Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 11 июня 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2010
Решение в полном объеме изготовлено 11.06.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе: заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии УФАС Женетля А.Ш., членов комиссии: начальника отдела Управления Точиева Б.Б., ведущего специалиста - эксперта Управления Хачемизовой З.К. в присутствии индивидуальных предпринимателей, представителей Адыгейского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества (доверенность от 03.06.2010), Общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажавтоматика", Общества с ограниченной ответственностью "Безопасность и Комфорт" (приказ от 22.06.2010), Уполномоченного органа - Министерства финансов (доверенность от 01.06.2010), государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Адыгея (доверенность от 07.06.2010 N4551) и (доверенность от 07.06.2010 N4552), рассмотрев жалобы индивидуальных предпринимателей от 31.05.2010 N78 и б/н от 03.06.2010, Адыгейского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества от 02.06.2010 N45, Общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажавтоматика" от 03.06.2010 N23, Общества с ограниченной ответственностью "Безопасность и Комфорт" от 01.06.2010 N17 на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Адыгея при проведении открытого аукциона N86-А на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке систем видеонаблюдения в рамках республиканской программы "Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения на 2008-2010 годы" установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея приняты к рассмотрению жалобы индивидуальных предпринимателей от 16.07.2009 N53 и (б/н от 03.06.2010), Адыгейского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества от 02.06.2010 N45, Общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажавтоматика" от 03.06.2010 N23, Общества с ограниченной ответственностью "Безопасность и Комфорт" от 01.06.2010N17 (далее - Заявители) на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Адыгея (далее - Заказчик) в связи с включением в документацию открытого аукциона N86-А на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке систем видеонаблюдения в рамках республиканской целевой программы "Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения на 2008-2010 годы" (далее - аукцион) требований к участникам размещения заказа, противоречащих действующему законодательству.
По мнению Заявителей Заказчик неправомерно включил в документацию об аукционе требование о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, выданного саморегулируемой организацией, т.к. виды работ, являющиеся предметом контракта, не относятся к капитальному строительству и не входят в Перечень видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N274 (далее - Перечень видов работ), пунктом 2 которого установлено, что Перечень видов работ не включает в себя работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а согласно пункту 4 части 17 статьи 51 ГК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В жалобах Заявителей указано, что в разъяснениях Заказчика документации об аукционе, размещенных на официальном сайте Республике Адыгея (далее - сайт), что участникам размещения заказа надо иметь Свидетельство о допуске к работам по монтажу технологического оборудования (4530783), пусконаладочным работам средств телемеханики (4530865), которые не имеют отношения к работам по установке систем видеонаблюдения.
Министерством здравоохранения Республики Адыгея (Заказчиком) представлен в Комиссию УФАС отзыв на жалобы Заявителей, в котором указано, что "Работы по установке систем видеонаблюдения, прокладке кабелей, труб винипластиновых гофрированных, установке видеокамер, приемника, монитора, цифрового регистратора, входящие в предмет аукциона N 86-А, в ОКДП не содержатся, однако, с ними так или иначе связаны отдельные виды работ, указанные в классификаторе, в частности, - пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств (4530858), а также работы по монтажу приборов, средств автоматизации и вычислительной техники (4530780), включающие:
-установку приборов (4530781),
-установку индикаторов, датчиков, сигнализаторов различных параметоров (4530782),
-установку аппаратуры оперативного контроля и управления, сбора и передачи исходной информации (4530783),
-установку исполнительных механизмов и регуляторов (4530784),
-установку панелей, щитов, штативов, пультов (4530785),
-устройство проводов трубных и из пневматических кабелей с сопутствующими работами (4530786),
-устройство проводок электрических по металлическим панелям и щитах с сопутствующими работами (4530787),
-монтаж источников питания (4530788),
-монтаж аппаратуры специализированных систем управления и вычислительной технике (4530791)".
В ходе рассмотрения жалоб Заявителями поддержаны доводы, изложенные в жалобах, а Заказчиком - в Отзыве на жалобы Заявителей, направленных в Адыгейское УФАС России.
