Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 16 сентября 2015 г. N 04-45/39-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:
<_>
<_>
<_>
|
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, заместитель председателя Комиссии; - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии; - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии |
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу ООО "Альтернатива" на действия Администрации Петрозаводского городского округа (далее - АПГО) при проведении отбора исполнителей по организации и исполнению перевозок пассажиров и багажа по регулярному маршруту Петрозаводского городского округа N 9, в присутствии:
представителей АПГО;
представителя заявителя - ООО "Альтернатива" установила:
В Карельское УФАС России поступила жалоба ООО "Альтернатива" от 09.09.2015 вх. N 4698.
Торги - отбор исполнителей по организации и исполнению перевозок пассажиров и багажа по регулярному маршруту Петрозаводского городского округа N9 (извещение и проект договора размещены на сайте http://www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk_new/activity/transport/otdel/c ontests.htm).
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции", уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения (N04-45/39-2015/3899 от 10.09.2015) направлено Заявителю и организатору отбора по электронной почте. Рассмотрение жалобы было назначено на 16.09.2015 в 11 часов 30 минут, состоялось в указанное время.
Доводы жалобы сводятся к следующему.
02 сентября 2015 года на официальном сайте АПГО http://petrozavodsk-mo.iTi/ размещена информация о начале приёма документов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для организации и осуществления перевозок пассажиров по регулярному маршруту Петрозаводского городского округа N9, в том числе проект договора на организацию и исполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту городского транспорта, а также извещение о проведении отбора.
ООО "Альтернатива" считает, что АПГО при организации указанных торгов неправомерно установлен в качестве единственного критерия отбора - размер платы за проезд пассажира. По мнению Общества, установление данного критерия является необоснованным, поскольку договор по итогам отбора заявок заключается сроком на три года, соответственно гарантировать заявленную цену тарифа (тем более пониженного, в целях победы в отборе заявок) на протяжении всего срока осуществления перевозки пассажиров и багажа по регулярному маршруту представляется сложным.
Также ООО "Альтернатива" полагает, что АПГО нарушена процедура проведения отбора заявок, так как АПГО не соблюден установленный статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) срок. Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения, однако извещение об отборе заявок размещено АПГО - 02.09.2015, в то время как победитель должен быть отобран 11.09.2015.
Кроме того, Заявитель отмечает, что в настоящее время отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа регулируются Решением Петрозаводского городского совета от 09.06.2011 N27/03-63 (в ред. от 22.04.2015 N27/33-540). Пунктом 2.1.5. данного решения установлено, что положение о комиссии по организации транспортного обслуживания населения Петрозаводского городского округа утверждает Петрозаводский городской совет. Однако до настоящего времени такое положение ПетроСоветом не разработано.
В связи с этим Общество считает нарушением проведение отбора исполнителей по организации и исполнению перевозок пассажиров и багажа по маршруту городского транспорта в отсутствие положения о комиссии по организации транспортного обслуживания населения Петрозаводского городского округа.
Учитывая изложенное, ООО "Альтернатива" просит выдать АПГО предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а также приостановить отбор заявок на заключение договора на организацию и исполнение перевозок пассажиров и багажа по регулярному маршруту N9.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представители АПГО не согласились с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (исх. от 14.09.2015 N 111-30-395, вх.N4778 от 14.09.2015).
По мнению организатора отбора, ссылка Заявителя на нормы ГК РФ при установлении срока на подачу заявок является несостоятельной в силу того, что процедура проведения отбора заявок от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для организации и исполнения перевозок пассажиров и багажа по регулярным маршрутам Петрозаводского городского округа не является конкурсом или аукционом в смысле статей 447-449 ГК РФ, и соответственно, его проведение не регулируется указанными статьями.
По мнению представителей АПГО, установленный срок приема заявок для участия в отборе, - 5 рабочих дней, является достаточным для того, чтобы потенциальные участники отбора могли провести соответствующий анализ рынка в целях подачи предложения о цене и представления проекта расписания движения по маршруту. Также указали, что о планировании открытия маршрута N9 сообщалось в СМИ еще 18.05.2015.
Кроме того, представители АПГО отметили, что в мае 2015 года в соответствии с распоряжением АПГО от 14.05.2015 N182-р "О проведении отбора заявок для организации и исполнения перевозок пассажиров и багажа" на сайте Администрации - petrozavodsk-mo.ru было размещено извещение о приеме заявок от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для организации и исполнения перевозок пассажиров по регулярному маршруту Петрозаводского городского округа N 9.
Однако, договор об организации и исполнении перевозок на условиях отбора заявок не был заключен ввиду отсутствия заключения комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа о результатах подведения итогов отбора заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для организации и исполнения перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок по территории Петрозаводского городского округа N 9.
