Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
N 559-Ж/2015 (опубликовано 3 сентября 2015 г.)
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: ______ - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: ______ - заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
______ - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Челябинской области на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд ГУ "ПСС ЧО" (изв. N 0369200012115000112) в присутствии:
- представителей Государственного учреждения "Поисково-спасательная служба Челябинской области", действующих на основании доверенности N 03-01-01-08/578 от 14.04.2015, N 03-01-01-08/0138 от 14.01.2015;
- представителя ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах", действующего на основании доверенности от 30.07.2015;
- представителя САО "ВСК", действующего на основании доверенности от 22.01.2015, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Челябинской области на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд ГУ "ПСС ЧО" (изв. N 0369200012115000112) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Государственное учреждение "Поисково-спасательная служба Челябинской области" (далее - заказчик) объявило о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд ГУ "ПСС ЧО" путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N0369200012115000112 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 112 637 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 28.08.2015 в 10 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным жалобе, заявитель считает, что извещение о проведении запроса котировок сформировано с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком неверно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта.
В доказательство своего довода заявителем представлен произведенный им расчет. Так, например, по позиции 2 таблицы с расчетом начальной (максимальной) цены контракта заказчиком установлена страховая премия с учетом максимальной базовой ставки в размере 9801 рубль 80 копеек, тогда как заявителем указана сумма 9801 рубль 84 копейки; по позиции 7 таблицы - 12994 рубля 43 копейки, заявитель указывает - 12994 рубля 44 копейки и др. В связи с чем цена контракта, сформированная с учетом максимальной базовой ставки, выше на 17 копеек установленной заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
Относительно цены контракта с минимальной базовой ставкой заявитель указывает, что страховые премии по транспортным средствам заказчиком рассчитаны верно, однако при суммировании итоговая цена контракта ниже на 1 копейку, установленной в запросе котировок.
Представители заказчика, с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что цена контракта, с учетом максимального значения базового тарифа, рассчитана верно. Цена контракта, с учетом минимального значения базового тарифа также соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, математическая погрешность в одну копейку не может привести к недобросовестной конкуренции.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Исходя из требований части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
При этом в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно извещению об осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 112 637 рублей 00 копеек. В соответствии с пунктом 9 извещения об осуществлении закупки расчет цены и обозначение коэффициентов осуществлен согласно Указаниям Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указания Банка России). Следовательно, заказчиком применен тарифный метод расчета начальной (максимальной) цены контракта, о чем указано в приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта представлен в приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки. Данное приложение оформлено в виде двух таблиц с расчетом цены контракта с учетом максимальной (далее - таблица 1) и минимальной (далее - таблица 2) базовых ставок. С учетом максимальной базовой ставки (3087 рублей 00 копеек) заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта в размере 112 637 рублей 00 копеек; с учетом минимальной базовой ставки (2573 рубля 00 копеек) - 93 882 рубля 55 копеек.
Согласно Указаниям Банка России расчет страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств расчет страховой премии рассчитывается по следующей формуле: страховая премия = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8.
Заказчиком в техническом задании (приложение N1 к извещению об осуществлении закупки) установлены необходимые к применению коэффициенты для каждого транспортного средства. Так, например, по позиции 2 технического задания страхованию подлежит транспортное средство ГАЗ 2217 со следующими коэффициентами: КТ- 2,10; КБМ - 0,60; КО - 1,8; КМ - 1,4; КС - 1; КН - 1,00; КПр - 1,00. Учитывая установленную Указаниями Банка России максимальную базовую ставку (3087 рублей 00 копеек) можно произвести расчет: страховая премия = 3087,00x2,10x0,60x1,8x1,4x1,0x1,0x1,0 = 9 801 рубль 84 копейки, однако заказчиком в таблице 1 установлена страховая премия в размере 9 801 рубль 80 копеек, что на 4 копейки меньше, чем расчет, произведенный в соответствии с Указаниями Банка России. Аналогичная ситуация обстоит и с иными позициями таблицы 1 (2, 4, 6, 7).
