Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 28 мая 2010 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрев дело N 60 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем "***" рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3, пункта 4 части 4, частей 6 и 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", установила:
В адрес Ставропольского УФАС России поступили заявления от уполномоченного при Губернаторе Ставропольского края по правам ребёнка и от "***" о нарушении законодательства о рекламе группой компаний "Антанта".
В ходе проверки фактов, изложенных заявителями, Ставропольским УФАС России были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
В городе Ставрополе, согласно имеющейся в Ставропольском УФАС России информации, на 20 рекламных конструкциях (размером 3х6 кв.м) и 21 рекламной конструкции (размером 2х3 кв.м) была размещена реклама группы компаний "Антанта", также данная реклама распространялась на теле и радио каналах города Ставрополя. В содержании данной рекламы приводится следующее: в центре рекламного поля указана фраза "Наши окна мыть не надо!", ниже написано "Спросите почему", также указан контактный телефон 36-36-84 и зарегистрированный товарный знак "Антанта". В правой части рекламного поля написано "Берегите Ваших мам", ниже изображён силуэт упавшей женщины с надписью "мама мыла раму". В указанной рекламе отсутствует информация о том, что рекламный слоган относится только к системам безрамного остекления. На асфальте центральных аллей и придомовых территориях посредством нанесения масляной краски изображён идентичный силуэт упавшей женщины с надписью "мама мыла раму".
Слоган "Наши окна мыть не надо!", используемый в рекламе группы компаний "Антанта", недостоверен. Кроме того формирует негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами. Также в данной рекламе, используется непристойный и оскорбительный образ.
Исходя из предоставленной в адрес Ставропольского УФАС России информации, заказчиком данной рекламной компании является индивидуальный предприниматель "***". Организацией изготовителем стекла листового является ООО "Пилкингтон Гласс". Организацией изготовителем оконных блоков является ООО "Дорожная служба".
Согласно информации, предоставленной индивидуальным предпринимателем "***" в адрес Ставропольского УФАС России, а также размещённой на официальном сайте www.pilkington.ru эффект самоочищения данных стёкол достигается за счёт нанесения на стекло специального самоочищающегося покрытия Pilkington Activ, которое действует в два этапа, сначала разложение органической грязи с поверхности стекла Pilkington Activ, затем смывание грязи с данного покрытия дождём. Неорганические загрязнения не разлагаются и удаляются только с помощью воды.
Следует отметить, что в соответствии с информацией, представленной в вышеуказанной ссылке, стекла Pilkington Activ нужно мыть в засушливые периоды или в случае сильного загрязнения окон. Также в случае если грязь смывается в нижнюю часть рамы окна, то раму тоже необходимо мыть.
Стекло Pilkington Activ можно использовать, как в рамном, так и безрамном остеклении. Согласно объяснениям полученным по указанному в рекламе телефону, следует, что на раму самого окна не наносится специальное самоочищающееся покрытие Pilkington Activ. Данное утверждение подтверждается информацией на официальном сайте производителя данного стекла www.pilkington.ru.
Таким образом, стекло создано только для уменьшения потребности в мытье окон, но не в полном исключении данного процесса, то есть слоган "Наши окна мыть не надо!" используемый в рекламе группы компаний "Антанта", недостоверен.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункта 4 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В силу части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Исходя из части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждения потребители рекламы.
На рассмотрении дела представитель по доверенности указал, что ИП Белик О.И. осуществляет приём заказов на изготовление и установку систем "безрамного остекления". В подтверждение своих доводов представитель по доверенности указал на две ссылки производителей оконных систем, использующих установку безрамного остекления (http://art.thelib.ru/construction/advice2/sekretibezramnogoostekltniya.h tml; http://finbalkon.ru)
Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив материалы дела и приведённые представителем индивидуального предпринимателя "***" доводы и аргументы, приходит к следующим выводам.
Представленные утверждения доверенного представителя являются несостоятельными так как информация на указанных ссылках о безрамном остеклении относится только к балконам и лоджиям. Более того на официальном сайте группы компаний "Антанта", в которую входит индивидуальный предприниматель "***", приводятся рекламные ролики, в которых демонстрируются как рамные конструкции, так и безрамные. В рекламе окон "Антанта", распространяющейся на телеканалах города Ставрополя рекламируется окно рамной конструкции.
В сложившейся обывательской практике силуэт человека, очерченный мелом на асфальте отождествляется со случившимся несчастьем либо с происшедшим несчастным случаем, какие остаются после обнаружения сотрудниками ОВД трупов. Реклама формирует негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами. Надпись на данном силуэте "мама мыла раму" ассоциируется со светлым образом матери в сознании горожан, что является оскорбительным.
Следовательно реклама самоочищающихся окон, распространенная индивидуальным предпринимателем "***", является недостоверной.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем "***" допущено нарушение пункта 2 части 3, пункта 4 части 4, частей 6; 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", выразившееся:
- в распространении рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара и его потребительских свойствах;
- в распространении рекламы, которая формирует негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами;
- в распространении рекламы, с использованием непристойных и оскорбительных образов;
- в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребителей рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространённую индивидуальным предпринимателем "***", поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, пункта 4 части 4, частей 6; 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю "***", предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016