Относительно довода Заявителя о неправомерности установления в качестве единственного критерия отбора - цены, представители АПГО пояснили следующее.
Согласно извещению о приеме заявок критерием отбора заявок для заключения договора является размер платы за проезд пассажира и провоз багажа по маршруту регулярной перевозки. Победителем признается заявитель, предложивший минимальный размер платы за разовый проезд одного пассажира и провоз багажа по маршруту регулярной перевозки.
Одновременно пунктом 2.6. извещения о приеме заявок определено, что полные условия работы на маршруте указаны в проекте договора на организацию и исполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа.
Согласно пункту 5.1. договора на осуществление перевозок пассажира и багажа по маршруту перевозчик взимает плату в размере, не превышающем размера платы, заявленного перевозчиком при проведении отбора, только в первые пять месяцев действия договора, далее - по тарифам на перевозку пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования, установленным правовым актом уполномоченного на то органа местного самоуправления Петрозаводского городского округа.
АПГО полагает, что указанный критерий отбора обеспечивает населению возможность стабильного транспортного обслуживания и доступность получения транспортных услуг в отдаленных районах города; при этом установление данного критерия обеспечивает в равной мере каждому участнику допуск к участию в проведении процедуры отбора заявок.
По доводу Заявителя об отсутствии утвержденного Петрозаводским городским Советом положения о комиссии по организации транспортного обслуживания населения Петрозаводского городского округа представители АПГО пояснили следующее.
Решением Петрозаводского городского Совета от 22.04.2015 N27/33-540 "О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа" Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа было дополнено пунктом 2.1.5, согласно которому к полномочиям Петрозаводского городского Совета относится утверждение положения о комиссии по организации транспортного обслуживания населения Петрозаводского городского округа (далее - решение ПГС от 22.04.2015 N 27/33-540).
Решение Петрозаводского городского Совета от 22.04.2015 N27/33-540 было оспорено АПГО в судебном порядке в части признания недействующим пункта 2.1.5.
Решением Петрозаводского городского суда от 28.07.2015 по делу N2- 5421/2015 пункт 2.1.5 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа признан недействующим.
В настоящее время Постановлением АПГО от 26.12.2014 N6601 "О порядке организации транспортного обслуживания населения в границах Петрозаводского городского округа" (далее - N6601) утверждено Положение о комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа, которое является действующим и в рамках которого осуществляется, в том числе, рассмотрение вопросов по организации и исполнению перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по территории Петрозаводского городского округа.
Относительно установления в проекте договора штрафных санкций в отношении победителя отбора, представили АПГО указали следующее. Опыт предыдущих лет показал, что со стороны перевозчиков фиксируется значительное количество нарушений, при этом договорами не было предусмотрено какой-либо ответственности. Хозяйствующие субъекты могли прекратить свою деятельность, не выйти на рейс без указания объективных причин; при этом, в результате таких действий, затрагивались интересы неопределенного круга лиц, - потребителей услуг. Опыт исполнения договоров на иных маршрутах привел к необходимости ужесточения ответственности; штрафные санкции способствуют добросовестному отношению к оказываемым услугам и надлежащему исполнению договоров. В качестве примера АПГО привела договор на обслуживание 26 маршрута, в котором также предусмотрены штрафные санкции, в связи с чем не зафиксировано ни одного факта нарушений.
В заключении представители АПГО отметили, что ООО "Альтернатива" не подавало заявку на участие в обжалуемом отборе. В тоже время, для участия в отборе заявок поступило шесть заявлений от перевозчиков, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции и несостоятельности доводов жалобы.
При этом все поступившие заявки до настоящего времени не рассмотрены, итоги отбора не поведены, поскольку у депутатов ПетроСовета, являющихся членами комиссии по отбору, возник вопрос о целесообразности открытия маршрута N9 в связи с возможным дублированием маршрутов, обслуживаемых троллейбусами.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Организатор торгов - Администрация Петрозаводского городского округа.
Предмет торгов - отбор исполнителей по договору на организацию и исполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту городского транспорта N9. Победителем признается лицо, предложившее минимальный размер платы за разовый проезд одного пассажира.
Извещение о проведении конкурса размещено на официальном сайте http://www.petrozavodsk-mo.ru/.
Порядок проведения торгов определен Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.12.2014 N6601 "О порядке организации транспортного обслуживания населения в границах Петрозаводского городского округа" (далее - Постановление N 6601).
Дата начала приема заявок 02.09.2015.
Дата окончания приема заявок 08.09.2015.
Дата и время подведения итогов отбора 11.09.2015 в 15 часов 00 минут.
