Резолютивная часть объявлена 24 июня 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
в составе:
председатель Комиссии - и.о. руководителя управления, Зубарев В.В.;
Анцыгина Г.В. - зам. начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Мингазов Р.Ш. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Садовина О.А. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Пегашева В.С. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
рассмотрев дело N 03-47/31 в отношении ОАО "Медведевское ЖЭУ" (ИНН, ОГРН, юридический адрес: 425200, РМЭ, Медведевский район, п. Медведево, ул. Чехова, д. 6) о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части недобросовестной конкуренции в виде распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; а также некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, что выразилось в размещении на квитанциях об оплате за коммунальные услуги информации следующего содержания: "Уважаемые жители с. Ежово! Большая просьба оплачивать: коммунальные услуги (содержание жилья) и квитанции Медведевского водоканала (холодная вода и канализация) в администрацию Ежовского сельского поселения инспектору по расчетам и платежам с населением Юричевой В.Ю., так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации"
в присутствии лиц, участвующих в деле:
Заявитель:
ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Республики Марий Эл - филиал ФГУП "Почта России" - юрисконсульт, Синцова Ольга Александровна по доверенности N 42 от 12.03.2010 г.
Ответчик:
ОАО "Медведевское ЖЭУ" - генеральный директор, Орехов Александр Иванович на основании протокола совета директоров от 22 октября 2009 г.
Заинтересованное лицо:
ООО МУК "ЭксЖилФонд" - юрисконсульт, Яговкина Елена Леонидовна, доверенность от 28.06.2010 г. N 530
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило заявление Управления Федеральной почтовой связи Республики Марий Эл - филиал ФГУП "Почта России" от 12 марта 2010 г. (вх. N 729 от 12 марта 2010 г.) по вопросу, связанному с размещением информации об оплате за коммунальные услуги следующего содержания: "Уважаемые жители с. Ежово! Большая просьба оплачивать: коммунальные услуги (содержание жилья) и квитанции Медведевского водоканала (холодная вода и канализация) в администрацию Ежовского сельского поселения инспектору по расчетам и платежам с населением Юричевой В.Ю., так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации".
По мнению заявителя, данная информация содержит некорректное сравнение оказываемых услуг по приему платежей с аналогичными услугами, оказываемыми ФГУП "Почта России" в лице УФПС по Республике Марий Эл.
Из заявления следует, что ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Марий Эл - филиала ФГУП "Почта России" оказывает услуги по приему платежей от физических лиц за коммунальные и другие услуги. В этих целях заключаются договоры на прием платежей с различными организациями, желающими, чтобы оплата за оказанные услуги производилась в отделениях почтовой связи.
Кроме того, в заявлении указано, что жителей с. Ежово вводят в заблуждение, так как потребители коммунальных услуг могут понять о "нечистоплотности" почты ввиду использования фразы: "снимают большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации". Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, порочит деловую репутацию ФГУП "Почта России".
Учитывая изложенное, заявитель просил провести проверку данных действий на соответствие антимонопольному законодательству.
Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, письменные и устные пояснения сторон, представленные доказательства и возражения лиц, участвующих в деле, установила следующие обстоятельства.
ФГУП "Почта России" (ИНН 724261610, ОГРН 1037724007276) зарегистрировано 13.02.2003 г. в качестве юридического лица, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
ФГУП "Почта России" действует на основании Устава, утвержденного 11 февраля 2003 г. Министром Российской Федерации по связи и информатизации.
Согласно пункту 6.1 Устава Предприятие может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Предприятия, которое несет ответственность за их деятельность.
На территории Республики Марий Эл действует филиал ФГУП "Почта России" - УФПС по Республике Марий Эл на основании положения о филиале, утвержденного 31.12.2009 г. генеральным директором ФГУП "Почта России", Киселевым А.Н.
Согласно пункту 2.2.7 Устава ФГУП "Почта России" оказывает услуги по приему жилищно-коммунальных платежей.
Аналогичный вид деятельности предусмотрен также в пункте 3.2.9 Положения об УФПС Республики Марий Эл.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.02.2009 г. дополнительным видом деятельности ФГУП "Почта России" является прочее денежное посредничество (Код по ОКВЭД 72.20).
