Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
(опубликовано 2 сентября 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_> рассмотрев дело N 26 от 09.08.2010, возбуждённое в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО "Стройлюкс" (далее - ООО "Стройлюкс") по признакам нарушения им части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в присутствии представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Стройлюкс" - представитель ООО "Стройлюкс" по доверенности N <_> от 21.08.2010 <_> установила:
В ходе проверки специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в газете Хвойнинского муниципального района "Новая жизнь" (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо - Западному Федеральному округу ПИ N ТУ 53 - 00044) N 26 (10922) от 14.05.2010 на 8 странице распространено рекламное объявление под заголовком "Фирма "Стройлюкс" филиал в г. Хвойная" по продаже и монтажу окон, дверей, жалюзи и т.д. При этом в указанном объявлении рекламируется также финансовая услуга - кредит.
Услуга по предоставлению кредита является финансовой услугой в силу статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 которой финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В ответ на запрос Новгородского УФАС России Хвойнинское подразделение N 05 областного государственного учреждения "Агентство информационных коммуникаций" (учредитель газеты "Новая жизнь") в своем письме (вх. N 3659 от 06.07.2010 Новгородского УФАС России) сообщило, что рекламодателем и рекламопроизводителем данного рекламного объявления является ООО "Стройлюкс", также это следует из предоставленной копии Договора возмездного оказания услуг по размещению коммерческой информации в периодическом печатном издании от 03.05.2010, в соответствии с которым распространялось указанное объявление.
Как следует из документов, представленных ООО "Стройлюкс" (исх. N 18 от 28.07.2010), кредитование потребителей рекламировавшихся в объявлении видов деятельности и услуг, оказываемых ООО "Стройлюкс", в период распространения данного рекламного объявления осуществлялось Потребительским кооперативом взаимного кредитования "Общедоступный кредитъ - Мста" (далее - ПКВК "Общедоступный кредитъ - Мста"). Следовательно, в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Закона о рекламе рассматриваемое рекламное объявление о предоставлении финансовой услуги - кредита - должно было содержать наименование лица, ее оказывающего - ПКВК "Общедоступный кредитъ - Мста", однако данная информация в объявлении отсутствовала.
Таким образом, в распространенном на 8 странице рекламного издания - газеты "Новая жизнь" N 26 (10922) от 14.05.2010 - рекламном объявлении под заголовком "Фирма "Стройлюкс" филиал в г. Хвойная", рекламодателем и рекламопроизводителем которого является ООО "Стройлюкс", имеется нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламном объявлении о предоставлении финансовой услуги - кредита - информации о наименовании лица, ее оказывающего - ПКВК "Общедоступный кредитъ - Мста".
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламопроизводителем (часть 8 статьи 38 Закона о рекламе). Собранные по делу материалы и доказательства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, т.е. его рекламодателя и рекламопроизводителем - ООО "Стройлюкс".
О месте и времени рассмотрения дела о рекламе ООО "Стройлюкс" было надлежащим образом уведомлено (вх. N 4537 от 23.08.2010). На рассмотрении дела присутствовал надлежащим образом уполномоченный представитель ООО "Стройлюкс" по доверенности N 53 от 21.08.2010 Степанов Александр Владимирович.
На рассмотрении дела представитель ООО "Сройлюкс" - Степанов Александр Владимирович пояснил, что факт совершения инкриминируемого правонарушения ООО "Стройлюкс" не признаёт.
В своих объяснениях от 23.08.2010 ООО "Стройлюкс" говорит о том, что ООО "Стройлюкс" создано в апреле 2006 года. Основными видом деятельности ООО "Стройлюкс" является розничная торговля по заказам дверями, окнами и т. п. (ОКВЭД 52.61). В рамках своей деятельности ООО "Стройлюкс" на основании положений статьи 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продает товары не только по предварительной оплате или по оплате в момент передачи товара, но и продает товары в кредит. Данный факт подтверждается договорами, заключенными ООО "Стройлюкс" на условиях продажы товара в кредит (в рассрочку).
Согласно положениям части 1 статьи 488 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 ГК РФ, то есть в разумный срок.
Иными словами, "продажа товара в кредит" является юридическим понятием, закрепленным в ГК РФ и позволяющим таким субъектам предпринимательства, как ООО "Стройлюкс", осуществлять такой вид деятельности, как продажа товара в кредит (то есть продажа товара на условиях, когда оплата будет осуществлена через определенное время после его передачи покупателю).
Более того, в статье 823 ГК РФ говорится не о банковском, а о коммерческом кредите.
В соответствии с положениями статьи 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
При этом к коммерческому кредиту применяются правила главы 42 ГК РФ "Займ и кредит", если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.
