Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 4 сентября 2015 г. N 03-10.1/314-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу Государственного предприятия Омской области "Тюкалинское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - Заявитель, ГП "Тюкалинское ДРСУ") на действия КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Тюкалинск - Красноусово (выборочно) в Тюкалинском муниципальном районе Омской области" в форме электронного аукциона (извещение N 0352200000115000072) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7974 от 28.08.2015) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, в которой указано, что аукционной комиссией нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при признании второй части заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-8074 от 31.08.2015) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 8168 от 03.09.2015).
Из представленных документов и сведений следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе 30.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 22498511 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.08.2015 на участие в аукционе поступило пять заявок, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения аукциона от 21.08.2015 четыре участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение в сумме 18898749,08 руб. сделано участником N 4.
Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 26.08.2015, заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО "РегионСтрой".
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и проведения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу требований пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 55.8 ГрК РФ).
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 (далее - Перечень).
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" определено, что при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с требованиями части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
В пункте 1.4.2 документации об аукционе установлено требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих соответствие участника аукциона "требованиям, установленным п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов:
- "копии ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона".
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 26.08.2015 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по следующему основанию:
"Не соответствует требованиям, установленным N 44-ФЗ от 05.04.2013, а именно п. 1 ч. 6 ст. 69".
Комиссия отмечает, что в нарушение требований части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе протокол не содержит положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией.
В пояснениях Заказчика указано следующее:
"В соответствии с п. 1.4, п. 1.4.2 документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов:
- копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного в соответствии с требованиями градостроительного кодекса РФ на следующие виды работ согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 - 25.1; 25.2; 25.4; 25.7;25.8 или работы по организации строительства п. 33.2.1. "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Участником закупки ГП "Тюкалинское ДРСУ" в представленном свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства указано, что Государственное предприятие Омской области "Тюкалинское дорожное ремонтно-строительное управление" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 10 000 000 (десять миллионов) рублей, а начальная (максимальная) цена контракта Заказчиком составляет 22 498 511,00 (двадцать два миллиона четыреста девяносто восемь тысяч пятьсот одиннадцать) рублей".
Комиссия отмечает, что пункт 1.4.2 документации об аукционе не содержит указанного в пояснениях требования о предоставлении "копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного в соответствии с требованиями градостроительного кодекса РФ на следующие виды работ согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 - 25.1; 25.2; 25.4; 25.7;25.8 или работы по организации строительства п. 33.2.1. "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Таким образом, аукционная комиссия неправомерно признала заявку Заявителя не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия признала жалобу обоснованной.
3.2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, при необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
По мнению Комиссии, по ряду позиций Технического задания установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ, например:
4 |
Смесь щебеночно-песчаная С-10 по ГОСТ 25607-2009 |
Наибольший размер зерен, мм |
Не более 40 |
Полный остаток на сите с размером ячейки 40 мм, % по массе, |
0 - 10 |
||
Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе |
Не более 5,0 |
||
Содержание зёрен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
Не более 35 |
||
Содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц, % по массе |
Не более 20 |
Комиссия отмечает, что конкретные значения по приведенным выше показателям товара возможно получить только после проведения лабораторных испытаний определенной партии товара.
Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию показателей товара, получаемых при проведении испытаний партии товара, ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Такое описание объекта закупки не носит объективный характер, следовательно, действия Заказчика, установившего такие требования, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия установила, что из документации об аукционе, Технического задания, проектно-сметной документации невозможно определить вид ремонта автомобильной дороги - капитальный или текущий, что также указывает на необъективность описания объекта закупки.
При этом Комиссия отмечает, что именно в зависимости от вида ремонта (капитальный или текущий) должны были устанавливаться требования к участникам закупки (при капитальном ремонте - требования о наличии у участника закупки: свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на определенные виды работ, а также о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения работ; при текущем ремонте какие-либо документы не должны были требоваться и предоставляться).
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу Государственного предприятия Омской области "Тюкалинское дорожное ремонтно-строительное управление" на действия КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Тюкалинск - Красноусово (выборочно) в Тюкалинском муниципальном районе Омской области" в форме электронного аукциона (извещение N 0352200000115000072).
2. Признать в действиях КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" и его аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, части 6 статьи 66, пункта 1 части 6 и части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/314-2015
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
04 сентября 2015 г. |
г.Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу Государственного предприятия Омской области "Тюкалинское дорожное ремонтно-строительное управление" на действия КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Тюкалинск - Красноусово (выборочно) в Тюкалинском муниципальном районе Омской области" в форме электронного аукциона (извещение N 0352200000115000072) (далее - аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" и его аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, части 6 статьи 66, пункта 1 части 6 и части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе,
на основании своего Решения от 04.09.2015 N 03-10.1/314-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, предписывает:
1. КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" и его аукционной комиссии в срок до 17.09.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения аукциона и аннулировать электронный аукцион.
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить возможность исполнения КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" и его аукционной комиссии действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, отменить протокол аукциона.
3. КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области", ООО "РТС-тендер" проинформировать Омское УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 18.09.2015.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Шевченко А.Н.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 сентября 2015 г. N 03-10.1/314-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016