Кроме того, то обстоятельство, что ФГУП "Почта России" в лице УФПС по Республике Марий Эл осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц и их перечислению на соответствующие счета подтверждается договором на прием платежей N 12.24/к/19 от 18 декабря 2009 г., заключенным с ОАО "Медведевский водоканал" (территория действия - Медведевский район Республики Марий Эл), а также договором на прием платежей N 12.24/к/3 от 28 декабря 2009 г., заключенным с ООО МУК "ЭксЖилФонд" (территория распространения - п. Медведево Республики Марий Эл)
Представитель заявителя на заседании Комиссии пояснила, что ОАО "Медведевское ЖЭУ" своими действиями ущемляет интересы ФГУП "Почта России", что выражается в распространении информации о потерях денежных средств по комиссиям почты. Заявитель полагает, что распространение указанных сведений может вызвать сомнения у населения (потребителей ЖКУ) в отношении услуг, оказываемых ФГУП "Почта России". Вследствие этого распространяемая информация создает ОАО "Медведевское ЖЭУ" преимущества на рынке услуг по приему платежей от граждан за услуги ЖКХ.
Сведения о размере вознаграждения УФПС Республики Марий Эл - филиала ФГУП "Почта России" по приему платежей денежных средств от физических лиц за услуги ЖКХ в пользу ООО МУК "ЭксЖилФонд", а также ОАО "Медведевский водоканал" по заключенным договорам на протяжении всего периода срока действия договора помесячно приведены в таблицах.
ОАО "Медведевское ЖЭУ" (ИНН 1207011219, ОГРН 108121001281, юридический адрес: 425200, РМЭ, Медведевский район, п. Медведево, ул. Чехова, д. 6) зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается соответствующим свидетельством.
Согласно статье 7 Устава ОАО "Медведевское ЖЭУ", утвержденного решением КУМИ Администрации Медведевского муниципального района от 23 марта 2010 г. следует, что основным видом деятельности общества является, в том числе прием коммунальных и иных платежей.
Кроме того, то обстоятельство, что ОАО "Медведевское ЖЭУ" осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц и их перечислению на соответствующие счета подтверждается договором на прием платежей N 1 от 01 января 2010 г., заключенным с ООО МУК "ЭксЖилФонд" (территория распространения - Медведевский район Республики Марий Эл), а также договором об оказании услуг по приему платежей N 2 от 01.01.2010 г., заключенным с ОАО "Медвеедвский водоканал" (территория распространения - Медведевский район Республики Марий Эл).
Согласно письменным пояснениям ОАО "Медведевское ЖЭУ" от 09.06.2010 г. N 62 следует, что спорная информация была размещена в счетах-квитанциях в феврале месяце 2010 г. Изготовлением выставляемых счетов-квитанций за содержание и ремонт гражданам, проживающих в МКД с. Ежово и находящихся на обслуживании ООО МУК "ЭксЖилфонд" занимается инспектор по расчетам и платежам с населением села Ежово.
Изготовлением выставляемых счетов-квитанций за услуги водоснабжения и водоотведения занимается ОАО "Медведевский водоканал".
Содержание квитанций определяют руководители ООО МУК "ЭксЖилФонд" и ОАО "Медведевский водоканал".
В феврале 2010 г. фактически было изготовлено 299 квитанций с данной информацией. Часть комиссионного вознаграждения за перечисление денежных средств граждан в пользу ООО МУК "ЭксЖилФонд", ОАО "Медведевский водоканал" расходуется на заработную плату инспектору по расчетам и платежам с населением.
Из представленных ОАО "Медведевское ЖЭУ" справки следует, что за период с 01 января 2010 г. поп0г.ериод с 01 января 21г.Эл) п.ежей N 12.24/к/3 от 28 декабря 2009 г. 31 мая 2010 г. через указанное общество было перечислено за услуги ОАО "Медведевский водоканал" денежная сумма в размере 112939 рублей 16 коп. (комиссионное вознаграждение составляло 898 рублей 83 коп. ); за этот же период за услуги, оказываемые ООО МУК "ЭксЖилФонд", было перечислено 356239 рублей 97 коп. (комиссионное вознаграждение составило - 4818 рублей 23 коп.).
На заседании Комиссии представитель ОАО "Медведевское ЖЭУ" пояснил, что инспектор по расчетам и платежам Юричева В.Ю. с 01 января 2010 г. работает в ОАО "Медведевское ЖЭУ". Руководителем ООО МУК "ЭксЖилФЭонд", а также ОАО "Медведевское ЖЭУ" является одно и то же физическое лицо: Орехов Александр Иванович.
