Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 5 июля 2010 г. N 08-01-159
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Ланцев Е.С. |
- ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии |
Ковешникова Ю.С. |
- специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии, |
представители подателя жалобы ООО ПО "РегионЭнергоСервис" на заседании комиссии Новосибирского УФАС России не явились, заявили ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
представители заказчика - администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области на заседании комиссии Новосибирского УФАС России не явились, заявили ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
рассмотрев жалобу ООО "РегионЭнергоСервис" на действия администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса "Поставка котла отопительного в количестве 1-го типа КВР-1.16" (начальная (максимальная) цена контракта - 555 000 рублей), установила:
21.05.2010 г. на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.oblzakaz.nso.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку отопительного котла типа КВР-1,16. Начальная (максимальная) цена контракта 555 000 рублей.
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО ПО "РегионЭнергоСервис" с жалобой на действия администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области.
Жалоба ООО ПО "РегионЭнергоСервис" сводится к следующему. ООО ПО "РегионЭнергоСервис" считает, что заказчик допустил нарушение ч.4 ст.10 ФЗ N 94-ФЗ, разместив заказ путём объявления открытого конкурса, а не открытым аукционом, как это требует законодательство.
На жалобу ООО ПО "РегионЭнергоСервис" возражение от администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области не поступало в связи со следующим.
Заказчик согласен, что при выборе способа размещения заказа действительно было допущено нарушение, поскольку не было учтено Распоряжение Правительства РФ N 236-р от 27.02.2008 г.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Действия администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области при выборе способа размещения заказа неправомерны. В соответствии с ч. 4 ст. 10 ФЗ N 94-ФЗ "Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается". В соответствии с перечнем товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р, в данный перечень входит код N 2800000 "Продукция металлообработки, кроме машин и оборудования (кроме кодов 2813030, 2899570, 2899580, 2899590, 2899600 (2899601 - 2899604), 2899610, 2899663, 2899689)" по ОКДП. В соответствии с ОКДП в код N 2800000 входит код N 2897030 "Котлы отопительные, водонагреватели и вспомогательное оборудование к ним [2897220] - [2897372]". Таким образом, размещение заказа "По выбору поставщика отопительных котлов" должно осуществляться путем проведения открытого аукциона.
Следовательно, довод жалобы ООО ПО "РегионЭнергоСервис" является обоснованным.
При проведении внеплановой проверки на основании ч. 5 ст.17 Федерального закона N 94-ФЗ установлено следующее.
Заказчик в п.1.6.2.раздела 1. Общие положения указал, что не допускается участие в конкурсе участника размещения заказа, который может оказывать влияние на деятельность специализированной организации, заказчика, уполномоченного органа, а также их сотрудников и аффилированных лиц. В ч. 1-3 ст. 11 ФЗ N 94-ФЗ установлен закрытый перечень требований к участникам размещения заказа, которые может предъявлять заказчик. В соответствии с ч. 4 ст. 11 ФЗ N 94-ФЗ заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 ст. 11 ФЗ N 94-ФЗ. Данное требование заказчика не предусмотрено ч. 1-3 ст. 11 ФЗ N 94-ФЗ, следовательно, п. 1.6.2. нарушает ч. 4 ст. 11 ФЗ N 94-ФЗ.
В разделе 7 Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной документации не определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с ч.4 ст. 28 ФЗ N 94-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд"
В п. 3.6.3. Требования к оформлению заявок на участие в конкурсе, в нарушение ч. 3.3 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, установлено, что все документы, представленные участниками размещения заказа, должны быть скреплены печатью и заверены подписью уполномоченного лица (для юридических лиц), подписаны физическими лицами собственноручно. Все документы, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью и заверены подписью уполномоченного лица участника размещения заказа - юридического лица и собственноручно заверены участником размещения заказа - физического лица, в том числе на прошивке. Верность копий документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе должна быть подтверждена печатью и подписью уполномоченного лица, если иная форма заверения не была установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации. Копии документов должны быть заверены в нотариальном порядке в случае, если указание на это содержится в Форме Описи документов, предоставляемых для участия в конкурсе (Раздел I.4.).
В разделе 4 Подача заявок на участие в конкурсе усмотрены следующие нарушения:
- п.п. 4.1.2.- 4.1.3. установлены неправомерные требования по срокам приема заявок, в нарушение ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ.
- п. 4.1.9. установлены требования к заявкам, что к каждой заявке, включая все документы, входящие в заявку, должны быть приложены ее копии по числу лиц, указанных в пункте 2 извещения о проведении конкурса. При этом оригинальный экземпляр заявки должен быть и четко помечен: "Оригинал". Каждая копия заявки, включая все, входящие в нее документы, должна быть четко обозначена как "Копия". Данный пункт документации нарушает ч. 3.3., 4 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, а именно, что все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа и не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе.
В п. 8.4.2. раздела 8.4 Права и обязанности заказчика, указано, что заказчик вправе при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на пять процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. Данное требование нарушает ч.5 ст. 9 ФЗ N 94-ФЗ.
