Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 30 июня 2010 г. N 06-01-15-14-10
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела N 06-01-15-14-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: и. о. Заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы Н. П. Камнева,
члены Комиссии: Ю. В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
К. А. Киселев - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-01-15-14-10, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Ольдам" (место нахождения Общества: 115304, г. Москва, Кавказский бульвар, д.29, корп.1; место нахождения филиала: 630047, г. Новосибирск, ул. Северная, д.4, 3 этаж) п.п. 1, 2 ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым:
- не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Указанное нарушение выразилось в распространении филиалом ООО "Ольдам" в г. Новосибирске в феврале 2010 г. ложной, неточной или искаженной информации в отношении ООО "СоюзЭнергоСвязь".
в присутствии:
представитель ответчика - ООО "Ольдам", директора филиала ООО "Ольдам" в г. Новосибирске "_", действующего на основании Доверенности,
представитель заинтересованного лица - ООО "СоюзЭнергоСвязь", "_", действующего на основании доверенности, установила:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление ООО "СоюзЭнергоСвязь" (вх. N1132 от 19.02.2010 г.) в отношении филиала ООО "Ольдам" в г. Новосибирске. Заявитель сообщает, что директором филиала в адрес партнеров и заказчиков ООО "СоюзЭнергоСвязь" в феврале 2010 г. было направлено письмо, содержащее неточные, искаженные сведения, которые могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации ООО "СоюзЭнергоСвязь". В данном письме сообщается, в том числе о том, что в случае выбора заявителя в качестве поставщика, покупатель может быть поставлен перед фактом невыполнения обязательств со стороны ООО "СоюзЭнергоСвязь". Таким образом, в действиях филиала ООО "Ольдам" в г. Новосибирске содержатся признаки нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
Согласно ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из материалов проверки, ООО "СоюзЭнергоСвязь" в г. Новосибирске осуществляет следующие виды экономической деятельности: оптовая торговля машинами и оборудованием, прочая оптовая торговля, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений (согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.12.2009 г.). Также из пояснений ООО "СоюзЭнергоСвязь" следует, что Общество оказывает своим клиентам полный комплекс услуг - от разработки и проектирования до введения в эксплуатацию, сдачи объектов "под ключ" и сервисного сопровождения систем электропитания и бесперебойного электроснабжения.
Так Обществом в период с сентября 2008 г. по декабрь 2009 г. ряду организаций г. Новосибирска и г. Кемерово были оказаны следующие услуги:
- поставка, демонтажные, монтажные и пусконаладочные работы по проекту реконструкции щита постоянного тока и щита собственных нужд с комплексной заменой кабельного хозяйства для ПС 110кВ;
- работы по капитальному ремонту (замене) аккумуляторной батареи с утилизацией электролита и свинца, поставка оборудования, монтаж и пусконаладочные работы;
- поставка аккумуляторной батареи и зарядно-выпрямительных устройств;
- работы по капитальному ремонту систем освещения пути метроплитена.
ООО "СоюзЭнергоСвязь" 17.11.2008 г. выданы лицензии NГС-6-54-01-1026-0-5405367165-012429-1 "Проектирование зданий и сооружений, за исключением сезонного или вспомогательного назначения" и NГС-6-54-01-1027-0-5405367165-012427-1 от 17.11.2008 г. "Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного и вспомогательного назначения", в соответствии с которыми Общество оказывает услуги и производит работы.
Филиал ООО "Ольдам" также в г. Новосибирске осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: оптовая торговля, поставка комплексных систем электропитания, организация перевозок грузов, хранение и складирование, строительство, проектирование любых объектов гражданского, промышленного и технического назначения, монтажные, эксплуатационные, проектные, пуско-наладочные работы, внешнеэкономическая деятельность (согласно справке, предоставленной филиалом ООО "Ольдам" в г. Новосибирске).
Также, как следует из "Справки о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров (Новосибирский филиал ООО "Ольдам"), Общество оказывало организациям (в том числе в г. Новосибирске) работы/услуги аналогичные работам/услугам, оказываемым ООО "СоюзЭнергоСвязь".