ООО МУК "ЭксЖилФонд" (ИНН 1207009065, ОГРН 1061218012371) зарегистрировано 09 октября 2006 г в качестве юридического лица, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации юридического лица; действует на основании Устава, утвержденного решением N 6 от 11.12.2009 г.
Из представленных ООО МУК "ЭксЖилФонд" документов следует, что между данным обществом и Сбербанком России, а также ФГУП "Почта России" заключены соответствующие договоры на прием платежей от физических лиц в пользу ООО МУК "ЭксЖилФонд".
Согласно письменным пояснениям ООО МУК "ЭксЖилФонд" от 09.06.2010 г. следует, что в управлении данной организации находится 13 многоквартирных домов в с. Ежово, что подтверждается копиями протоколов общих собраний, копиями договоров управления.
Изготовлением выставляемых счетов-квитанций за содержание и ремонт гражданам, проживающих в МКД в с. Ежово и находящихся на обслуживании ООО МУК "ЭксЖилФонд" занимается инспектор по расчетам и платежам с населением села Ежово.
Изготовлением выставляемых счетов-квитанций за услуги водоснабжения и водоотведения занимается ОАО "Медведевский водоканал". Содержание квитанций определяют руководители ООО МУК "ЭксЖилФонд" и ОАО "Медведевский водоканал".
Управляющая компания "ЭксЖилФонд" не осуществляет прием денежных средств за оказанные услуги собственникам МКД в связи с отсутствием расчетно-кассового центра и необходимого штата работников. Расходы по комиссионному вознаграждению, получаемому ОАО "Медведевское ЖЭУ", несет ООО МУК "ЭксЖилФонд" с платы по управлению МКД.
В ходе рассмотрения заявления были сделаны запросы в Администрацию МО "Ежовское сельское поселение" (от 22.03.2010 г.), в ООО "Медведевское ЖЭУ" (06.04.2010 г.), а также в ООО МУК "ЭксЖилФонд" (13.04.2010 г.)
Из ответа Администрации МО "Ежовское сельское поселение" от 25 марта 2010 г. N 151 следует, что работники администрации Ежовского сельского поселения Медведевского района Республики Марий Эл объявления с вышеуказанным текстом в селе Ежово не расклеивали. Прием платежей за содержание жилья и жилищно-коммунальные услуги с населения администрация не осуществляет.
Из ответа ООО МУК "ЭксЖилФонд" от 21.04.2010 г. N 450 следует, что прием платежей за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья с граждан МКД с. Ежово осуществляет ОАО "Медведевское ЖЭУ", Почта России, Сбербанк России на основании заключенных договоров на прием платежей.
Между ООО МУК "ЭксЖилФонд" и ОАО "Медведевское ЖЭУ" заключен договор N 1 от 01.01.2010 г. на прием платежей за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1.1. данного договора Клиент поручил, а Исполнитель принял на себя обязательства по приему через свои структурные подразделения денежных средств от физических лиц за услуги ЖКХ в валюте Российской Федерации в пользу Клиента на территории п. Медведево Республики Марий Эл и по перечислению поступивших платежей на счет Клиента за вычетом вознаграждения в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 2.1.3. данного договора Клиент обязан уплачивать Исполнителю за прием платежей комиссионное вознаграждение в размере 1,5 % от общей суммы принятых платежей в п. Медведево, подлежащих перечислению на расчетный счет Клиента.
Аналогичный договор об оказании услуг по приему платежей N 2 от 01 января 2010 г. заключен также между ОАО "Медведевский водоканал" и ОАО "Медведевское ЖЭУ".
Стоимость услуг, оказываемых ОАО "Медведевское ЖЭУ" составляет 1,5 % от общей суммы принятых платежей.
Кроме того, из ответа ООО МУК "ЭксЖилФонд" от 25 марта 2010 г. N 151 следует, что квитанции об оплате услуг по содержанию и ремонту жителям выставляет ООО МУК "ЭксЖилФонд".
Руководитель ООО МУК "ЭксЖилФонд" каких-либо распоряжений, приказов о размещении информации в квитанциях не давал. Информация об оплате гражданами коммунальных услуг, платы за содержание жилья, платы за воду была размещена самовольно инспектором по расчетам и платежам с населением ОАО "Медведевское ЖЭУ" в феврале месяце.