В п. 8 раздела 1.3. указаны безальтернативные характеристики котла отопительного КВР-1,16 а именно, рабочее давление 7 Мпа, температурный режим 95-70 градусов С, длиной 3250, шириной 2100, высотой 2300 мм, объем топочного пространства 2,59 м3, полная масса котла 4400 кг. Котел должен быть безнакипным и изготовлен из труб диаметром 159 мм. В соответствии с ч.3 ст. 22 ФЗ N 94-ФЗ конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Требования заказчика, установленные в нарушение ч. 3 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, влекут ограничение количества участников размещения заказа.
В п.15 раздела 1.3. Информационная карта конкурса указаны требования в нарушении ч. 4 ст. 11 ФЗ N 94-ФЗ, о наличии сервисных служб для обеспечения гарантийного и постгарантийного обслуживания поставленного товара (при необходимости), либо сведения о заключенных гражданско-правовых договорах с соответствующими сервисными службами.
В разделе 1.3. Информационная карта конкурса предусмотрена инструкция по заполнению информационной карты конкурса, не имеющая смысла и нарушающая ч. 4 ст. 22 ФЗ N 94-ФЗ, в которой перечислен закрытый перечень сведений, содержащихся в конкурсной документации.
В п. 1.4.1 раздела 1.4 Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа, в нарушении ч. 3, 4 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, предусмотрено требование предоставления документов, противоречащее законодательству, в том числе, требование о предоставлении договора обеспечения заявки на участие в конкурсе (в случае, если требование обеспечения заявки на участие в конкурсе установлено в извещении о проведении конкурса).
В п. 1.4.2 Раздела 1.4. установлены требования в нарушение ч. 3, 4 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, предусматривающие, в том числе, указание единицы измерения, предоставление технико-экономического расчета (обоснование снижения стартовой цены), структуры расчета цены контракта в форме сводного сметного расчета / локальных смет.
Требования подписания заявки на участие в конкурсе главным бухгалтером, установленные в разделах 1.4.2. Форма заявки на участие в конкурсе, 1.4.3. (А) Форма анкеты участника размещения заказа, 1.4.4. (А) Форма предложения о функциональных и качественных характеристиках товаров, 1.4.5. Форма доверенности на уполномоченное лицо, имеющее право подписи и представления интересов организации-участника размещений заказа нарушают ч. 3.3, 4 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, где сказано, что заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа и требовать от участников иного не допускается.
В п.1.4.3 раздела 1.4, выявлены многочисленные нарушения ч. 3, 4 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, в том числе требования указания учредителей (перечислить наименования и организационно-правовую форму всех учредителей, чья доля в уставном капитале превышает 10%) и доли их участия (для акционерных обществ- выписку из реестра акционеров отдельным документом), срока деятельности (с учетом правопреемственности), размера уставного капитала (для юридических лиц), номера и почтового адреса Инспекции Федеральной налоговой службы, в которой участник размещения заказа зарегистрирован в качестве налогоплательщика, КПП, ОГРН, ОКПО участников размещения заказа, банковских реквизитов, наименование обслуживающих банков, расчетных и корреспондентских счетов, сведений о дочерних и зависимых предприятиях, аффилированных лицах (о лицах, входящих с участником конкурса в одну группу лиц (в ред. ст. 105, 106 ГК Российской Федерации), в том числе об аффилированных лицах (в соответствии с определением понятия "аффилированного лица" в статье 4 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" N 948-1 от 22.03.1991 г.) и другие.
В п.1.4.4 раздела 1.4 выявлены многочисленные нарушения ч. 3, 4 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, в том числе установлены требования о предоставлении сведений о показателях обеспеченности транспортными средствами для доставки товаров по адресу поставки, инженерно-техническим персоналом для осуществления координации поставки продукции, персоналом для осуществления разгрузки поставляемых товаров и другие.
В п. 1.4.7. раздела 1.4. установлена форма договора обеспечения заявки на участие в конкурсе, нарушающая ч. 4 ст. 22, ч.3, 4 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, в которых перечислен закрытый перечень сведений, содержащихся в конкурсной документации и заявке на участие в конкурсе.
Содержание проекта муниципального контракта вводит в заблуждение участников размещения заказа, а именно, в части 1 указан предмет контракта - поставка отопительных котлов, а в частях 2-12 говорится о работах.
Конкурсная комиссия по размещению муниципального заказа при администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе "По выбору поставщика отопительных котлов" неправомерно, в нарушение ч.2 ст. 12 ФЗ N 94-ФЗ, отклонила заявки следующих участников открытого конкурса:
- общество с ограниченной ответственность "Теплоэнергомонтаж", зарегистрированного по адресу: 630015 г. Новосибирск, ул. Королёва, 40;
- общество с ограниченной ответственность "Энергопром" зарегистрированного по адресу: 656058, Алтайский край, г. Барнаул, пр-д Северо-Власихинский, 66-164;
- общество с ограниченной ответственность "Нейдер" зарегистрированного по адресу: 656922, г. Барнаул, пр-д Южный, 12а;
- общество с ограниченной ответственность "КотлоЭнергоснаб" зарегистрированного по адресу: 656023, г. Барнаул, 9-й заводской проезд, 5-г.