Комиссия УФАС в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон о размещении заказов), проведя внеплановую проверку документации об аукционе, заслушав мнения сторон, установила:
На официальном сайте Республики Адыгея 20.05.2010 размещена, утвержденная Государственным заказчиком в лице Министра здравоохранения Республики Адыгея Р.Х.Натхо, документация об аукционе на право заключения государственных контрактов на выполнение в 2010 году работ по установке систем видеонаблюдения в рамках Республиканской целевой программы "Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения на 2008 - 2010 годы":
Лот N1. Установка системы видеонаблюдения в Адыгейском республиканском клиническом онкологическом диспансере (начальная (максимальная цена контракта -750,0 тыс. руб.),
Лот N2. Установка системы видеонаблюдения в Адыгейской республиканской клинической больнице (начальная (максимальная цена контракта -- 950 тыс. руб.).
В п. 3.2.1.4. Раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона документации об аукционе" указано, что заявка на участие в аукционе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие соответствие Участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе:
а) копии документов, подтверждающих соответствие Участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом аукциона, если такие требования установлены в Информационной карте аукциона:
- копия свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, выданного саморегулируемой организацией на виды работ являющиеся предметом контракта.
В пункте 1.4. Раздела 1.3 Информационная карта аукциона документации об аукционе указано, что участникам размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов: наличие Свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, выданного саморегулируемой организацией, на виды работ являющиеся предметом контракта.
Обществом с ограниченной ответственностью "Спецмонтажавтоматика" и Обществом с ограниченной ответственностью "Безопасность и Комфорт" были даны запросы о разъяснении положений документации об аукционе, а именно, на каком основании Заказчик установил требование о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, выданного саморегулируемой организацией, и какие виды работ должны быть отражены в свидетельстве. Ответы на указанные запросы размещены на сайте, в которых указано: ".В п. 33 Перечня видов работ указаны коды по ОКДП работ по монтажу технологического оборудования. Среди работ по указанным кодам присутствуют и виды работ, которые относятся к установке системы видеонаблюдения (код 4530783_ - Установка аппаратуры оперативного контроля и управления, сбора и передачи исходной информации (код 4530865) Пусконаладочные работы средств телемеханики.
Таким образом, в состав заявки на участие в аукционе необходимо включить Свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на виды работ по кодам 4530783 и 4530865".
Между тем, пунктом 1 части 1 ст. 11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе: "соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов".
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень видов работ) утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274, в соответствии с пунктом 2 которого установлено, что Перечень видов работ не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГК РФ.
Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 ГК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Для выполнения работ по установке систем видеонаблюдения, являющихся предметом аукциона, не осуществляются изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, и указанные в документации об аукционе работы, являющиеся предметом торгов, не входят в Перечень видов работ, следовательно, для выполнения этих работ не требуется наличие свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Ссылка на п. 33 Перечня видов работ (в котором содержатся такие виды работ как подводные (водолазные), содержащаяся в разъяснениях Заказчика, размещенных на сайте, является ошибочной, что подтвердил в ходе рассмотрения жалоб Заявителей представитель Заказчика, а иные виды работ, указанные в нем, относятся к монтажу технологического оборудования, а именно, установка аппаратуры оперативного контроля и управления, сбора и передачи исходной информации (4530783), а также к пусконаладочным работам средств телемеханики (4530865).
В ходе рассмотрения жалоб Заявителей, представитель Заказчика Бринцева И.В. пояснила, что виды работ, являющиеся предметом аукциона не входят в Перечень видов работ, однако, с работами по предмету аукциона взаимосвязаны иные виды работ, входящие в Перечень видов работ, которые будут выполняться в ходе исполнения контракта, относящиеся к работам по монтажу технологического оборудования (коды видов работ 4530780 - 4530788, 453091), пусконаладочным работам систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств (код 4530858) и при этом отметила, что судебная практика показывает, что работы по устройству систем видеонаблюдения могут быть отнесены к работам по устройству внутренних инженерных систем и оборудования.
Вместе с тем, ни один из видов работ, входящих в Перечень видов работ (работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования), не указан ни в документации об аукционе, ни в разъяснениях документации об аукционе.
