Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
от 11 сентября 2015 г. N 3-74/0В
Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2015 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. _ 2. _ |
- вр.и.о. руководителя управления, Председатель Комиссии; - и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии; |
3. _
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
|
рассмотрев дело N 3-74/ов по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") государственным учреждением здравоохранения "Областная клиническая больница" (далее по тексту - ГУЗ "ОКБ"), установила:
31.10.2014 в Саратовское УФАС России поступило заявление ООО "Мамонт Фарм" (вх. N 7305 от 31.10.2014) с жалобой на действия заказчика - государственное учреждение здравоохранение "Областная клиническая больница" при проведении аукциона в электронной форме на право заключить контракт на поставку лекарственного средства (Ипратропия бромид+Фенотерол) N 2 по извещению N 0360200028014000377 (далее- Аукцион).
ГУЗ "ОКБ" не согласилась с доводами заявителя (исх. N 58/3-3 от 03.04.2015), пояснив, что при осуществлении закупки заказчик не только вправе выбрать его предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), чтобы участник смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика.
Победитель Аукциона - ООО "Калуга Фарм" представило запрашиваемые документы (вх. N 1831 от 03.04.2015), также пояснило, что обязательства по заключенному с ГУЗ "ОКБ" контракту сторонами исполнены в полном объеме.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.
Согласно технической части документации об Аукционе к поставке требуется следующий препарат: Ипратропия бромид+Фенотерол, раствор для ингаляций 0,25 мг +0, 5 мг/мл, 20 мл - флакон - капельницы темного стекла N 1. Вспомогательные компоненты: беизалкония хлорид, динатрия эдетата дигидрат, натрия хлорид, хлористоводородная кислота, вода очищенная.
В соответствии с п. 4 Протокола N 0360200028014000377-1 от 24.10.2014 для участия в электронном аукционе на право заключить контракт на поставку лекарственного средства Ипратропия бромид+Фенотерол подано 3 заявки, в соответствии с п. 9.1 допущено к участию в электронном аукционе заявки N 1, N 2. Согласно п. 9.2 Протокола участнику аукциона, подавшему заявку N 3, отказано в допуске к участию в Аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе и пп. 2 п. 3.7.4 Раздела 3 документации об аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и требованиям документации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0360200028014000377-1 от 29.10.2014 победителем Аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "КалугаФарм"
Таким образом, указывая на вспомогательные вещества препарата, Заказчик фактически установил характеристики соответствующие торговому наименованию препарата, в данном случае Беродуал.
Довод ГУЗ "ОКБ" о том, что заказчик вправе закупать товары, которые ему требуется, и устанавливать требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям, в связи с тем, что у некоторых пациентов наблюдались ухудшения терапевтического эффекта при смене лекарственного средства на препарат с аналогичным МНИ, но содержащий иные вспомогательные вещества, отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно п. 16 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" международное непатентованное наименование лекарственного средства - наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения.
Согласно ч. 28 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 Закона о контрактной системе. При этом должно быть обеспечено предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивание персональных данных.
В случае наличия для отдельных пациентов официально зарегистрированного противопоказания к приему определенного лекарственного средства, для таких пациентов возможна закупка лекарственных средств, не имеющих противопоказаний к применению данным пациентам, в порядке ч. 28 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В информации, представленной Министерством здравоохранения Российской Федерации (исх. от 11.08.2015 N 20-3/1125) указано, что согласно международному непатентованному (МНН) или группировочному названию "Ипратропия
бромид+Фенатерол" в настоящее время зарегистрировано только два препарата Беродуал и Ипратерол-натив. Препараты Беродуал и Ипратерол-натив имеют одинаковые качественный и количественный состав действующих веществ, лекарственную форму, способ введения, а также "Показания" и "Противопоказания" к применению. Также согласно представленной информации, данные препараты по токсическому действию не отличаются друг о друга.
Заказчиком озвучен довод, что при размещении Аукциона учитывалась возможность пациентов приобретать аналогичный препарат самостоятельно в аптечных пунктах Саратова и Саратовской области, однако на момент подготовки электронного аукциона к размещению в общедоступных информационных системах отсутствовала информация о возможности приобретения единственного аналога данного препарата с торговым наименованием "Ипратерол-натив" в аптечных пунктах города Саратова и Саратовской области и клиентской программы "Клиент Фармацевтической сети" (исх. N 145/1-3 от 11.08.2015).
14.10.2014 извещение о проведении Аукциона было размещено в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (сайт www.zakupki.gov.ru), что создает возможность для участия в Аукционе участников не только города Саратова и Саратовской области.
Как следует из пояснений представителя ООО "Мамонт Фарм" (вх. N 4417 от 13.07.2015), а также из информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (сайт http://health.sarbc.ru/aptcka/) в аптечных пунктах города Саратова продается данный препарат.
При этом, из пояснений представителя ООО "Мамонт Фарм" следует, что с марта 2014 года на территории Саратовской области ООО "Мамонт Фарм" приняло участие и стало победителем в 4 открытых аукционах на поставку препарата с МНН Ипратропия бромид+Фенотерол, ООО "Мамонт Фарм" был поставлен препарат с торговым наименованием "Ипратерол-натив" производства ООО "Натива" что подтверждается протоколами, государственным контрактом, имеющимися в материалах делаN 3-74/ов.
Таким образом, довод ГУЗ "ОКБ" не подтверждается фактическими материалами дела N 3-74/ов.
Заказчик в обоснование своих доводов также ссылается на температурный режим хранения препарата, утверждая, что при осуществлении закупки лекарственного средства с прописанными вспомогательными веществами учитывались условия хранения препарата - не выше 30 С.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Правила хранения лекарственных средств утверждены приказом Минздрава России от 23.08.2010 N 706н.
Таким образом, соблюдение условий хранения лекарственных препаратов должно обеспечиваться заказчиком в местах их хранения в соответствии с требованиями производителей лекарственных препаратов, и не должно быть связано с терапевтическим эффектом лекарственных препаратов, имеющих одинаковые МНН и разные условия хранения.
Комиссией установлено, что данное требование отсутствовало в аукционной документации, в описании объекта закупки, однако требование Заказчика к температурному режиму хранения лекарственных препаратов может приводить к сокращению количества участников закупки.
В соответствии п. 2 н.1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, действия государственного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница" при проведении аукциона в электронной форме на право заключить контракт на поставку лекарственного средства (Ипратропия бромид+Фенотерол) N 2 по извещению N 0360200028014000377 нарушают ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, т.к. приводят к ограничению конкуренции на рынке поставок лекарственных препаратов.
В связи с заключением 10.11.2014 гражданско-правового договора на поставку товара N 68 между ГУЗ "ОКБ" и ООО "КалугаФарм" у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать администрацию государственное учреждение "Областная клиническая больница" нарушившей ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Предписание не выдавать в связи с отсутствием основания для его выдачи.
Председатель Комиссии
|
_ |
Члены Комиссии |
_ |
|
_
|
В соответствии со статьей 52 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11 сентября 2015 г. N 3-74/0В
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016