При отклонении данных заявок не были обоснованы причины отказа в допуске. А именно, не указаны нормы закона, которые нарушены, что противоречит ч. 2 статьи 27 Федерального закона N 94-ФЗ. В соответствии с данной нормой протокол должен содержать обоснование такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе.
В протоколе N 2 от 23.06.2010 г. рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в нарушение ч.2 ст. 27 ФЗ N 94-ФЗ не обоснованы отказы в допуске к участию в открытом конкурсе, не указаны ссылки на норму закона, нет сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе.
Руководствуясь ч.6 ст.60, ч.5, 9 ст.17 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ПО "РегионЭнергоСервис" на действия администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области при проведении открытого аукциона "Поставка котла отопительного в количестве 1-го типа КВР-1.16" обоснованной.
Выдать администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области и конкурсной комиссии при данной администрации предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, с требованием об аннулировании торгов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
Члены Комиссии: |
|
Е.С. Ланцев |
|
|
Ю.С. Ковешникова |
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-130
об устранении нарушения законодательства о размещении заказов
"05" июля 2010 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Швалов А.Г. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Ланцев Е.С. |
- ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии; |
Ковешникова Ю.С. |
- специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии, |
на основании своего решения N 08-01-159 от 05.07.2010 г. по жалобе ООО ПО "РегионЭнергоСервис" на действия администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса "Поставка котла отопительного в количестве 1-го типа КВР-1.16" (начальная (максимальная) цена контракта - 555 000 рублей), предписывает:
Администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области, конкурсной комиссии администрации г. Черепаново Черепановского района Новосибирской области устранить нарушения Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно:
- прекратить нарушение ч.5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно, не указывать, что заказчик вправе при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на пять процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг;
- прекратить нарушение ч. 4 ст. 10 ФЗ N 94-ФЗ при выборе способа размещения заказа;
- прекратить нарушение ч. 4 ст. 28 ФЗ N 94-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 722, а именно, устанавливать критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
- прекратить нарушение ч. 4 ст. 11 ФЗ N 94 - ФЗ, а именно, не устанавливать ограничения допуска участия в открытом конкурсе аффилированным лицам, прекратить требовать сведения о наличии сервисных служб для обеспечения гарантийного и постгарантийного обслуживания поставленного товара, либо сведения о заключенных гражданско-правовых договорах с соответствующими сервисными службами;
- прекратить нарушение ч.3 ст. 22 ФЗ N 94-ФЗ, а именно, не вводить в заблуждение участников размещения заказа при указании предмета поставки, а именно, предмет торгов, указанный в извещении и проекте муниципального контракта должен соответствовать предмету, указанному в информационной карте;
- прекратить нарушение ч. 4 ст. 22 ФЗ N 94-ФЗ, а именно, не включать в конкурсную документацию сведения и документы, не установленные законодательством;
- прекратить нарушение ч.3.3 ст. 25 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно, не требовать заявок с подписью главного бухгалтера и не устанавливать иных требований к оформлению заявки, чем в ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ;
- прекратить нарушение ч.3, 4 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, не устанавливать неправомерные требования к заявкам, срокам их приёма, а также не устанавливать требования о предоставлении копий документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и их надлежащим образом заверенного перевода на русский язык (для иностранных лиц), банковских реквизитов, единиц измерения, срока деятельности (с учетом правопреемственности), размере уставного капитала, почтовом адресе налоговой инспекции по месту регистрации Участника, информации обо всех открытых счетах, сведений о выданных Участнику размещения заказа лицензиях соответствия, необходимых для выполнения обязательств по муниципальному контракту, сведений о дочерних и зависимых предприятиях органе управления Участника размещения заказа - юридического лица, уполномоченном на одобрение сделки, право на заключение которой является предметом конкурса, порядке одобрения соответствующей сделки и балансовой стоимости активов, договора обеспечения заявки на участие в конкурсе, органе управления участника размещения заказа - юридического лица, уполномоченном на одобрение сделки, право на заключения которой является предметом конкурса и порядке одобрения соответствующей сделки;
- прекратить нарушение ч. 3 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ, а именно, не ограничивать количество участников размещения заказа указанием безальтернативных характеристик поставляемого товара;
- прекратить нарушение ч.2 ст. 27 ФЗ N 94-ФЗ, а именно, указывать в протоколе рассмотрения заявок обоснование отказа в допуске участнику со ссылкой на законодательство и сведения о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе;
- прекратить вводить в заблуждение участников размещения заказа при составлении проекта муниципального контракта на поставку оборудования, а именно, содержание условий контракта устанавливать в соответствии с предметом контракта;
- прекратить размещение данного заказа;
- отменить решения конкурсной комиссии, зафиксированные в протоколах N 1 от 22.06.2010 г., N 2 от 23.06.2010 г., N 3 от 24.06.2010 г.;
- прекратить действия, направленные на заключение и исполнение муниципального контракта по результатам данного открытого конкурса.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 17.07.2010 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии |
А.Г. Швалов
|
Члены Комиссии |
Е.С. Ланцев |
Ю.С. Ковешникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 июля 2010 г. N 08-01-159
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016