Именно этот коммерческий кредит, предоставляемый ООО "Стройлюкс", а не кредит (как финансовая услуга, оказываемая какими-либо банками или потребительскими кооперативами), имелся ввиду ООО "Стройлюкс", когда им подавалось рассматриваемое рекламное объявление в газету "Новая жизнь", при этом в указанном объявлении было указано и наименование ООО "Стройлюкс".
Кроме того, ссылка на то, что согласно сообщению ООО "Стройлюкс" в период выхода рекламного объявления в газете Хвойнинского муниципального района "Новая жизнь" кредитование потребителей ООО "Стройлюкс" осуществлялось ПКВК "Общедоступный кредитъ-Мста", не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
На самом деле ПКВК "Общедоступный кредитъ - Мста" в соответствии с положениями статьи 116 ГК РФ и ФЗ "О кредитной кооперации" имеет право выдавать не кредиты, а займы и только лицам, которые являются пайщиками данного Кооператива, а другим лицам указанный потребительский Кооператив не вправе выдавать займы.
Покупателями товаров в розничной сети ООО "Стройлюкс" являются не только пайщики ПКВК "Общедоступный кредитъ - Мста", но и иные лица.
При этом нужно отметить, что когда ООО "Стройлюкс" продает товар, оно не знает, на какие средства покупает гражданин данный товар (на свои собственные или на средства, полученные в займ или в кредит в какой-либо организации, включая ПКВК "Общедоступный кредитъ - Мста"). Иными словами, ООО "Стройлюкс" в данном случае получает всю стоимость товара сразу и поэтому в данном случае продает товар уже не в кредит, а на условиях его предоплаты или оплаты в момент получения товара.
Поскольку в объявлении ООО "Стройлюкс" имело ввиду наличие именно у него возможности продать покупателям товар в кредит и без получения каких-либо займов или кредитов (в том числе в ПКВК "Общедоступный кредитъ - Мста"), им в рассматриваемом объявлении не указывалось никаких наименований потребительских кооперативов или банков, а только свое наименование.
На основании всего изложенного и, руководствуясь положениями статей 488, 489, 823 ГК РФ, статьи 28 ФЗ "О рекламе", ООО "Стройлюкс" считает, что в его действиях отсутствуют нарушения положений законодательства РФ о рекламе, а, следовательно, производству по делу должно быть прекращено.
Рассмотрев дело, заслушав пояснения представителя ООО "Стройлюкс", Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Вышеуказанные доводы ООО "Стройлюкс" являются несостоятельными по следующим причинам.
В соответствии со статьей 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита. Следовательно, предметом договора товарного кредита являются вещи (товары).
В свою очередь в соответствии с частью 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Следовательно, предметом договора кредита являются денежные средства, а не товары.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе услуга по продаже ООО "Стройлюкс" товаров в кредит (в рассрочку) рекламируется отдельной строкой ("без процентная рассрочка на 3 месяца"), а реклама финансовой услуги по кредитованию ("кредит") рекламируется отдельной строкой, визуально обособленной от указанной рекламы по продаже товаров в кредит, что создает в рассматриваемом рекламном объявлении условия для восприятия данных услуг как не зависимых друг от друга.
Таким образом, в рассматриваемом рекламном объявлении ООО "Стройлюкс" рекламировалась финансовая услуга - кредит, предусматривающая представление потребителям денежных средств на определенных условиях, в то время как по факту им представлялись не денежные средства, а вещи (товары с их оплатой на определенных условиях).
Учитывая вышеизложенное, в распространенном на 8 странице газеты Хвойнинского муниципального района "Новая жизнь" N 26 (10922) от 14.05.2010 рекламном объявлении, рекламодателем и рекламопроизводителем которого является ООО "Стройлюкс" (ИНН 5320018937, юр. адрес: 174405, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Молодежная, д. 17/2), имеется нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламном объявлении о предоставлении финансовой услуги - кредита - информации о наименовании лица, ее оказывающего - ПКВК "Общедоступный кредитъ - Мста".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Собранные по делу материалы и доказательства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, т.е. его рекламодателя и рекламопроизводителя - ООО "Стройлюкс".
Доказательства нераспространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы о предоставлении финансовой услуги "кредит" ООО "Стройлюкс" не представлены.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.12.2007 N 453, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги - кредит, размещенную ООО "Стройлюкс" в газете Хвойнинского муниципального района "Новая жизнь" N 26 (10922) от 14.05.2010 на 8 странице, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО "Стройлюкс" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме 2 сентября 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (опубликовано 2 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016