При этом ООО "Ольдам" 17.09.2007 г. выданы лицензии NГС-1-99-02-26-0-7724533704-057583-1 "Проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом" и NГС-1-99-02-27-0-7724533704-057582-1 от 17.09.2007 г. "Строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом", в соответствии с которыми Общество оказывает услуги и производит работы.
При этом и ООО "СоюзЭнергоСвязь", и филиал ООО "Ольдам" в г. Новосибирске зарегистрированы на территории г. Новосибирска, имеют схожие уставные цели (извлечение прибыли), и виды деятельности (предусмотренные Уставом ООО "СоюзЭнергоСвязь" и положением о филиале ООО "Ольдам" в г. Новосибирске).
Таким образом, филиал ООО "Ольдам" в г. Новосибирске и ООО "СоюзЭнергоСвязь" осуществляют подобные виды деятельности на одном товарном рынке, следовательно, являются конкурирующими хозяйствующими субъектами.
Заявителем представлено письмо, направленное филиалом ООО "Ольдам" в г. Новосибирске ОАО "Энергосервис". ОАО "Энергосервис", исходя из содержания данного письма, было выбрано для выполнения комплексных работ на Омской ТЭЦ-5 (реконструкция аккумуляторной батареи N2) и на Томской ГРЭС-2 (работы по замене аккумуляторной батареи N2 ГРЭС-2). В комплекс работ по данным объектам должны войти:
- поставка оборудования (аккумуляторные батареи, зарядно-выпрямительные устройства и щиты постоянного тока (ЩПТ);
- проектно-изыскательские работы;
- демонтажные-монтажные работы;
- пуско-наладочные работы;
- обучение персонала.
Далее в письме указано, что, по имеющейся у филиала ООО "Ольдам" в г. Новосибирске информации, в качестве поставщика указанного оборудования было выбрано ООО "СоюзЭнергоСвязь".
Также в письме в утвердительной форме изложено, что у ООО "СоюзЭнергоСвязь" отсутствуют:
- проектный отдел, способный выполнить проектные работы по вышеназванным объектам;
- сервисная служба, необходимая для выполнения строительных работ, демонтажно-монтажных, пуско-наладочных работ;
- технический отдел;
- опыт поставок на объекты ОАО "ТГК-11", на объекты генерации энергетических компаний РФ;
- дилерские отношения с производителями указанного выше оборудования, и как следствие, ООО "СоюзЭнергоСвязь" не сможет нести ответственность по гарантийным и послегарантийным случаям с поставленным оборудованием;
- собственное производство и технические разработки в сфере энергетического оборудования;
- достаточный объем оборотных денежных средств для реализации аналогичных проектов.
Далее как вывод следует: "На основании изложенного, обращаем Ваше внимание, что ООО "СоюзЭнергоСвязь" не соответствует необходимым требованиям, предъявляемым к подрядным организациям (поставщикам) при реализации аналогичных комплексных проектов. В случае выбора ООО "СоюзЭнергоСвязь" в качестве поставщика оборудования и услуг для реконструкции Омской ТЭЦ-5 и Томской ГРЭС, ОАО "ТГК-11" может быть поставлено перед фактом невыполнения компанией ООО "СоюзЭнергоСвязь" своих договорных обязательств, что может привести к срыву сроков поставки оборудования и ненадлежащему качеству выполнения работ".
Также в письме ООО "Ольдам" предлагает себя в качестве стратегического партнера и поставщика электротехнического оборудования на указанные объекты ОАО "ТГК-11".
Согласно, п.9 ст.4 Закона "О защите конкуренции", недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона "О защите конкуренции", недобросовестная конкуренция не допускается.
Материалами проверки установлено, что ООО "СоюзЭнергоСвязь" является официальным партнером ООО "ПромТехНаладка". ООО "ПТН" имеет все необходимые свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Свидетельство СРО НПСО N0560-2010-55030665250-С-049 от 17.02.2010 г.). ООО "ПТН" согласно с привлечением в качестве субподрядчика на объекты, реализуемые компанией ООО "СоюзЭнергоСвязь" (согласно письму от 17.02.2010 г. N10).
