Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
от 25 августа 2015 г. N 07-16-76/2015
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2015 г. г. Оренбург
В полном объеме решение изготовлено 25 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: "<_>"
в отсутствии:
- представителя заявителя: САО "ВСК" в лице Оренбургского филиала, уведомленного надлежащем образом о дате, месте и времени рассмотрения дела;
- представителя ответчика: ООО "СГ "Компаньон", уведомленного надлежащем образом о дате, месте и времени рассмотрения дела;
- заинтересованного лица: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной фтизиатрический санаторий" уведомленного надлежащем образом о дате, месте и времени рассмотрения дела;
в присутствии:
- Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области -"<_>" (доверенность"<_>");
рассмотрев дело 07-16-76/2015 по жалобе страхового акционерного общества "ВСК" в лице Оренбургского филиала САО "ВСК" на действия общества с ограниченной ответственностью "Страховая Группа "Компаньон" по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выраженных в совершение действий, по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (N 0153200000215000641), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ("<_>") страхового акционерного общества "ВСК" в лице Оренбургского филиала ("<_>") (далее - САО "ВСК", заявитель) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Страховая Группа "Компаньон" ("<_>") (далее - ООО "СГ "Компаньон", ответчик), по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выраженных в совершении действий по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (N 0153200000215000641).
Оренбургское УФАС России в рамках осуществления своих функций Приказом N "<_>" возбудило производство по делу N 07-16-76/2015 по признакам нарушения ООО "СГ "Компаньон" требований, установленных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Из содержания жалобы заявителя следует, что на официальном сайте сети интернет (www.zakupki.gov.ru) 09.02.2015 г. опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (N 0153200000215000641).
Начальная (максимальная) цена контракта"<_>".
Страховое акционерное общество "ВСК" приняло участие в данной аукционе. Решением конкурсной комиссии Страховое акционерное общество "ВСК" было допущено к участию в аукционе с ценой"<_>", являющейся обоснованной начальной максимальной ценой аукциона. В свою очередь ООО "СГ "Компаньон" также приняло участие в аукционе, но с ценой"<_>". Победителем по данному аукциону было признано ООО "СГ "Компаньон".
Заявитель считает, что ООО СГ "Компаньон" расчет цены контракта был произведен с нарушением Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Указанные действия ООО "СГ "Компаньон" направлены на причинение убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам на данном рынке в виде упущенной выгоды.
Ответчик нарушение не признал, предоставил письменные пояснения ("<_>"). Из предоставленных пояснений следует, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчёта страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (далее - АИС), созданной в соответствии со статьей 30 Закона N 40-ФЗ, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (п. 10.1. ст. 15 Закона N 40-ФЗ, п.1.8., 2.1. Положения о правилах ОСАГО, п. 3 Примечания к п.2. Приложения 2 к Ставкам страховых тарифов ОСАГО).
Ответчик считает, что расчет цены контракта был произведен в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
На официальном сайте сети интернет (www.zakupki.gov.ru) 09.02.2015 г. опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (N 0153200000215000641).
Начальная (максимальная) цена контракта"<_>".
На участие в данном аукционе было подано пять заявок от участников: ООО "СГ "Компаньон", САО "ВСК", ОАО "АльфаСтрахование", ОАО "СКС "Энергогарант" и ОАО "Страховое общество газовой промышленности". Все пять участников были допущены к аукциону. По результатам проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (на основании Протокола подведения итогов аукциона в электронной форме N0153200000215000641-3 от 27.02.2015 г.) победителем было признано ООО "СГ "Компаньон" как участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, и ему был присвоен первый номер, четвертый номер был присвоен САО "ВСК".
Одним из критериев оценки заявок на участие в указанном открытом аукционе являлась цена государственного контракта, предлагаемая его участниками.
Победителем открытого аукциона в электронной форме - ООО "СГ "Компаньон" была предложена цена контракта (размер страховой премии) -"<_>"рублей. САО "ВСК" была предложена цена контракт (размер страховой премии) -"<_>"рублей.
