Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 11 сентября 2015 г. N 32-04/15
Резолютивная часть решения оглашена "07" сентября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "11" сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> - руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
в отсутствие представителей ОАО "Межрегиональная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала") и Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела N 32-04/15, рассмотрев дело N 32-04/15 по признакам нарушения ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) - далее Правила Присоединения, установила:
<_> является собственником земельного участка по адресу: Челябинская область, Сосновский район, находится примерно в 1140 метрах от д. Ключи по направлению на восток и в 5100 метрах от д. Бухарино по направлению на юго-запад (кад. N 74:19:0801002:1019), согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 25.08.2014 N 74 АЕ 136735.
21.10.2014 между <_> и ОАО "МРСК Урала" заключен договор на технологическое присоединение N 6100027112 жилого дома (строительство) по адресу: Челябинская область, Сосновский район, находится примерно в 1140 метрах от д. Ключи по направлению на восток и в 5100 метрах от д. Бухарино по направлению на юго-запад (кад. N 74:19:0801002:1019).
Подписанный экземпляр договора возвращен <_> в ОАО "МРСК Урала" 27.10.2014.
Таким образом, предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора от 21.10.2014 N 6100027112 - 27.04.2015.
14.05.2015 <_> обратился в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора от 21.10.2014 N 6100027112.
21.07.2015 письмом вх. N 10871 ОАО МРСК Урала" пояснило, что со стороны сетевой организации осуществлены все проектно-сметные и строительно-монтажные работы. ОАО "МРСК Урала" не исполнило мероприятия по технологическому присоединению в течение 6 месяцев в связи с отсутствием финансирования. Напряжение на объект заявителя не подано, поскольку <_> не известил сетевую организацию об исполнении своей части мероприятий по технологическому присоединению.
06.08.2015 приказом N 237 Челябинским УФАС России было возбуждено дело N 31-04/15 в отношении ОАО "МРСК Урала" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившегося в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО "МРСК Урала", как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ОАО "МРСК Урала" на данном товарном рынке признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.
Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.
В подпункте "б" пункта 16 Правил присоединения одним из существенных условий договора на технологическое присоединение указан срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Данная норма является императивной, следовательно, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению не может быть продлен по соглашению сторон.
Также, в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
<_> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения.
Перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению также является существенным условием договора на технологическое присоединение согласно пункту 16 Правил присоединения.
ОАО "МРСК Урала" пояснило в письме от 21.07.2015 вх. N 10871, что Заявитель не уведомил сетевую компанию об исполнении принятых на себя обязательств.
Комиссия Челябинского УФАС России не может принять указанный довод ОАО "МРСК Урала" как основания для неисполнения мероприятий по технологическому присоединению сетевой организацией в установленный срок, поскольку мероприятия по технологическому присоединению объектов <_> не исполнены ОАО "МРСК Урала" в сроки, предусмотренные пунктом 16 Правил присоединения и договором на технологическое присоединение от 21.10.2014 N 6100027112, то есть до 27.04.2015.
Письмом от 21.07.2015 вх. N 10871 ОАО "МРСК Урала" сообщило, что в настоящее время осуществлены проектно-сметные и строительно-монтажные работы. Подача напряжения на объекты <_> будет осуществлена после выполнения заявителем мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
Со стороны ОАО "МРСК Урала" не представлено доказательств, выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 21.10.2014 N 6100027112 в срок до 27.04.2015.
Изучив технические условия от 20.10.2014, Комиссия приходит к выводу, что мероприятия, возложенные на <_> в пункте 11.1.1 технических условий, потребитель сможет выполнить только после выполнения ОАО "МРСК Урала" мероприятий, указанных в пункте 10.4 технических условий.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.
Комиссия считает, что в рассматриваемой ситуации пунктом 16 Правил присоединения определен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может быть увеличен, а ОАО "МРСК Урала" совершило действия по существенному увеличению срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению.
ОАО "МРСК Урала" не доказано, что нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов <_> было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, считаю вину ОАО "МРСК Урала" в совершенном нарушении установленной.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо не поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить и доказать наличие или угрозу наступления последствий от действий хозяйствующего субъекта.
Предельный срок исполнения мероприятий ОАО "МРСК Урала" по технологическому присоединению объектов <_> 27.04.2015, фактическое технологическое присоединение на момент принятия Комиссией решения, не осуществлено.
Челябинское УФАС России приходит к выводу, что действиями ОАО "МРСК Урала" по нарушению сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 21.10.2014 N 6100027112 существенно ущемлены законные права и интересы <_>.
У ОАО "МРСК Урала" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта <_> в установленный законом 6 месячный срок, однако ОАО "МРСК Урала" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России считает вину ОАО "МРСК Урала" в совершении вменяемого нарушения установленной.
Комиссия расценивает действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов <_> в рамках договора на технологическое присоединение от 21.10.2014 N 6100027112, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.
Учитывая, что на дату вынесения решения по заявлению <_> ОАО "МРСК Урала" не устранило нарушение антимонопольного законодательства путем осуществления фактического присоединения объектов <_> к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Урала", поэтому у Комиссии имеются основания выдавать ОАО "МРСК Урала" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 2 - 3 статьи 41, статьей, 48 и статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение от 21.10.2014 N 6100027112, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.
Выдать ОАО "МРСК Урала" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N 16
07 сентября 2015 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <_> - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
- <_> - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 07 сентября 2015 года по делу N 32-04/15 о нарушении ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения), предписывает:
1. ОАО "МРСК Урала" с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 21.10.2014 N 6100027112, путем совершения действий, указанных в пункте 2 настоящего предписания.
2. Осуществить мероприятия по технологическому присоединению объектов <_> в рамках договора от 21.10.2014 N 6100027112 в срок до 05 октября 2015 года.
3. О выполнении указанного предписания ОАО "МРСК Урала" сообщить в Челябинское УФАС России в течение 5 дней с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 сентября 2015 г. N 32-04/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016