Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 15 сентября 2015 г. N 15-01-18.1-04/723
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: А.П. Великанова - начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
Членов Комиссии: Л.В. Чернавиной - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
Л.В. Огородовой - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли,
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "СТ Групп" (далее - ООО "ТД "СТ Групп", заявитель) на действия заказчика -
Акционерного общества "Центральное конструкторское бюро "Титан" (далее - АО "ЦКБ "Титан"; заказчик), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
с участием в заседании Комиссии представителей:
от АО "ЦКБ "Титан" - Косыгина А.А., по доверенности от 03.12.2014 N 113; Шепелева И.В., по доверенности от 17.04.2015 N 64;
от ООО "ТД "СТ Групп" - Хмура А.А., установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС) поступила жалоба ООО "ТД "СТ Групп" (вх. N 6480 от 07.09.2015) на действия заказчика - АО "ЦКБ "Титан" при проведении закупки в форме открытого запроса цен на поставку металлорежущего инструмента для нужд заказчика (в части лота N 3), номер извещения о закупке 31502648533.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупка, в ходе которой совершены оспариваемые заявителем действия (бездействие) заказчика, организована и проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках; Закон), в связи с чем жалоба заявителя на действия заказчика, закупочной комиссии подлежит рассмотрению по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. N 07-22/6198 от 10.09.2015) направлено заявителю по адресу электронной почты tdstgroup@mail.ru; заказчику - по адресу электронной почты zakupki@cdbtitan.ru. Организатору закупки разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 14.09.2015, 09 часов 30 минут. Комиссией Волгоградского УФАС объявлен перерыв в заседании до 15.09.2015, 16 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 15.09.2015.
Обжалуемая закупка и её предмет - открытый запрос цен на поставку металлорежущего инструмента для нужд АО "ЦКБ "Титан" лот N 3: Начальная (максимальная) цена договора - 760 000,00 рублей с НДС 18%.
Заказчик - АО "ЦКБ "Титан". Запрос цен проведён на основании Положения о закупках АО "ЦКБ "Титан" (утверждённого решением Совета директоров N 1 от 10.12.2012, с последующими изменениями), Плана закупки товаров, работ, услуг для нужд заказчика. Состав закупочной комиссии заказчика утверждён приказом генерального директора АО "ЦКБ "Титан" от 31.12.2014 N 651.
Извещение о проведении закупки N 31502648533 размещено 10.08.2015
на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Срок подачи заявок - с 10.08.2015 по 17.08.2015. Дата вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам - 19.08.2015. Дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок - 24.08.2015.
Из извещения следует, что требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, определяются в соответствии с Техническим заданием.
Согласно Техническому заданию к лоту N 3, предметом закупки выступает поставка металлорежущего инструмента для нужд АО "ЦКБ "Титан".
В соответствии с требованиями технического задания, поставщик должен являться "Техническим Дилером", позволяющим осуществлять поставку, представлять Покупателю полноценный технический сервис и сопровождение Товара.
Для участия в процедуре закупки по лоту N 3, в соответствии с протоколом N 31502648533-2 от 24.08.2015, представлены заявки от следующих лиц: ООО "ХАЛТЕК-ДоАЛЛ", ООО "ТД "СТ Групп", ООО "Москит-2".
В соответствии с п. 3.2 протокола N 31502648533-2 от 24.08.2015 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, закупочной комиссией принято решение допустить к участию в открытом запросе цен: ООО "ХАЛТЕК-ДоАЛЛ", ООО "ТД "СТ Групп", ООО "Москит-2".
В соответствии с п. 3.3 протокола N 31502648533-2 от 24.08.2015 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, закупочной комиссией принято решение присвоить первый номер и заключить договор (по лоту N 3) с ООО "Москит-2", так как предложена наименьшая цена исполнения договора и представленная заявка в полном объеме соответствует требованиям Заказчика.
