Резолютивная часть оглашена 30 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2010 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - Луканцова В.В., руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Агафонова А.А., начальника отдела, Мелешкова М. А., специалиста 1-ого разряда, рассмотрев дело N 241/2010-M/Bпо признакам нарушения Министерством здравоохранения Рязанской области (ул. Свободы, д.32, г. Рязань 390006) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (деле - Закон о защите конкуренции).
УСТАНОВИЛА:
В Рязанское УФАС России поступило заявление ООО "Медицинская компания" (ул. Ивана Франко, д.4, корп. 1, оф. 68 г. Москва 121108) па неправомерные действия Министерства здравоохранения Рязанской области, выразившееся в ограничении конкуренции на торгах путем включения в состав двух лотов товаров технологически и функционально не связанных с товарами, поставка которых является предметом торгов, что запрещается частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Из содержания заявления следует, что на официальном сайте www.goszakaz.ryazan.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона N 7.220710. 1368/А и размещена документация об аукционе.
Лоты N1 и N4 аукционной документации содержат товары технологически и функционально не связанные друг с другом.
В лот N1 включены товары: томограф рентгеновский компьютерный 32 среза и комплекс диагностический для ультразвуковых исследований.
Неправомерность соединения данных товаров в один лот заключается в следующем:
- товары при осуществлении медицинской деятельности совместно не используются и выполняют отличные друг от друга функции;
- томограф рентгеновский устанавливается в специально оборудуемых помещениях в соответствии с СанПин 2.6.1.1192-03, так как при его использовании излучается радиация;
- комплекс диагностический для ультразвуковых исследований так же устанавливается в специально оборудуемых помещениях (кабинетах) УЗИ в соответствии с руководством Р 2.2.4/2.2.9.2266-07;
- при рентгеновском исследовании используется электромагнитное колебание высокой частоты, отличающееся большой проникающей способностью, получение рентгеновского изображения основано на различной интенсивности поглощения тканями рентгеновского излучения, производиться регистрация прошедшего через биологическую ткань излучения;
- ультразвуковое исследование основано на прохождении через биологическую ткань механических волн сверхвысокой частоты и регистрации отраженных ультразвуковых волн от границ раздела тканей с различным акустическим импедансом.
Кроме того, для установки и ввода в эксплуатацию фирма поставщик должна иметь дипломированных инженеров по работе с источниками рентгеновского излучения, должна иметь специализированную лицензию.
По конкурсной документации томограф рентгеновский планируется поставить в МУЗ Шацкая ЦРБ и МУЗ Шиловская ЦРБ, а поставка одного аппарата УЗИ планируется в ОКБ г. Рязани.
В лот N4 включены товары: комплекс рентгеновский для интраоперационного контроля и стойка эндоскопическая универсальная.
Неправомерность соединения данных товаров в один лот заключается в следующем:
- товары при осуществлении медицинской деятельности выполняют отличные друг от друга функции;
- товары поставляются в различные ЛПУ (п.4 "Место поставки товара" извещения о проведении открытого аукциона);
- область применения комплекса рентгеновского для интраоперационного контроля:
проведения позиционирования и терапии под рентгеновским контролем в общей хирургии, нейрохирургии, ортопедии, травматологии, кардиологии, сосудистой хирургии, урологии.
производит компьютерную обработку изображений и рентгеновских снимков с последующим их хранением.
- рентгеновский комплекс используется исключительно в отдельном помещении в соответствии с СанПин 2.6.1.1192-03;
-универсальная эндоскопическая стойка предназначена для размещения эндоскопического оборудования и применяется в эндоскопии в соответствии с Пособием к СНиП: 2.08.02-8.
По конкурсной документации поставка стойки планируется в ЛПУ ОКБ г. Рязани, поставка комплекса рентгеновского для интраоперационного контроля планируется в МУЗ Шацкая ЦРБ и МУЗ Шиловская ЦРБ.
Кроме того, заявителем указано, что:
- начальная (максимальная) цена лота N1 96 780 000 рублей;
- начальная (максимальная) цена лота N4 17 671 300 рублей.
И в случае не разъединения технологически и функционально не связанных товаров в данных лотах на отдельные лоты это может привести к ограничению количества участников аукциона и, как следствие, неэффективному использованию бюджетных денежных средств в связи с отсутствием на аукционе достаточного количества участников, способных предложить наименьшую цену за поставляемые Заказчику товары.
В ходе заседаний Комиссии представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, заявив, что предметом торгов по лоту N1 является оборудование для лучевой диагностики. В состав лота N1 включены: томограф рентгеновский компьютерный 32 срезовый (2шт.) и комплекс диагностический ультразвуковой.