Из представленных ООО МУК "ЭксЖилФонд" документов следует, что в с. Ежово прием денежных средств за содержание и ремонт жилья осуществляет инспектор по расчета и платежам с населением Юричева В.Ю, которая является сотрудником ОАО "Медведевское ЖЭУ" с 01.01.2010 г. на основании приказа о приеме на работу N 65/9 от 31.12.2009 г. в порядке перевода их ООО МУК "ЭксЖилФонд".
Обстоятельства размещения вышеуказанного объявления в квитанциях об оплате подтверждаются также объяснительной инспектора по расчетам и платежам с населением с. Ежово Юричевой В.Ю, написанной на имя директора ОАО "Медведевское ЖЭУ".
Также из представленных ООО МУК "ЭксЖилФонд" документов следует, что ФГУП "Почта России" в лице филиала на территории РМЭ (Исполнитель) заключен с ООО МУК "ЭксЖилФонд" (Клиент) договор N 12.24/к/3 на прием платежей, в соответствии с пунктом 1.1. которого Клиент поручил, а Исполнитель принял на себя обязательства по приему через свои структурные подразделения денежных средств от физических лиц за услуги ЖКХ в валюте Российской Федерации в пользу Клиента на территории п. Медведево Республики Марий Эл и по перечислению поступивших платежей на счет Клиента за вычетом вознаграждения в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 2.1.2. данного договора Клиент обязан уплачивать Исполнителю за прием платежей плату в размере 1,6 % плюс НДС от общей сумы принятых платежей в п. Медведево, подлежащих перечислению на расчетный счет Клиента.
Из заявления ФГУП "Почта России" от 12 марта 2010 г. N 12.3.-5/985 также следует, что между заявителем и ОАО "Медведевский водоканал" заключен договор на прием платежей от 18.12.2009 г., в соответствии с которым Клиент поручает, а Исполнитель принял на себя обязательства по приему через свои структурные подразделения, находящиеся на территории Медведевского района РМЭ, денежных средств - плату за водоснабжение и водоотведение от физических лиц в валюте Российской Федерации в пользу Клиента.
Рассмотрев материалы дела N 03-47/31 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции РФ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в соответствии с которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из приведенной нормы следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта-конкурента; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Согласно пп. 5, 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Марий Эл - филиала ФГУП "Почта России" и ОАО "Медведевское ЖЭУ" являются конкурентами на рынке услуг по приему платежей за коммунальные услуги на территории Медведевского района Республики Марий Эл, так как осуществляют свою деятельность на одном и том же товарном рынке в пределах продуктовых, временных и географических границах.
Изучив содержание распространяемой информации, антимонопольный орган приходит к выводу, что данная информация содержит некорректное сравнение оказываемых услуг по приему платежей с аналогичными услугами, оказываемыми ФГУП "Почта России" в лице УФПС по Республике Марий Эл, что объективно следует из следующего контекста: "так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации", что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Кроме того, исходя из анализа текста размещаемой информации можно сделать вывод, что при перечислении денежных средств за услуги ЖКХ непосредственно инспектору по расчету и платежам размер комиссионного вознаграждения либо отсутствует вообще либо составляет незначительную сумму по сравнению с процентом, взимаемым почтой.
Из представленных в материалы антимонопольного дела документов следует, что размер комиссионного вознаграждения ФГУП "Почта России" в лице УФПС по Республике Марий Эл на оказываемые услуги составляет 1,6 % плюс НДС от общей суммы принятых платежей; размер комиссионного вознаграждения ОАО "Медведевское ЖЭУ" за соответствующие услуги составляет 1,5 % от общей суммы принятых платежей. Следовательно, плата за услуги, оказываемые обеими организациями, является сопоставимой и употребление словосочетания "снимаются большие проценты" является некорректным.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Утверждение, размещаемое на оборотной стороне квитанций следующего содержания: "так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства могут быть использованы на ремонт уходят в другие организации" также содержит ложные, неточные и искаженные сведения, распространение которых может причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, в данном случае ФГУП "Почта России" в лице УФПС по Республике Марий Эл, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Таким образом, проанализировав содержание размещаемой информации, антимонопольный орган приходит к выводу, что распространение вышеуказанной информация нарушает правила честной конкурентной борьбы, так как распространение соответствующей информации может вызвать у населения (потребителей ЖКУ) определенные опасения при перечислении денежных средств за содержание и ремонт, а также за водоснабжение посредством использования услуг, предлагаемых ФГУП "Почта России" в лице филиала по Республике Марий Эл ввиду взимания больших процентов за соответствующие услуги.
