Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 28 мая 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 19.05.2010
Решение в полном объеме изготовлено 28.05.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Женетль А.Ш.- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления).
Члены Комиссии:
Точив Б.Б.- начальник отдела Управления;
Псеуш М.Х.- главный специалист-эксперт Управления;
Рыбина А.Т.- ведущий специалист-эксперт Управления;
Вдовина О.Ю.- ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии: <_> (по доверенности от 17.05.2010 г.)
рассмотрев дело NА-19/18-10 по признакам нарушения МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В рамках осуществления государственного контроля за действиями субъектов естественных монополий по отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг, предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея была запрошена информация у субъектов естественных монополий о соблюдении ими требований отбора финансовых организаций путем проведения открытых конкурсов или открытых аукционов.
В ходе проведения анализа представленной информации Адыгейским УФАС России было установлено, что МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" (385600, Гиагинский район, ст.Гиагинская, ул. Братская, 209) был заключен Договор NФР-КД/0270-09 от 12.10.2009 г. о страховании расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и Договор NОПО-КД/0097-09 от 12.10.2009 г. о страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте с ОАО "Чрезвычайная страховая компания". Срок действия Договоров один год.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Статьей 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности субъектов естественных монополий (услуги по передаче тепловой энергии).
На основании экспертизы и решения правления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Приказом от 30.11.2009 г. N27/2009-т МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" установлены тарифы на тепловую энергию (производство, передача и сбыт).
Основным видом деятельности МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" является передача тепловой энергии.
Таким образом, МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" осуществляет естественно-монопольный вид деятельности и является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 18 введенного в действие с 26 октября 2006 года Закона о защите конкуренции, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе услуг по страхованию ответственности (пункт 11).
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность субъектов естественной монополии проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг финансового характера в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закона о размещении заказа) для оказания поименованных в указанной статье финансовых услуг. При этом названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
Указанная норма не включает субъекты естественных монополий в круг лиц, являющихся государственными и муниципальными заказчиками, установленный статьей 4 Закона о размещении заказа, а лишь устанавливает, что субъекты естественной монополии должны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями данного закона. Порядок проведения открытого конкурса или открытого аукциона определен статьями 20-41 Закона о размещении заказа.
По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в статье 18 ФЗ "О защите конкуренции", должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или аукциона.
С момента вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции" заключение указанных договоров (продление ранее заключенных договоров) без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции расценивается как нарушение антимонопольного законодательства (письмо ФАС России от 21.02.2007 N ИА/2168 "О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции").
Следовательно, МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение", являясь субъектом естественной монополии, обязано соблюдать требования пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что на Договор NФР-КД/0270-09 от 12.10.2009 г. о страховании расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций заключенный МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" не распространяются требования части 1 статьи Закона о защите конкуренции.
Действия МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" по заключению Договора NОПО-КД/0097-09 от 12.10.2009 г. о страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями пункта 11 части 1статьи 18 Закона о защите конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства.
Ранее МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" было направлено в Адыгейское УФАС России письмо от 13.05.2010 г. N100, которым пояснялось, что МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" не были осведомлены об обязательном осуществлении отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в связи с чем и были заключены договора с организациями для дальнейшей, нормальной работы предприятия.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать в действиях МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" нарушение пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении Договора NОПО-КД/0097-09 от 12.10.2009 г. о страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте без осуществления отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги по страхованию ответственности.
2. Выдать МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу NА-19/18-10
28 мая 2010 г. г. Майкоп
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: А.Ш.Женетль - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления).
Члены Комиссии:
Б.Б.Точив - начальник отдела Управления;
М.Х.Псеуш - главный специалист-эксперт Управления;
А.Т.Рыбина- ведущий специалист-эксперт Управления;
О.Ю.Вдовина - ведущий специалист-эксперт Управления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 27 мая 2010 г. по делу NА-19/18-10 о нарушении МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" не позднее истечения срока действия Договора NОПО-КД/0097-09 от 12.10.2009 г. о страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте прекратить нарушение пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции выразившееся в заключении Договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
2. МП "Теплосети" МО "Гиагинское сельское поселение" не позднее истечения срока действия Договора NОПО-КД/0097-09 от 12.10.2009 г. о страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществить отбор финансовой организации для предоставления услуги по страхованию ответственности путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
3. О мерах принятых во исполнение настоящего Предписания сообщить в срок до 12.10.2010 г. направив в адрес Адыгейского УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов:
- извещения о проведении открытого конкурса/аукциона;
- протоколы, составленные в ходе размещения заказа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 28 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016