Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/3022 (опубликовано 22 сентября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2015
Решение изготовлено в полном объеме 22.09.2015
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;
членов Комиссии:
помощника руководителя Крымского УФАС России В. С. Сусекова,
главного специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Р. А. Левицкого, -
при участии представителей интересов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Центр крови" (далее - Заказчик) И. О. Захаровой (по доверенности), М. С. Николаевой (по доверенности),
представители Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Техническая Компания" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, -
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов к автоматическому плазмаферезу "Автоферезис-С", рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком материалы, и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями) (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя б/д, б/н (вх. N617/09 от 10.09.2015) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Расходные материалы к автоматическому плазмаферезу "Автоферезис-С" (извещение N 0375200034615000019) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика: "Согласно извещению, конкурсной документации объектом закупки являются расходные материалы к автоматическому плазмаферезу "Автоферезис-С". Объект закупки состоит из двух номенклатурных позиций (Контейнер для сбора плазмы, Система одноразовая расходная "Plasmacell-С" для сбора плазмы с использованием мембранной фильтрации на сепараторе "Автоферезис - С"). При этом по данным государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий регистрационное удостоверение на дальнейшую реализацию системы одноразовой расходной "Plasmacell-С" для сбора плазмы с использованием мембранной фильтрации на сепараторе "Автоферезис - С", выдано только одной организации-заявителю медицинского изделия АО "Бакстер АГ", что приводит к ограничению количества потенциальных участников при объединении данного товара с другими номенклатурными позициями в рамках одной закупки" (цитата жалобы).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 03.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 746 624,00 российских рублей;
4) дата окончания подачи заявок: 19.09.2015, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 22.09.2015, дата проведения аукциона в электронной форме: 25.09.2015;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, 2 заявки отклонены.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией установлено, что Заказчик в документации об аукционе указал следующие требования к объекту закупки:
Описание объекта закупки *указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) | |||||
Наименование объекта закупки (товара) |
Код ОКПД |
Функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара) |
Ед. изм. |
Количество
|
|
Система одноразовая расходная "Plasmacell-С" для сбора плазмы с использованием мембранной фильтрации на сепараторе "Автоферезис - С" |
33.10.15.619 |
Должна содержать: 1. Устройство для сепарации; 2. Ротор с мембраной, вращающийся под действием магнитного поля; 3. Рабочий объем устройства для сепарации не более 7 мл; 4. Резервуар реинфузии; 5. Рабочий объем резервуара не более 180 мл; 6. Контейнер со встроенным фильтром для сбора концентрированных клеток крови; 7. Магистраль физраствора; 8. Магистраль антикоагулянта; 9. Магистраль датчика венозного давления; 10. Магистраль датчика трансмембранного давления; 11. Магистраль крови; 12. Магистраль клеток крови; 13. Магистраль плазмы; 14. Магистраль реинфузии. |
Шт. |
2 350 |
|
Контейнер для сбора плазмы |
33.10.15.619 |
Объем пластикового мешка не менее 1000 мл; Длина магистрали не менее 195 см; Тип порта для подсоединения к одноразовой расходной системе -Луер; |
Шт. |
2 350 |
|
Заказчиком в документации об Аукционе установлены:
Преференции участникам, по отношению к которым применяется национальный режим *в соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона |
Установлено: 15% |
На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя по следующим причинам: "Вышеуказанная жалоба не может быть рассмотрена, так как содержит ложную информацию. Претензия необоснованна в отношении того, что ГБУЗ РК "Центр крови" сформировал потребность в товаре под компанию Baxter, т.к. согласно Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей) осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий компания Baxter в настоящее время не имеет регистрационных удостоверений и не может принимать участие в процедуре закупки. Также необоснованна претензия по нарушению ч.3 ст.17 Федерального закона N135, т.к. товары, включенные в закупку составляют функционально связанную закрытую одноразовую стерильную систему, обеспечивающую надлежащее проведение процедуры автоматического плазмафереза в соответствии со всеми технологическими требованиями" (цитата возражений).