Вследствие этого, распространяемая информация создает ОАО "Медведевское ЖЭУ" преимущества на рынке услуг по приему платежей граждан за услуги ЖКХ.
Кроме того, исходя из письменных пояснений ООО МУК "ЭксЖилфонд" от 09.06.2010 г. N 506, а также исходя из пояснений представителя ОАО "Медведевское ЖЭУ", полученных на заседании Комиссии, следует, что расходы по комиссионному вознаграждению выплачиваются с платы по управлению МКД, а не с платы за содержание и ремонт, как это указано в спорной информации, что также не соответствует пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Целью любой предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В условиях конкуренции это возможно лишь при наличии качеств, дающих предпринимателю перевес над своими конкурентами - это лучшая организация предпринимательской деятельности, предвидение спроса на те или иные товары, меньшие издержки и цены, лучшее качество продукции, что является законными средствами получения обоснованных преимуществ.
Действия же направленные на получение необоснованных (незаконных) преимуществ, могут быть признаны недобросовестной конкуренцией.
Целью таких действий является получение преимущества за счёт нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.
Размещение спорной информации на оборотной стороне выставляемых гражданам многоквартирных домов квитанций за оплату ЖКХ направлено на отток клиентов у отделений почты, а также сберкассы, что, в свою очередь, означает приобретение ОАО "Медведевское ЖЭУ" преимуществ в предпринимательской деятельности, так как за счет такой информации конкурент (в данном случае ФГУП "Почта России" в лице филиала по Республике Марий Эл) лишается части клиентов, а ответчик по настоящему делу этих клиентов приобретает.
Таким образом, распространение информации о том, что "оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации" направлено на противопоставление услуг, оказываемых одной организацией по отношению к другой по ценовому критерию, что может затрагивать репутацию конкурента, представляя его услуги в негативном виде, в сравнении с предложением ответчика, что приводит в конечном итоге к необоснованному получению преимуществ ОАО "Медведевское ЖЭУ", занятию более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкуренту.
Распространение вышеуказанных сведений на оборотной стороне квитанций ущемляет интересы ФГУП "Почта России" в лице филиала по Республике Марий Эл, что выражается в снижении перечислений за жилищно-коммунальные услуги посредством использования услуг почты (см. письменные пояснения УППС по Республике Марий Эл от 11 июня 2010 г. N 12.3-5/2425, соответствующая таблица), а также может нанести ущерб деловой репутации ФГУП "Почта России", на что также указывалось заявителем при обращении в антимонопольный орган.
Согласно сведениям о деятельности УФПС Республики Марий Эл - филиала ФГУП "Почта России" по приему денежных средств от физических лиц за услуги ЖКХ в пользу ООО МУК "ЭксЖилФонд" в 2010 году следует, что доход заявителя за январь 2010 г. составил 54544 руб. 82 коп., а за февраль 2010 г. - 16645 руб. 65 коп, что свидетельствует об уменьшении дохода заявителя. Антимонопольный орган приходит к выводу, что уменьшение дохода заявителя может быть связано (не исключается и этот факт), в том числе ввиду размещения спорной информации в феврале 2010 г. на оборотной стороне выставляемых гражданам квитанций за оплату жилищно-коммунальных услуг.
Распространение данной информации повлекло перераспределение спроса на рынке услуг по приему платежей, и как следствие, ОАО "Медведевское ЖЭУ" получило дополнительные преимущества, а заявитель в свою очередь несет определенные убытки в виде неполученных доходов, которые он мог бы получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Кроме того, антимонопольный орган приходит к выводу, что размещаемая информация на оборотной стороне счетов-квитанций такого содержания как: "оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации" порочит деловую репутацию ФГУП "Почта России".
В соответствии с абз. 5 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.
Деятельность ФГУП "Почта России" по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги осуществляется законно в соответствии с договором на прием платежей; за выполнение оказанных услуг почта в качестве вознаграждения оставляет у себя от поступившей суммы платежей 1,6 % плюс НДС. Данное комиссионное вознаграждение является платой за оказываемые заявителем услуги, предусмотренной договором на прием платежей.
