Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 11 сентября 2015 г. N 162-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
Заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО "Челябинский компрессорный завод" и проведя внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку Блока-контейнера компрессорного в корпус КСС на объекте Реконструкция и техническое перевооружение производства АО Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск (извещение N 0469000000915000024) в присутствии:
- представителя АО СКБ "Турбина" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 27.04.2015 N 24;
- представителей ООО "Челябинский компрессорный завод" (далее - заявитель), действующих на основании доверенности от 10.09.2015 N 151/300915, установила:
В Челябинское УФАС России 04.09.2015 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку Блока-контейнера компрессорного в корпус КСС на объекте Реконструкция и техническое перевооружение производства АО Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск (извещение N 0469000000915000024) (далее - аукцион).
Решением N 582-ж/2015 от 08.09.2015 жалоба заявителя возвращена и назначено проведение внеплановой проверки.
Согласно представленным документам 27.07.2015 заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0469000000915000024 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 000 000, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 19.08.2015 в 06 часов 00 минут.
На дату рассмотрения обращения контракт на поставку Блока-контейнера компрессорного в корпус КСС на объекте Реконструкция и техническое перевооружение производства АО Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск заключен с ООО ПО "Компрессорные машины".
Согласно доводам обращения заказчиком части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе не установлены преференции для товаров отечественного производства.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в обращении, не согласился и пояснил следующее.
У заказчика отсутствует обязанность устанавливать запреты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государств", так как в отношении закупаемого заказчиком товара подтверждение отсутствия производства на территории Российской Федерации не требуется.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 является Перечень товаров, в отношении которых подтверждается отсутствие производства на территории российской Федерации.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона от 03.08.2015 NИИ2 объектом закупки является поставка Блока-контейнера компрессорного в корпус КСС на объекте Реконструкция и техническое перевооружение производства АО Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск.
При этом такой товар как компрессорный блок-контейнера не входит в перечень, определенный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224.
Следовательно, у заказчика отсутствует обязанность устанавливать в документации о закупке запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, довод обращения заявителя не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.
2. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу N 20-Р заседания аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 20.08.2015 аукционной комиссией допущены к аукциону две заявки, поданные участниками закупки.
Комиссия, рассмотрев на заседании указанные заявки, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 14 раздела I аукционной документации описание объекта закупки заказчиком указано в Техническом задании.
Техническое задание содержит таблицу, в которой заказчиком указаны требуемые характеристики товара подлежащего поставке.
Пунктом 21 Информационной карты аукциона предусмотрено, что при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Следует отметить, что требования к содержанию первой части заявки участника закупки установлено заказчиком не в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части указания участником наименования страны происхождения товара.
Согласно подпункту 3 пункта 22 Информационной карты аукциона конкретные показатели, а именно, сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе, должны быть сформулированы четко, точно и подробно по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в соответствии с Разделом III Аукционной документации "Техническое задание".
Вместе с тем, в содержании первых частей заявок участников закупки отсутствуют значения показателей товара по отдельным из позиции в соответствии с Разделом III Аукционной документации "Техническое задание".
Так, в первой части заявки участника закупки с порядковым номером заявки N 1 отсутствуют требуемые заказчиком значения показателей по позициям 3, 4 Технического задания.
Первая часть заявки участника закупки с порядковым номером заявки N 2 не содержит таких показателей по 4 позиции "Адсорбционный осушитель", как "Входное содержание масел", "Электропитание", "Присоединение".
Кроме того, участником закупки с порядковым номером заявки N 2 в содержании первой части заявки представлены конкретные показатели не соответствующие требованиям заказчика, а именно: значение показателя "Потери на регенирацию" участником представлено в виде "12-14 %", тогда как заказчику требуется "14,5 %".
Более того, ни одним, ни другим участником закупки в содержании первой части заявки не представлены сведения о наименовании страны происхождения товара.
Таким образом, первые части заявок, поданные на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям аукционной документации.
С учетом изложенного, аукционной комиссией в нарушение частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе допущены к участию в электронном аукционе участники закупки с порядковыми номерами заявок NN 1, 2.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пункт 23 Информационной карты аукциона поименован как порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Вместе с тем, данное положение документации о закупке не содержит указанных сведений, а фактически дублирует часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и устанавливает порядок внесения изменений в документацию о закупке.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 21 Информационной карты аукциона предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тогда как пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу с 1 января 2014 года, а пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не относится к предмету размещаемой закупки.
5. В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает два вида обеспечения исполнения контракта: в форме банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Вместе с тем, заказчиком в пункте 2.4.2. проекта контракта предусмотрено обеспечение исполнения контракта в виде предоставления залога, что не соответствует части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
6. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления поставщиком при поставке документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 6.4. проекта контракта оборудование не должно иметь каких-либо ограничений (залог, запрет, арест, и т.п.) к свободному обращению на территории Российской Федерации, иметь в установленных законодательством случаях сертификаты соответствия или иные документы, соответствовать стандартам безопасности и сертификации в РФ.
Однако из условий проекта контракта, невозможно определить каким именно требованиям (стандартам) должен соответствовать товар.
В свою очередь пунктом 3.4. проекта контракта предусмотрено, что вместе с поставкой оборудования поставщик обязать передать заказчику сертификаты соответствия на оборудование, руководство по эксплуатации в бумажном и электронном виде. Невыполнение данного условия приведет к наложению штрафных санкций на поставщика за неисполнение условий контракта.
Таким образом, из документации о закупке невозможно определить исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить заказчику при поставке товара.
Таким образом, проект контракта не соответствует пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Постановление Правительства).
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Вместе с тем, заказчик в нарушение указанных положений в пунктах 5.14, 5.16 проекта контракта предусмотрел дополнительную ответственность для поставщика в виде уплаты штрафной неустойки.
Таким образом, проект контракта не соответствует частям 4, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения в действиях:
- заказчика - частей 4, 7, 8 статьи 34, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
- аукционной комиссии - частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать, так как контракт на поставку Блока-контейнера компрессорного в корпус КСС на объекте Реконструкция и техническое перевооружение производства АО Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 сентября 2015 г. N 162-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016