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика подтвердили, что закупают систему одноразовую расходную "Plasmacell-С" для сбора плазмы с использованием мембранной фильтрации на сепараторе "Автоферезис - С" (далее - Система) под конкретные, установленные у Заказчика аппараты "Baxter" и соответственно под данную Систему Заказчик закупает контейнеры для сбора плазмы, о наличии эквивалентов закупаемых медицинских изделий Заказчик не уведомлен.
Доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о возможности поставки системы одноразовой расходной "Plasmacell-С" для сбора плазмы с использованием мембранной фильтрации на сепараторе "Автоферезис - С" с регистрационном удостоверением хотя бы двух производителей, на заседание Комиссии Заказчиком не предоставлено.
Вместе с указанной Системой Заказчик закупает отдельный расходный материал - контейнер (мешок) для сбора плазмы, который подсоединяется к системе (на выходе аппарата). Согласно информации Государственного реестра медицинских изделий контейнера для сбора плазмы производятся несколькими производителями (отечественными, зарубежными).
При этом на заседание Комиссии представители Заказчика не предоставили доказательств того, что под указанную систему не подходят контейнера для сбора плазмы других производителей.
Комиссия, рассмотрев документацию об Аукционе, заслушав представителей Заказчика, приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе установил требования к поставке "Системы одноразовая расходная "Plasmacell-С" для сбора плазмы с использованием мембранной фильтрации на сепараторе "Автоферезис - С" вместе с контейнером для сбора плазмы (с указанным типом порта для подсоединения к одноразовой расходной системе - Луер), не соответствующие законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что система одноразовая расходная "Plasmacell-С" для сбора плазмы с использованием мембранной фильтрации на сепараторе "Автоферезис - С" поставляется и реализуется ограниченным кругом участников, совместное приобретение системы и контейнеров для сбора плазмы фактически приводит к ограничению участников, в случае если бы указанные медицинские изделия, в частности, контейнера для сбора плазмы приобретались бы отдельно.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод Заявителя об ограничении Заказчиком количества участников закупки вследствие объединения в рамках одной закупки системы одноразовой расходной "Plasmacell-С" для сбора плазмы с использованием мембранной фильтрации на сепараторе "Автоферезис - С", выпускаемой одним производителем, и закупку контейнера для сбора плазмы, выпускаемого несколькими производителями, нашел свое подтверждение.
2. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Заказчик в проекте контракта предусмотрел расторжение контракта только по следующим основаниям:
"11.4. Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
11.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
11.6. Расторжение контракта в одностороннем порядке осуществляется в порядке, установленном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ" (цитата из проекта контракта).
Таким образом, в проекте государственного контракта указано на право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и порядок его расторжения, не отразив право поставщика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и порядок его расторжения, в соответствии с частями 19 - 24 статьи 95 Закона о контрактной системе:
"19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона".
Указанные действия Заказчика нарушают требования части 14 статьи 34, частей 19 - 24 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями), пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 N727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 19 - 24 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела N06/626-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N06/626-15
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
17.09.2015 |
г. Симферополь |
Резолютивная часть предписания объявлена 17.09.2015
Предписание изготовлено в полном объеме 22.09.2015
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;
членов Комиссии:
помощника руководителя Крымского УФАС России В. С. Сусекова,
главного специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Р. А. Левицкого, -
на основании решения Комиссии от 17.09.2015 по делу N06/626-15 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Техническая Компания" б/д, б/н (вх. N617/09 от 10.09.2015) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Центр крови" (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) аукциона в электронной форме "Расходные материалы к автоматическому плазмаферезу "Автоферезис-С" (извещение N0375200034615000019) (далее - Аукцион), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262, предписывает:
1. Заказчику отменить Аукцион.
2. Заказчику в срок до 10.10.2015 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/3022 (опубликовано 22 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016