Некорректное (неправильное) употребление фразы - "снимаются большие проценты" формирует у жителей домов, находящихся в управлении ООО МУК "ЭксЖилФонд" неправильное представление о деятельности ФГУП "Почта России" в смысле недобросовестности заявителя при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности по приему платежей.
Из представленных ООО МУК "ЭксЖилФонд" документов следует, что в с. Ежово прием денежных средств за содержание и ремонт жилья осуществляет инспектор по расчета и платежам с населением Юричева В.Ю, которая является сотрудником ОАО "Медведевское ЖЭУ" с 01.01.2010 г. на основании приказа о приеме на работу N 65/9 от 31.12.2009 г. в порядке перевода их ООО МУК "ЭксЖилФонд"; она же занималась изготовлением выставляемых счетов-квитанций за содержание и ремонт гражданам, проживающих в МКД в с. Ежово и находящихся на обслуживании ООО МУК "ЭксЖилФонд".
Исходя из письменных пояснений ООО МУК "ЭксЖилФонд" от 09.06.2010 г., а также объяснений представителя ОАО "Медведевское ЖЭУ", полученных на заседании Комиссии Марийского УФАС России следует, что содержание квитанций должно определять и отслеживать также руководство ООО МУК "ЭксЖилФонд" как управляющая организация, в пользу которой перечисляются денежные средства за содержание и ремонт.
По смыслу пп. 4 ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" группой лиц признаются хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
Согласно статье 42 Устава ОАО "Медведевское ЖЭУ" единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 01.04.2010 г. N 159 генеральным директором ОАО "Медвдевское ЖЭУ" является Орехов Александр Иванович.
Согласно пункту 9.1. Устава ООО МУК "ЭксЖилФонд" единоличным исполнительным органом общества является исполнительный директор.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 14.01.2010 г. N 840 следует, что генеральным директором ООО МУК "ЭксЖилФонд" является Орехов Александр Иванович.
Таким образом, антимонопольным органом установлено, что руководителем ООО МУК "ЭксЖилФЭонд", а также ОАО "Медведевское ЖЭУ" является одно и то же физическое лицо: Орехов Александр Иванович.
Следовательно, ОАО "Медведевское ЖЭУ" и ООО МУК "ЭксЖилФонд" составляют одну группу лиц.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установленные настоящим Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
По смыслу положений статьи 9 Закона "О защите конкуренции" с позиций антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект, действующий в едином экономическом интересе на одном товарном рынке. Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта.
В соответствии с пп. 5 части 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, учитывая, что инспектор по расчетам и платежам с населением с. Ежово, Юричева В.Ю. является работником ОАО "Медведевское ЖЭУ", ОАО "Медведевское ЖЭУ" и ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Марий Эл - филиала ФГУП "Почта России" являются конкурентами на рынке услуг по приему платежей за коммунальные услуги на территории Медведевского района Республики Марий Эл, а также то, ОАО "Медведевское ЖЭУ" и ООО МУК "ЭксЖилФонд" составляют одну группу лиц, антимонопольный орган приходит к выводу о признании в действиях группы лиц ОАО "Медведевское ЖЭУ", а ООО "ЭксЖилФонд" факта нарушения пп. 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части недобросовестной конкуренции в виде распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; а также некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
Учитывая то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России, доказательства прекращения распространения спорной информации не представлены, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости выдачи предписания группе лиц в составе ОАО "Медведевское ЖЭУ", ООО "ЭксЖилФонд" в целях совершения действий, направленных на прекращение нарушения законодательства о защите конкуренции.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные пп. 1-5 ч. 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Марийского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях группы лиц в составе ОАО "Медведевское ЖЭУ", ООО МУК "ЭксЖилФонд" факт нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившийся в распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; а также некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, что выразилось в размещении в квитанциях об оплате за коммунальные услуги на оборотной стороне информации следующего содержания: "Уважаемые жители с. Ежово! Большая просьба оплачивать: коммунальные услуги (содержание жилья) и квитанции Медведевского водоканала (холодная вода и канализация) в администрацию Ежовского сельского поселения инспектору по расчетам и платежам с населением Юричевой В.Ю., так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации".