Обращаясь в антимонопольный орган с жалобой, заявитель указал, что Заказчик при проведении итогов открытого запроса цен, нарушил порядок определения победителя по лоту N 3. Заявитель отмечает, что ООО "ТД "СТ Групп" является единственным официальным и эксклюзивным дилером компании-изготовителя EROGLU в Российской Федерации, в то время как ООО "Москит-2", заявке которого присвоен первый номер, в составе заявки предоставило недостоверную информацию о наличии статуса "официального дилера" и возможности предоставить Заказчику полноценный технический сервис и сопровождение товара.
От АО "ЦКБ "Титан" поступили письменные возражения на жалобу ООО "ТД "СТ Групп". Заказчик указывает на то, что в составе заявки ООО "Москит-2" представлены документы, в том числе подписанные представителем компании-изготовителя товара EROGLU, подтверждающие статус ООО "Москит-2" как технического дилера, в связи с чем правовые основания для отклонения заявки ООО "Москит-2" у закупочной комиссии отсутствовали. Заказчик утверждает, что закупочная документация не содержит в себе требований о наличии у участника закупки статуса "официального дилера", а обязывает участника обладать статусом "технического дилера". Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг АО "ЦКБ "Титан" (является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов).
При закупке товаров, работ, услуг АО "ЦКБ "Титан" руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки (Положением о закупках АО "ЦКБ "Титан").
При закупке товаров, работ, услуг на АО "ЦКБ "Титан" возложена обязанность руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, помимо конкурса или аукциона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно пункту 4.3.1 Положения о закупках, открытый запрос цен - способ закупки, при котором выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется на основе сравнения цен при закупке простой продукции, в случаях, когда по соображениям экономии времени, усилий, либо вследствие наличия рисков юридического характера, связанных с высокой вероятностью отказа от заключения договора с победителем, проведение иного способа закупки не целесообразно, либо отсутствуют обстоятельства, требующие немедленного проведения закупки у единственного поставщика (раздел 4 Положения).
2. В соответствии с п. 7.8.1 Положения о закупках, закупочная комиссия, в срок, установленный закупочной документацией, рассматривает представленные заявки на предмет их соответствия требованиям закупочной документации.
Техническое задание в качестве неотъемлемой части закупочной документации размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru.
В соответствии с п. 3.2 протокола N 31502648533-2 от 24.08.2015 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, закупочной комиссией принято решение допустить к участию в открытом запросе цен: ООО "ХАЛТЕК-ДоАЛЛ", ООО "ТД "СТ Групп", ООО "Москит-2".
В соответствии с п. 3.3 протокола N 31502648533-2 от 24.08.2015 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, закупочной комиссией принято решение присвоить первый номер и заключить договор (по лоту N 3) с ООО "Москит-2", так как предложена наименьшая цена исполнения договора и представленная заявка в полном объеме соответствует требованиям Заказчика.
В силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Обратное подлежит обязательному доказыванию.
Положениями ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обеспечивается состязательность участников процедуры рассмотрения жалобы.
В силу п. 5 ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии должны содержать документы, подтверждающие обоснованность ее доводов.
В свою очередь, на основании ч. 13 ст. 18.1, п. 5 ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции возражение заказчика на жалобу также должно содержать соответствующие документы, подтверждающие обоснованность позиции заказчика.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая жалобу, не вправе подменять какую-либо из сторон (заявителя или заказчика) в предоставлении доказательств, подтверждающих их позицию относительно обжалуемых действий при осуществлении закупки.
У Комиссии антимонопольного органа отсутствуют достаточные доказательства для выводов о недостоверности сведений в части наличия статуса технического дилера в заявке ООО "Москит-2".
И заявителем, и заказчиком представлены не заверенные надлежащим образом копии документов от имени компании-изготовителя товара EROGLU, содержащие в себе противоречивые сведения в отношении статуса ООО "Москит-2".