В связи с чем, определенная заказчиком начальная (максимальная) цена контракта ниже на 17 копеек цены, рассчитанной согласно формуле, установленной Указаниями Банка России по максимальной базовой ставке. При этом исходя из приложения N2 к извещению об осуществлении закупки расчет страховой премии на каждое транспортное средство осуществляется страховщиком в соответствии с Указаниями Банка России.
Кроме того, общая цена контракта, рассчитанная с учетом минимальной базовой ставки также не соответствует Указаниями Банка России. Так, страховая премия по каждому транспортному средству рассчитана с учетом предусмотренной формулы и установленных коэффициентов. Однако при суммировании всех страховых премий цена контракта составляет 93882 рубля 56 копеек, тогда как заказчиком начальная (максимальная) цена контракта с учетом минимального значения базовой ставки установлена в размере 93882 рубля 55 копеек.
В своих пояснениях представитель заказчика указал, что математическая погрешность в одну копейку не может привести к недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем, запрос котировок - это конкурентный способ определения поставщика, в котором победитель определяется при помощи ценового критерия. При этом как отмечалось ранее, законодательством Российской Федерации установлены минимальные страховые премии при заключении контракта на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Цена контракта, рассчитанная заказчиком с учетом минимальной базовой ставки на одну копейку ниже минимальной цены, рассчитанной с учетом Указаний Банка России. Следовательно, данная цена не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 28.08.2015 на участие в закупке поступило 5 заявок. ООО "Росгосстрах", ОАО "Альфастрахование", АО "Страховое общество Газовой Промышленности" предложили наименьшую с учетом требований Указания Банка России цену контракта 93882 рубля 56 копеек. Вместе с тем, САО "ВСК" предложена цена ниже указанного предела, но в соответствии с извещением об осуществлении закупки - 93882 рубля 55 копеек. Руководствуясь статьей 78 Закона о контрактной системе победителем закупки признано САО "ВСК", несмотря на то, что цена предложенная победителем не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при формировании извещения об осуществлении закупки нарушены требования части 8 статьи 22, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, что привело к признанию победителем участника закупки, предложение о цене которого не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
2. Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок.
Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, информация о которых указывается в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное требование о необходимости установления в документации о закупке (извещении о закупке) условий о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование, согласно которому участник не должен являться офшорной компанией.
Данная норма введена в действие Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ и вступила в законную силу с 13.08.2015. Рассматриваемая закупка размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.08.2015, то есть после вступления в силу указанных изменений.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 10 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе указанное единое требование к участникам закупки не содержит.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Челябинской области на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд ГУ "ПСС ЧО" (изв. N0369200012115000112) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 22, части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 4 статьи 73, пункта 10 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ______
Члены комиссии ______
ПРЕДПИСАНИЕ N 559-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
03 сентября 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии: ______ - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов
Комиссии: ______ - заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
______ - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 03.09.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Челябинской области на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд ГУ "ПСС ЧО" (изв. N 0369200012115000112) (далее - закупка) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Государственному учреждению "Поисково-спасательная служба Челябинской области" с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. N 0369200012115000112), оформленной протоколом рассмотрения и оценки заявок не участие в запросе котировок от 28.08.2015;
2. Котировочной комиссии по закупке (изв. N0369200012115000112) в срок до 23.09.2015 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и передать указанное решение Государственному учреждению "Поисково-спасательная служба Челябинской области" для размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru;
3. Государственному учреждению "Поисково-спасательная служба Челябинской области" в срок до 25.09.2015:
3.1. разместить сведения о решении котировочной комиссии об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупке, на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru;
3.2. принять решение об отмене закупки и разместить указанное решение на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru;
4. Государственному учреждению "Поисково-спасательная служба Челябинской области" в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.09.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копию решения заказчика об отмене закупки, копию решения котировочной комиссии по закупке об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, доказательства размещения сведений об указанных решениях конкурсной комиссии и заказчика на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии: ______
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области N 559-Ж/2015 (опубликовано 3 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016