2. Выдать ОАО "Медведевское ЖЭУ", ООО МУК "ЭксЖилФонд" обязательное для исполнения предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
3. Передать материалы дела уполномоченному специалисту Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2010 г. Полный текст решения изготовлен 12 июля 2010 г., что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ считается датой принятия решения.
Председатель Комиссии В.В. Зубарев
Члены Комиссии Г.В. Анцыгина
Р.Ш. Мингазов
О.А. Садовина
В.С. Пегашева
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-47/31
о прекращении недобросовестной конкуренции
12 июля 2010 г. г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
в составе:
председатель Комиссии - и.о. руководителя управления, Зубарев В.В.;
Анцыгина Г.В. - зам. начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Мингазов Р.Ш. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Садовина О.А. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Пегашева В.С. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
на основании своего решения от 12 июля 2010 г. по делу N 03-47/31 о признании в действиях ОАО "Медведевское ЖЭУ" (ИНН 1207011219, ОГРН 108121001281, юридический адрес: 425200, РМЭ, Медведевский район, п. Медведево, ул. Чехова, д. 6) факта нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ОАО "Медведевское ЖЭУ" (ИНН 1207011219, ОГРН 108121001281, юридический адрес: 425200, РМЭ, Медведевский район, п. Медведево, ул. Чехова, д. 6) в 20 - дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пп. 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в размещении в квитанциях об оплате за коммунальные услуги на оборотной стороне информации следующего содержания: "Уважаемые жители с. Ежово! Большая просьба оплачивать: коммунальные услуги (содержание жилья) и квитанции Медведевского водоканала (холодная вода и канализация) в администрацию Ежовского сельского поселения инспектору по расчетам и платежам с населением Юричевой В.Ю., так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации"
для чего необходимо: при осуществлении своей деятельности на территории Республики Марий Эл прекратить размещение информации, содержащей ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; а также прекратить размещение информации в виде некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, а именно: исключить из распространяемой информации следующее утверждение: "так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства могут быть использованы на ремонт уходят в другие организации".
2. ОАО "Медведевское ЖЭУ" в течение 5 дней со дня исполнения настоящего предписания представить в Марийское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
Согласно части 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Председатель Комиссии В.В. Зубарев
Члены Комиссии Г.В. Анцыгина
Р.Ш. Мингазов
О.А. Садовина
В.С. Пегашева
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-47/31
о прекращении недобросовестной конкуренции
12 июля 2010 г. г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
в составе:
председатель Комиссии - и.о. руководителя управления, Зубарев В.В.;
Анцыгина Г.В. - зам. начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Мингазов Р.Ш. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Садовина О.А. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
Пегашева В.С. - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
на основании своего решения от 12 июля 2010 г. по делу N 03-47/31 о признании в действиях ООО МУК "ЭксЖилФонд" (ИНН 1207009065, ОГРН 1061218012371, юридический адрес: 425200, РМЭ, Медведевский район, п. Медведево, ул. Чехова, д. 6) факта нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ООО МУК "ЭксЖилФонд" (ИНН 1207009065, ОГРН 1061218012371, юридический адрес: 425200, РМЭ, Медведевский район, п. Медведево, ул. Чехова, д. 6) в 20 - дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пп. 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в размещении в квитанциях об оплате за коммунальные услуги на оборотной стороне информации следующего содержания: "Уважаемые жители с. Ежово! Большая просьба оплачивать: коммунальные услуги (содержание жилья) и квитанции Медведевского водоканала (холодная вода и канализация) в администрацию Ежовского сельского поселения инспектору по расчетам и платежам с населением Юричевой В.Ю., так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства, которые могут быть использованы на ремонт, уходят в другие организации"
для чего необходимо: при осуществлении своей деятельности на территории Республики Марий Эл прекратить размещение информации, содержащей ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; а также прекратить размещение информации в виде некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, а именно: исключить из распространяемой информации следующее утверждение: "так как оплачивая коммунальные услуги в отделениях почты и сберкассы, от содержания и ремонта снимаются большие проценты и средства могут быть использованы на ремонт уходят в другие организации".
2. ООО МУК "ЭксЖилФонд" в течение 5 дней со дня исполнения настоящего предписания представить в Марийское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
Согласно части 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Председатель Комиссии В.В. Зубарев
Члены Комиссии Г.В. Анцыгина
Р.Ш. Мингазов
О.А. Садовина
В.С. Пегашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 13 июля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016