В то же время, ни со стороны заявителя, ни со стороны заказчика не представлено подлинников указанных документов, как не представлено и документов, подтверждающих полномочия лиц, их подписавших, на представление интересов компании-изготовителя товара EROGLU, в том числе г-на Jurgen Regner.
Вместе с тем, даже в случае установления недостоверности сведений об участнике закупки ООО "Москит-2" в составе поданной им заявки, указанный факт не будет иметь правового значения для рассматриваемого дела.
Комиссией установлено, что заявка ООО "Москит-2" по форме соответствует положениям закупочной документации.
Ни Положением о закупках, ни документацией заказчика (в их действующих редакциях на момент осуществления закупки) не установлено в качестве основания для отклонения заявки от участия в процедуре закупки содержания в заявке недостоверных сведений об участнике закупки.
Следовательно, даже в случае установления недостоверных сведений об участнике закупки в поданной им заявке, закупочная комиссия заказчика обязана допустить его к участию в закупке (при отсутствии иных недостатков заявки, которые могут являться основанием для ее отклонения в силу Положения о закупках и документации).
При данных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "ТД "СТ Групп".
3. Содержание технического задания закупочной документации (в части лота N 3) свидетельствует о том, что в качестве требования заказчика к поставщику выступает необходимость являться "Техническим Дилером", позволяющим осуществлять поставку, предоставлять Покупателю полноценный технический сервис и сопровождение Товара.
В соответствии с п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик обязан руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках к неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Действующее законодательство, применимое к спорным правоотношениям, не содержит в себе дефиниции термина "технический дилер" и не раскрывает особенностей правового статуса "технического дилера".
Не раскрывают указанных особенностей и положения закупочной документации.
Комиссии не представляется возможным однозначным образом установить, в чем заключается содержание статуса "технического дилера", по каким критериям и параметрам заказчиком может быть установлено наличие либо отсутствие указанного статуса у участника закупки применительно к предмету и условиям осуществления закупки.
Указанный статус также не ясен заявителю, что следует из текста жалобы, поскольку ошибочно отождествляется им со статусом "официального дилера", к чему нет правовых оснований.
Кроме того, с учетом того обстоятельства, что рынок поставки металлорежущего инструмента является конкурентным, соответствующие требования закупочной документации препятствуют возможности претендовать на заключение и исполнение договора поставки металлорежущего инструмента для нужд ОАО "ЦКБ "Титан" тем добросовестным участникам закупки, которые в полном объёме способны удовлетворить потребность заказчика в соответствующем товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности, однако не обладают статусом "технического дилера", содержание которого остается неясным, в связи с чем не обеспечивают стимулирование такого участия и не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Установление в совокупности таких требований к участнику закупки в техническом задании документации запроса цен, как требование об обязательном наличии статуса "технического дилера", влечёт ограничение количества участников закупки и не соответствует природе запроса цен как конкурентного способа закупки, целям и принципам его проведения, закрепленным в Законе о закупках и Положении о закупках заказчика, равно как и безусловным образом не способствует удовлетворению потребностей заказчика.
При данных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
4. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений со стороны заказчика, допущенных им при организации открытого запроса цен на поставку металлорежущего инструмента для нужд АО "ЦКБ "Титан", Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, об аннулировании открытого запроса цен N 31502648533 в части лота N 3.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТД "СТ Групп" на действия заказчика - АО "ЦКБ "Титан" при организации открытого запроса цен N 31502648533 в части лота N 3 на поставку металлорежущего инструмента для нужд заказчика, необоснованной.
2. Признать заказчика - АО "ЦКБ "Титан" нарушившим п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - АО "Центральное конструкторское бюро "Титан" обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации открытого запроса цен на право заключить договор на поставку металлорежущего инструмента для нужд заказчика, посредством аннулирования открытого запроса цен на поставку металлорежущего инструмента для нужд заказчика, номер извещения о закупке 31502648533 (в части лота N 3).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 15 сентября 2015 г. N 15-01-18.1-04/723
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016