Также установлено, что ООО "СоюзЭнергоСвязь" сотрудничает с производителями продукции для энергетической отрасли. Деловыми партнерами Общества являются:
- ОАО ПК "Электроконцепт" - производство электротехнического оборудования для систем оперативного тока электрических станций и подстанций различного класса напряжений. Также выполнение работ по проектированию и монтажу оборудования;
- ООО "ФИАММ Индастриал РУС" - производство стационарных аккумуляторных батарей GroE;
- концерн "ENERSYS" (HAWKER) - производство стационарных аккумуляторных батарей;
- компания "Margen Srl" - производство дизель-генераторных установок;
- ООО "Монтэл" - производство щитовой продукции для нужд энергетической отрасли;
- ООО "Компания СИБЭЛЕКТРОЩИТ" - производство щитовой продукции и поставка комплектующих для нужд энергетической отрасли.
При этом 10.02.2010 г. ОАО "Энергосервис" была начата процедура проведения Запроса предложений. В Открытом запросе предложений указано, что участником запроса предложений может быть любой поставщик, отвечающий следующим требованиям:
- обладающий гражданской правосубъектностью для заключения договора;
- не являющийся неплатежеспособным, банкротом, не находящийся в процессе ликвидации. На имущество участника в части, существенной для исполнения Договора, не должен быть наложен арест, его экономическая деятельность не должна быть приостановлена;
- наличие документа, подтверждающего вступление в СРО.
Данными требованиями не установлена обязанность поставщика иметь собственный проектный отдел, способный выполнить проектные работы; собственную сервисную службу, необходимую для выполнения строительных работ, демонтажно-монтажных, пуско-наладочных работ; собственный технический отдел; опыт поставок на объекты ОАО "ТГК-11", на объекты генерации энергетических компаний РФ; дилерские отношения с производителями оборудования; собственное производство и технические разработки в сфере энергетического оборудования; достаточный объем оборотных денежных средств для реализации аналогичных проектов.
Следовательно, ООО "СоюзЭнергоСвязь" имеет право привлекать в качестве субподрядчиков и поставщиков оборудования иные организации, если это не является препятствием для исполнения обязательств по договору с ОАО "Энергосервис".
Согласно Справке N30046 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на "01" января 2010 г., выданной Заместителем начальника ИФНС России по октябрьскому району г. Новосибирска А. Н. Евстефеевым, ООО "СоюзЭнергоСвязь" не имеет задолженности перед бюджетом. Также Общество не имеет задолженностей и перед поставщиками.
Новосибирским УФАС России не установлен факт наличия у ООО "СоюзЭнергоСвязь" документа, подтверждающего вступление данной организации в СРО. Но, как было указано выше, данный документ имеется у ООО "ПТН", которое при необходимости привлекается в качестве субподрядчика.
Таким образом, необходимым требованиям, предъявляемым к Поставщикам, ООО "СоюзЭнергоСвязь" соответствует.
Т.е. информация о том, "что ООО "СоюзЭнергоСвязь" не соответствует необходимым требованиям, предъявляемым к подрядным организациям (поставщикам) при реализации аналогичных комплексных проектов" не является достоверной.
Кроме того, в письме филиала ООО "Ольдам" в г. Новосибирске указано, что отсутствие дилерских отношений с производителями оборудования приведет к тому, что ООО "СоюзЭнергоСвязь" не сможет нести ответственность по гарантийным и послегарантийным случаям с поставленным оборудованием. Эта информация не является достоверной. В материалах проверки имеются письма организаций-партнеров ООО "СоюзЭнергоСвязь" (указаны выше), в которых указано, что на весь перечень продукции, поставляемой ООО "СоюзЭнергоСвязь" распространяется гарантия завода-изготовителя.
Согласно п.п.1,2 ч.1 ст.14 Закона "О защите конкуренции", не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Таким образом, распространяя информацию, рассмотренную выше, филиал ООО "Ольдам" в г. Новосибирске может причинить убытки ООО "СоюзЭнергоСвязь" и нанести вред деловой репутации Общества. Кроме того, указывая на отсутствие дилерских отношений ООО "СоюзЭнергоСвязь" с производителями оборудования, филиал ООО "Ольдам" в г. Новосибирске ставит под сомнение качество оборудования, используемого ООО "СоюзЭнергоСвязь".