Кроме того, в техническом задании не указаны виды работ, которые относятся к работам по монтажу технологического оборудования, которые по мнению Заказчика связаны с предметом аукциона и должны будут выполнены в ходе исполнения контракта, а под заголовком "Виды выполняемых работ" указаны фирменные (торговые) наименования приборов, необходимые для установки систем видеонаблюдения, которые сопровождаются словами "или эквивалент", при этом не указаны параметры эквивалентности товаров в соответствии с требованиями и показателями, установленными частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, т.е. не указаны требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, что является нарушением части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов. При отсутствии в документации об аукционе параметров эквивалентности товара, любой товар является эквивалентным указанному в документации об аукционе.
Отсутствие в документации об аукционе видов работ, для выполнение которых участник размещение должен иметь Свидетельство о допуске к видам работ (при наличии такого требования) нарушает цели Закона о размещении заказов, установленные части 1 статьи 1 Закона, и может привести к неправомерному допуску или отказу в допуске участников размещения заказов.
В ходе проверки Комиссия УФАС установила, что в документации об аукционе (форма 1.4.2.1 - сведения участника о функциональных/ качественных характеристиках товара, качествах работ, услуг и условиях исполнения государственного контракта) Заказчик установил требование о представлении календарного графика производства работ с указанием сведений о количества работающих, продолжительности выполнения работ в календарных днях (форма 1.4.6,), не влияющих на качество выполнения работ, а также не являющихся качественной характеристикой результатов выполнения работ по установке системы видеонаблюдения, что является нарушением части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов, согласно которой: "Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается."
Таким образом, поскольку виды работ, указанные в документации об аукционе не входят в Перечень видов работ, то включение Заказчиком в документацию об аукционе требования к участникам размещения заказа о наличии Свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, выданного саморегулируемой организацией, не относящихся к предмету аукциона, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, а требование о представлении в составе заявки копии такого свидетельства, а также календарного графика производства работ - нарушением части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь частями 1,2,5 статьи 57, частями 5 и 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379 решила:
1. Признать жалобы индивидуальных предпринимателей, Адыгейского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, Общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажавтоматика", Общества с ограниченной ответственностью "Безопасность и Комфорт", на действия государственного заказчика - Министерство здравоохранения Республики Адыгея обоснованными.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Адыгея нарушения пункта 1 части 1 ст. 11, части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
3. Выдать предписание Министерству здравоохранения Республики Адыгея и Уполномоченному органу (Министерству финансов Республики Адыгея) об устранении нарушения Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела руководителю Адыгейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-23/10 об устранении нарушений
законодательства о размещении заказов
08.06.2010 г.Майкоп
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии УФАС Женетля А.Ш., членов комиссии: начальника отдела Управления Точиева Б.Б., ведущего специалиста - эксперта Управления Хачемизовой З.К., представителей Заявителей, Государственного Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Адыгея и Министерства финансов Республики Адыгея (Уполномоченный орган) на основании решения, принятого Комиссией УФАС по делу NК-23/10 по итогам рассмотрения жалоб индивидуальных предпринимателей от 16.07.2009 N53 и (б/н от 03.06.2010), Адыгейского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества от 02.06.2010N45, Общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажавтоматика" от 03.06.2010 N23, Общества с ограниченной ответственностью "Безопасность и Комфорт" от 01.06.2010 N17 о нарушении законодательства о размещении заказов при проведении аукциона N86-А на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке систем видеонаблюдения в рамках республиканской программы "Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения на 2008-2010 годы", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), руководствуясь частями 9 и 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379 предписывает
1. Государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Адыгея привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов с учетом решения Комиссии УФАС по делу NК-23/10 (указать в техническом задании виды работ, являющиеся предметом аукциона, при необходимости установить требования к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к видам работ с указанием их кодов по Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N274)
2. Уполномоченному органу по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Адыгея продлить срок подачи заявок на участие в аукционе на пятнадцать дней со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте Республики Адыгея изменений, внесенных в документацию об аукционе.
3. Государственному заказчику и Уполномоченному органу по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Адыгея в срок до 25.06.2010 представить в Адыгейское УФАС России подтверждение исполнения предписания в письменном виде.
Комиссия УФАС обращает внимание на то, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 11 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016