Указанное выше оборудование, объединенное в данном лоте является оборудованием для лучевой диагностики, так как лучевая диагностика и терапия (медицинская радиология) является клинической дисциплиной, разрабатывающей теорию и практику применения излучений в диагностике и лечении заболеваний. Предметами изучения лучевой диагностики являются рентгенодиагностика, компьютерная диагностика, магнитно-резонансная диагностика, радионуклидная, а также ультразвуковая диагностика, ангиография и интервенционная радиология. Лучевая терапия изучает принципы и методы лучевой терапии, вопросы клинической дозиметрии, биологические и клинические основы применения. Кроме этого, компьютерные томографы и УЗ сканеры относятся к одной группе товаров по классификации ОКП (94 42), что позволяет рассматривать их как функционально связанные товары и объединить их в одном лоте. Оборудование для лучевой диагностики в данном случае является функционально связанным между собой еще и тем, что предполагается его использование на разных этапах обследования одного и того же пациента, прежде всего при диагностике черепно-мозговых травм и тупых травм брюшной полости, часто встречающихся при дорожно-транспортных происшествиях. При этом, одной из приоритетных клинических задач в регионе стоит унификация и стандартизация методов обследования, которая возможна только при полной совместимости поставляемого оборудования и сопоставимости результатов обследования, полученных на разных этапах. Унификация и стандартизация протоколов обследования возможна только при соблюдении следующих условий: полная совместимость оборудования, его сопоставимость с данными, полученными на других видах оборудования, входящих в лот, а также при единых стандартах обученияспециалистовитехническойподдержки.
Поэтому, с точки зрения качества лечения пациентов разделение этого лота неизбежно приведет к ухудшению обследования пациентов.
Предметом торгов по лоту N4 является оборудование для хирургии. В лот включено следующее оборудование: Комплекс диагностический для интраоперационного контроля (2 шт.) и Стойка эндоскопическая универсальная.
Указанное выше оборудование, объединенное в данном лоте является оборудованием для хирургических операционных. При этом, для оперирующего хирурга важна как эргономика единого хирургического пространства, так и совместимость форматов цифровых процессоров изображения. Это необходимо для ведения отчетности и составления протоколов операций с использованием стандартных компьютеров в больничной сети. В связи с тем, что стандарты оказания медицинской помощи в регионе требуют, чтобы протокол эндоскопической операции включал как изображение с эндоскопической стойки, так и ретгеноскопическую картину, то единственно правильным решением следует считать объединение данных видов функционально связанного оборудования в единый мобильный комплекс. Использование совместимых систем ретракции позволит избежать неоправданного привлечения ассистентов, что не всегда возможно при экстренном характере операций.
Рассмотрев представленные ООО "Медицинская компания" материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) пришла к выводу о наличии в действиях государственного заказчика, связанных с утверждение документации, нарушения части 3 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции". Это утверждение вытекает из следующего.
Являющееся предметом аукциона по лотам N1 и N4 медицинское оборудование не взаимосвязано друг с другом и может быть использовано самостоятельно для решения медицинских задач. Принадлежность товаров по лоту N1 и одной группе по классификатору само по себе не свидетельствует ни о его технической и функциональной связанности или не связанности (Постановление ФАС ЦО от 14.11.2007 г. NА54-65/2007). Необходимость поставки по лоту N4 рентгеновского медицинского оборудования и стойки эндоскопической универсальной учреждениям здравоохранения, расположенным территориально в разных районах области, свидетельствует о технологической и функциональной не связанности одних товаров, являющихся предметом аукциона с другими товарами, приобретенными на рассматриваемых торгах. Товары являющиеся предметом торгов по лоту N1, применяются для различных исследований, приобретаются для учреждений здравоохранения некомплектно, что подтверждает их технологическую и функциональную несовместимость. Фактор информационной совместимости поставляемого оборудования учтен заказчиком в соответствующих требованиях документации об аукционе. Таким образом, необоснованное увеличение стоимости и номенклатуры товаров по лотам N1 и N4 приводят к ограничению конкуренции между участниками рассматриваемых торгов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия Министерства здравоохранения Рязанской области по включению в состав лотов товаров технологически и функционально не связанных с предметом торгов открытого аукциона N7.220710. 1368/А (лот N1 и лот N4) нарушающими часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Министерству здравоохранения Рязанской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Направить материалы дела должностному лицу Рязанского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.9 КоАП РФ в отношении должностного лица - ответчика по настоящему делу, утвердившего аукционную документацию.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 241/2010 - M/B
31 августа 2010 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- председателя Комиссии - Луканцова В. В., руководителя управления;
членов Комиссии:
- Тихомирова В.И., начальника отдела,
- Агафонова А.А., начальника отдела
- Мелешкова М. А., специалиста 1-ого разряда,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 31.08.2010 г. по делу N 241/2010 - M/B о нарушении Министерством здравоохранения Рязанской области (ул. Свободы, д. 32, г. Рязань 390006) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Министерству здравоохранения Рязанской области:
1. В трехдневный срок со дня получения настоящего предписания внести изменения в документацию по проведению аукциона N7.220710. 1368/А: разделить лоты N1 и N4, содержащие товары функционально и технологически не связанные с предметом торгов.
2. Продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе на срок 10 дней со дня размещения изменений документации на официальном сайте.
3. Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Рязанское УФАС России не позднее 30.09.2010 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 31 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016