По смыслу п.1 ч.1 ст.14 Закона "О защите конкуренции", для установления факта недобросовестной конкуренции необходимо установить наличие трех обстоятельств: факта распространения сведений; ложности, неточности или искаженности распространенных сведений; вероятности причинения этими сведениями убытков хозяйствующему субъекту либо нанесения ущерба его деловой репутации. Наличие данных трех факторов доказано выше.
Следовательно, филиал ООО "Ольдам" в г. Новосибирске своими действиями нарушил п.п.1, 2 ч.1 ст.14 Закона "О защите конкуренции".
В Отзыве на определение о назначении дела N06-01-15-14-10 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Ольдам" сообщает следующее.
Информация об ООО "СоюзЭнергоСвязь" была сообщена в адрес следующих организаций: ОАО "Территориальная генерирующая компания" N11 (ТГК-11), Территориальной генерирующей компании N11, Омский филиал ОАО "Энергосервис", Омской ТЭЦ-5. В рамках инвестиционной программы ОАО "ТГК-11" на 2010 год для реконструкции системы оперативного постоянного тока Омской ТЭЦ-5 было выбрано ООО "СоюзЭнергоСвязь". Но ООО "СоюзЭнергоСвязь" не соответствовало требованиям, заявленным ТГК-11 для производства вышеуказанных работ. Согласно информации, полученной из открытых источников, у ООО "СоюзЭнергоСвязь" (штатной численностью 3 чел.) отсутствуют: проектный отдел, способный выполнить проектные работы; сервисная служба, необходимая для выполнения строительных, демонтажно-монтажных и пуско-наладочных работ; технический отдел; опыт поставок на объекты генерации энергетических компаний РФ; дилерские отношения с производителями оборудования; собственное производство и технические разработки в сфере энергетического оборудования.
Учитывая сложность и объем работ, а также в целях выполнения объявленного государственными органами усиления надзора за безопасностью работ при реконструкции и эксплуатации технически сложных объектов, ООО "Ольдам" сочло своим долгом сообщить всем заинтересованным организациям о несоответствии ООО "СоюзЭнергоСвязь" требованиям, заявленным ТГК-11. При этом ООО "Ольдам" не преследовало цель распространения ложной, неточной или искаженной информации в отношении ООО "СоюзЭнергоСвязь".
Данные доводы Комиссией Новосибирского УФАС России не приняты по обстоятельствам изложенным выше.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Ольдам" (место нахождения Общества: 115304, г. Москва, Кавказский бульвар, д.29, корп.1; место нахождения филиала: 630047, г. Новосибирск, ул. Северная, д.4, 3 этаж) нарушившим п.п. 1, 2 ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым:
- не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Указанное нарушение выразилось в распространении филиалом ООО "Ольдам" в г. Новосибирске в феврале 2010 г. ложной, неточной или искаженной информации в отношении ООО "СоюзЭнергоСвязь".
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Обществу с ограниченной ответственностью "Ольдам" предписания о прекращении нарушения п.п. 1,2 ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение изготовлено в полном объеме "06" июля 2010 г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ______________ Н. П. Камнева
Члены Комиссии ______________ Ю.В.Виногорова
______________ К. А. Киселев
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
30 июня 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела N 06-01-15-14-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: и. о. Заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы Н. П. Камнева,
члены Комиссии: Ю. В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
К. А. Киселев - специалист-эксперт отдела рекламы,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон "О защите конкуренции") на основании своего решения от 30 июня 2010 года по делу N 06-01-15-14-10 о нарушении ООО "Ольдам" (место нахождения Общества: 115304, г. Москва, Кавказский бульвар, д.29, корп.1; место нахождения филиала: 630047, г. Новосибирск, ул. Северная, д.4, 3 этаж) пунктов 1, 2 ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Ольдам" прекратить нарушение п.п. 1, 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в распространении филиалом ООО "Ольдам" в г. Новосибирске в феврале 2010 г. ложной, неточной или искаженной информации в отношении ООО "СоюзЭнергоСвязь", в частности информации, изложенной в письме от 04.02.2010 г. Открытому акционерному обществу "Энергосервис".
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Ольдам" представить в Новосибирское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 июля 2010 г.
Председатель Комиссии ______________ Н. П. Камнева
Члены Комиссии ______________ Ю.В.Виногорова
______________ К. А. Киселев
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30 июня 2010 г. N 06-01-15-14-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016