича, установила:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило обращение (с приложением материалов) Благотворительного Фонда "Детские вопросы" относительно рекламы алкогольной продукции (старинный дом выполненный из бутылочных пробок - арт объект "Кусочек старого Петербурга", внутри которого сидит кукла (барышня), по краям располагаются бутылки алкогольной продукции) в витрине магазина "Ароматный мир" (ООО "Объект плюс") по адресу: Кронверский пр. д.47.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании пункта 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Недобросовестной признается, в том числе реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте (пункт 3 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
Часть 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" содержит нормы, накладывающие ограничения на содержание рекламы алкогольной продукции и направленные на снижение уровня эмоционального воздействия такой рекламы на потребителей.
В соответствие с пунктом 6 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Пункт 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" устанавливает, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Исходя из положений статьи 19 ФЗ "О рекламе" о рекламе следует, что названный закон не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в связи с чем рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения.
Как следует из материалов дела, рекламная конструкция ООО "Объект плюс" (старинный дом выполненный из бутылочных пробок - арт объект "Кусочек старого Петербурга", внутри которого сидит кукла, по краям располагаются бутылки алкогольной продукции), размещенная по адресу: Кронверский пр. д.47 (магазина "Ароматный мир") обращена не внутрь магазина, а наружу, и, соответственно, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц - потребителей указанной рекламы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования, является - ООО "Объект Плюс".
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Частью 1 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламораспространителем является собственник рекламной конструкции либо иное лица, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкции на основании договора с ее собственником.
Собственником конструкции стабильного территориального размещения, на которой размещалась рассматриваемая реклама является ООО "Объект плюс".
Таким образом, ООО "Объект плюс" является рекламораспространителем названной рекламы.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - частью 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с документами, представленными на запросы в Санкт-Петербургского УФАС России, установлено следующее.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 03.07.2015 N 90293А/20145 место нахождение ООО "Объект Плюс" (ИНН 7804509312, КПП 780401001): Санкт-Петербург, 195009, ул. Минеральная д.23, лит.А.
ООО "Объект Плюс" зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N15 по Санкт-Петербургу 23.05.2013 основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 11377847201690.
Генеральным директором общества является Фирсова Олеся Сергеевна. Основной вид деятельности общества - розничная торговля алкогольными напитками, кроме пива.
В соответствии с листом записи из ЕГРЮЛ 03.08.2015 ООО "Объект Плюс" внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Место нахождение ООО "Объект Плюс" (ОГРН 11377847201690, ИНН 7804509312, КПП 780401001): Санкт-Петербург, 190068, пр. Лермонтовский, дом 10/53, литер А, пом. 23-Н.
Согласно Лицензии N78РПА0004495 от12 августа 2013 на осуществление продажи алкогольной продукции, выданной ООО "Объект Плюс" Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, общество осуществляет деятельность, в том числе, по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, Кронверкский пр., д.47, лит.А, помещение 4Н.
В соответствии с письменными пояснениями ООО "Объект Плюс" (исх.N19/15 от 19.08.2015) "_помещение магазина по адресу Кронверкский пр., д.47 имеет два окна с витринными стеклами. Обе витрины были оформлены в 2013 году - в год открытия магазина.
В одной из витрин имеется задник с изображением старинного здания и полей с кустарниками, на переднем плане размещены яблоки и гроздья винограда.
Во второй витрине до августа 2015 года экспонировался арт-объект "Кусочек старого Петербурга". Объект выполнен из бутылочных пробок и представляет собой объемное изображение живописного канала с одним из многочисленных питерских мостов и стоящего на берегу канала загадочного дома с двором-колодцем.
Объект приобретен на выставке ВИНАРТ 2013 у автора данного объекта - Бычковой Александры_"
Определением (от 28.08.2015 N 01/21813) возбуждено производство по делу NР01-113/15 по признакам нарушения ООО "Объект плюс" требований, установленных пунктом 6 части 1 статьи 21, пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе". Рассмотрение дела NР01-113/15 назначено на 15 сентября 2015 г., на 15 часов 00 минут по адресу: В.О., 4-я линия, д.13, 3-й этаж, тел. 3130442).
Указанное определение получено 31.08.2015 представителем ООО "Объект Плюс" по доверенности б/н от 19 июня 2015 Овчинниковой Юлией Владимировной.
15.09.2015 на заседании Комиссии представитель ООО "Объект Плюс" по доверенности Шувалова Анна Викторовна представила дополнительные пояснения по делу NР01-113/15, признала допущенные обществом нарушения законодательства РФ о рекламе.
На основании изложенного, ООО "Объект Плюс" являясь рекламодателем и рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции (старинный дом выполненный из бутылочных пробок - арт объект "Кусочек старого Петербурга", внутри которого сидит кукла (барышня), по краям располагаются бутылки алкогольной продукции) размещенной в августе 2015 в витрине магазина "Ароматный мир" (ООО "Объект плюс") по адресу: Кронверский пр. д.47, допустило нарушение требований, установленных пунктом 6 части 1 статьи 21, пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Признать рекламу алкогольной продукции (старинный дом выполненный из бутылочных пробок - арт объект "Кусочек старого Петербурга", внутри которого сидит кукла (барышня), по краям располагаются бутылки алкогольной продукции) размещенную в августе 2015 в витрине магазина "Ароматный мир" (ООО "Объект плюс") по адресу: Кронверский пр. д.47, ненадлежащей.
Признать в действиях рекламодателя и рекламораспространителя ООО "Объект плюс" выразившихся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы алкогольной продукции (старинный дом выполненный из бутылочных пробок - арт объект "Кусочек старого Петербурга", внутри которого сидит кукла (барышня), по краям располагаются бутылки алкогольной продукции) размещенной в витрине магазина "Ароматный мир" (ООО "Объект плюс") по адресу: Кронверский пр. д.47, ненадлежащей, нарушение пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Выдать рекламодателю и рекламораспространителю - ООО "Объект плюс предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушениии, предусмотренном частью 1статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Объект плюс".
Решение изготовлено в полном объёме 18 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ "О рекламе" и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
15 сентября 2015 год Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе
на основании своего решения от 15 сентября 2015 по делу NР01-113/15 о признании в действиях ООО "Объект Плюс", выразившихся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы алкогольной продукции (старинный дом выполненный из бутылочных пробок - арт объект "Кусочек старого Петербурга", внутри которого сидит кукла (барышня), по краям располагаются бутылки алкогольной продукции) размещенной в витрине магазина "Ароматный мир" (ООО "Объект плюс") по адресу: Кронверский пр. д.47, содержащей нарушение пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
Рекламодателю и рекламораспространителю - ООО "Объект плюс" (Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.10/53, лит.А пом.23-Н, ИНН/КПП 7804509312/783901001, устранить в срок до 29.09. 2015 года нарушение пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" в рекламе алкогольной продукции во всех местах нахождения обособленных подразделений организации, а именно: снять с распространения рекламу, которая нарушает требования пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
ООО "Объект плюс" представить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 01 октября 2015 года надлежащие доказательства исполнения требований п.1 настоящего предписания.
Неисполнение в установленный срок решения и предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ "О рекламе" и статьей. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 сентября 2015 г. N 01/23622
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016