Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 16 июня 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 04.06.2010
Решение в полном объеме изготовлено 16.06.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Женетль А.Ш.- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления).
Члены Комиссии:
Точив Б.Б.- начальник отдела Управления;
Псеуш М.Х.- главный специалист-эксперт Управления;
Рыбина А.Т.- ведущий специалист-эксперт Управления;
Вдовина О.Ю.- ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии: <_> - главного бухгалтера МП "ЖКХ" Теучежского района (на основании доверенности от 03.06.2010 г. N161)
рассмотрев дело NА-36/18-10 по признакам нарушения МП "ЖКХ" Теучежского района пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В рамках осуществления государственного контроля за действиями субъектов естественных монополий по отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг, предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея была запрошена информация у субъектов естественных монополий о соблюдении ими требований отбора финансовых организаций путем проведения открытых конкурсов или открытых аукционов.
В ходе проведения анализа представленной информации Адыгейским УФАС России было установлено, что МП "ЖКХ" Теучежского района (385228, Теучежский район, п.Тлюстенхабль, ул.Кубанская, 10) был заключен Договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N 111 от 19.11.2007 г. и Дополнительное соглашение от 01.09.2009 г. к договору N 111 банковского счета от 19.11.2007 г. с универсальным дополнительным офисом N8620/036 Адыгейского отделения N8620 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО).
Пункт 7.2 части 7 Договора содержит следующие условия: "Если не позднее, чем за 10 дней до истечения срока действия Договора ни одна из Сторон письменно не заявит о его расторжении, Договор автоматически пролонгируется на каждый следующий срок".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Статьей 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности субъектов естественных монополий (услуги по передаче тепловой энергии).
На основании заключения экспертизы и решения правления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Приказом от 11.12.2007 г. N98/2007-т МП "ЖКХ" Теучежского района установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию (производство, передача и сбыт).
Основным видом деятельности МП "ЖКХ" Теучежского района является передача тепловой энергии. Таким образом, МП "ЖКХ" Теучежского района осуществляет естественно-монопольный вид деятельности и является субъектом естественной монополии.
Следовательно, МП "ЖКХ" Теучежского района, являясь субъектом естественной монополии, обязано соблюдать требования пункта 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 18 введенного в действие с 26 октября 2006 года Закона о защите конкуренции, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе услуг по открытию и ведению банковских счетов (пункт 2).
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность субъектов естественной монополии проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг финансового характера в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закона о размещении заказа) для оказания поименованных в указанной статье финансовых услуг. При этом названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
Указанная норма не включает субъекты естественных монополий в круг лиц, являющихся государственными и муниципальными заказчиками, установленный статьей 4 Закона о размещении заказа, а лишь устанавливает, что субъекты естественной монополии должны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями данного закона. Порядок проведения открытого конкурса или открытого аукциона определен статьями 20-41 Закона о размещении заказа.
По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в статье 18 ФЗ "О защите конкуренции", должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или аукциона.
С момента вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции" заключение указанных договоров (продление ранее заключенных договоров) без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции расценивается как нарушение антимонопольного законодательства (письмо ФАС России от 21.02.2007 N ИА/2168 "О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции").
На основании вышеизложенного, действия МП "ЖКХ" Теучежского района по заключению и пролонгации Договора банковского счета (в валюте Российской Федерации) N 111 от 19.11.2007 г. без проведения торгов после вступления в силу Закона о защите конкуренции (после 26.10.2006), нарушают пункт 2 части 1 статьи 18 вышеуказанного закона.
В ходе рассмотрения данного дела <_> пояснила, что заключение Договора на обслуживание банковского счета происходило на основании положительной репутации Сберегательного банка Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 48 частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях МП "ЖКХ" Теучежского района нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении и пролонгации Договора банковского счета (в валюте Российской Федерации) N 111 от 19.11.2007 г. без осуществления отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги по открытию банковского счета.
2. Выдать МП "ЖКХ" Теучежского района обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу NА-36/18-10
16 июня 2010 г. г. Майкоп
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Женетль А.Ш.- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления).
Члены Комиссии:
Точив Б.Б.- начальник отдела Управления;
Псеуш М.Х.- главный специалист-эксперт Управления;
Рыбина А.Т.- ведущий специалист-эксперт Управления;
Вдовина О.Ю.- ведущий специалист-эксперт Управления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 16 июня 2010 г. по делу NА-36/18-10 о нарушении МП "ЖКХ" Теучежского района пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
МП "ЖКХ" Теучежского района в срок до 19.11.2010 г. прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в заключении Договора на открытие банковского счета без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, а именно: осуществить отбор финансовой организации для предоставления услуги по открытию банковского счета путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения направив в адрес Адыгейского УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов:
- извещения о проведении открытых конкурсов/аукционов;
- протоколы, составленные в ходе размещения заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 16 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016