Согласно ст. 3 "Цели создания компании" п. 3.1 Устава САО "ВСК", утверждённого"<_>" (далее - Устав), основной целью Компании является получение прибыли за счёт ведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 4 Устава, предметом деятельности Общества является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства.
Согласно разделу "Сведения о филиалах юридического лица" выписки из ЕГРЮЛ, Страховое акционерное общество "ВСК" имеет филиал в г.Оренбурге. САО "ВСК" выдана лицензия ("<_>") на осуществление страхования.
В соответствии с п. 4.1. раздела 4 Устава ООО "СГ "Компаньон", утвержденного"<_>", основной целью деятельности общества является освоение рынка страховых услуг.
ООО "СГ "Компаньон" имеет филиал в г.Оренбурге (пп. 6.2 раздела 6 Устава общества). ООО "СГ "Компаньон" выдана лицензия ("<_>") на осуществление страхования.
В материалах дела имеется письмо Центрального банка РФ ("<_>"), из содержания которого следует, что Приказом Банка России от 03.06.2015 N ОД-1235 действия лицензий на осуществление страхования и перестрахования ООО "Страховая Группа "Компаньон" приостановлено. Данный приказ вступил в силу 10.06.2015 г. В соответствии со статьей 32.6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", приостановление действия лицензии означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договора.
Однако на момент проведения данного аукциона 09.02.2015 г. ООО "СГ "Компаньон" осуществляла деятельность по страхованию и перестрахованию. Таким образом, САО "ВСК" и ООО "СГ "Компаньон" являлись конкурентами на рынке услуг ОСАГО на территории города Оренбурга и Оренбургской области.
Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 г. N40-ФЗ (далее - Закон об ОСАГО) определены условия и порядок обязательного страхования.
В силу ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя
Исходя из содержания п.10 и п.10.1 ст.15 Закона об ОСАГО, следует, что при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается
Согласно ст.30 Закона об ОСАГО, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессионального объединения информацию, которая имеется у них, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.
В соответствии с п. 2.1 "Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" N431-П от 19.09.2014 г., страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание ЦБ РФN 3384-У), утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок их применения страховщиками.
Согласно Приложению N2 к Указанию ЦБ РФN 3384-У установлено, коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год.
Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204.
Оренбургским УФАС России был направлен запрос в Российский Союз Страховщиков (далее - РСА) о том, является ли информация, содержащаяся на Приложении N2 (скриншот интернет - страницы от ОАО "АльфаСтрахование") достоверной, соответствующей действительности, и применимой по проверке КБМ при расчете страховой премии.
В Оренбургское УФАС России поступила информация от Российского Союза Страховщиков ("<_>") о том, что в РСА имеется подтверждение, что в Приложении N1 изображен интерфейс корпоративной системы страховщика.
Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с п. 9 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного обществом деяния в качестве указанного правонарушения необходимо доказать наличие одновременно следующих условий: 1) действия хозяйствующего субъекта противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; 2) эти действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; 3)действия причинили или могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации хозяйствующему субъекту, стремящемуся к тому же результату.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из критериев недобросовестной конкуренции являются действия хозяйствующего субъекта, противоречащие законодательству Российской Федерации.
Поскольку расчет цены контракта (размер страховой премии) ООО "СГ "Компаньон" осуществлен в соответствии с ФЗ N 40 Закона об ОСАГО, а также в соответствии с указанием ЦБ РФ N 3384-У от 19.09.2014 г. следовательно, действия ООО "СГ "Компаньон" не противоречат законодательству Российской Федерации, равно как и не направлены на получение преимуществ, то есть в действиях общества отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции.
Руководствуясь статьей 14, 23, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
Рассмотрение дела N 07-16-76/2015, возбужденное в отношении ООО "СГ "Компаньон", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ответчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 августа 2015 г. N 07-16-76/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016