Заслушав доводы сторон, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российский Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 N27/03-63 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа" (далее - Решение ПГС N27/03-63) утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа.
Согласно разделу 2.2. Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа к компетенции Главы Петрозаводского городского округа относится, в том числе: утверждение положения о порядке утверждения маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа; утверждение положения о порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа.
На основании вышеизложенного было принято Постановление N 6601, которым утверждены:
Положение о комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа;
Положение о порядке утверждения маршрутов регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа;
Положение о порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа заключение договора об организации и исполнении перевозок производится АПГО на основании отбора заявок, соответствующих объявленным в извещении о приеме заявок требованиям. Требования к заявителям, период и место регистрации заявок устанавливается АПГО в каждом из извещений, при этом период регистрации заявок не может быть менее двух рабочих дней. Извещение о приеме заявок размещается на официальном сайте АПГО вместе с проектом договора на организацию и исполнение перевозок по маршруту.
Согласно пункту 3 Положения о порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа заключение договора об организации и исполнении перевозок производится АПГО на основании отбора заявок, соответствующих объявленным в извещении о приеме заявок требованиям.
Требования к заявителям, период и место регистрации заявок устанавливается АПГО в каждом из извещений, при этом период регистрации заявок не может быть менее двух рабочих дней.
Извещение о приеме заявок размещается на официальном сайте АПГО вместе с проектом договора на организацию и исполнение перевозок по маршруту.
Рассмотрение заявок АПГО и подготовка заключения по поступившим предложениям Комиссией осуществляется в срок не более 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок.
Таким образом, АПГО самостоятельно определяет срок размещения извещения об отборе заявок и срок приема заявок для участия в отборе.
Довод ООО "Альтернатива" относительно невозможности подачи заявки на участие в отборе в связи с тем, что ранее Общество не занималось данным видом деятельности и в период приема заявок для проведения отбора отсутствовал директор Общества, Комиссия Карельского УФАС России признает несостоятельным.
Согласно извещению о проведении торгов - критерий отбора заявок для заключения договора - размер платы за проезд пассажира и провоз багажа по маршруту регулярной перевозки. Победителем признается заявитель, предложивший минимальный размер платы за разовый проезд одного пассажира и провоз багажа по маршруту регулярной перевозки. При прочих равных условиях победившей признаётся заявка, зарегистрированная первой.
В извещении о приеме заявок от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для организации и исполнения перевозок пассажиров по регулярному маршруту Петрозаводского городского округа N 9 установлены единые для всех участников отбора заявок требования. При этом законодательство не содержит ограничений по числу и содержанию установленных требований к заявителям.
При этом, согласно пункту 5.1 проекта договора, перевозчик взимает плату в размере, не превышающем размера платы, заявленного перевозчиком при проведении отбора, только в первые пять месяцев действия договора, далее - по тарифам на перевозку пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования, установленным правовым актом уполномоченного на то органа местного самоуправления Петрозаводского городского округа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что договор по итогам отбора заключается сроком на 3 года, соответственно перевозчику затруднительно гарантировать заявленную цену на протяжении всего срока осуществления перевозки пассажиров и багажа также является необоснованным.
Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что согласно условиям проведения отбора, ко всем потенциальным участникам торгов предъявляются единые требования. Лист регистрации заявок, представленный АПГО на рассмотрение жалобы, свидетельствует о наличии конкуренции, - на участие в отборе поступило 6 заявок (ООО "ТК Автопассаж", ООО "Автопассаж", ООО "Полет", ООО ТК "Вираж", ООО "Экспресс-Транссервис", ООО "Мираж Авто").
ООО "Альтернатива" заявку на участие в обжалуемом отборе не подавало, аргументированных доводов относительно того, каким образом установленный организатором торгов критерий о минимальном размере платы повлек или может повлечь нарушение его прав и законных интересов, не представило.
Также Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что на сайте АПГО 11 сентября 2015 года в 17 часов 57 минут в разделе новости появилась статья "Конкурсный отбор на маршрут N9 не состоялся" в связи с тем, что часть членов комиссии - депутаты ПетроСовета предложили изучить вопрос целесообразности его открытия.
Фактически итоги конкурса не подведены, заявки не вскрыты, победитель не выбран.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Карельского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Альтернатива" N04-45/39-2015 на действия Администрации Петрозаводского городского округа при проведении отбора исполнителей по договору на организацию и исполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту городского транспорта N 9 необоснованной.
Председатель Комиссии |
_______________ |
<_>
|
Члены Комиссии |
_______________ |
<_>
|
|
_______________
|
<_>
|
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 16 сентября 2015 г. N 04-45/39-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016