Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 21 августа 2015 г. N ВП-87/2015
На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 03.08.2015 N 353 инспекцией Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция)
проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого электронного аукциона N 0318200063915000141 "Капитальный ремонт объекта: Автомобильная дорога ст-ца Варениковская - х. Школьный, км 0+000 - км 5+300 в Крымском районе" в части нарушения законодательства о контрактной системе, установила:
В Краснодарское УФАС России поступила информация Общероссийской общественной организации содействия защите прав трудящихся "Россия - наш дом" (далее Заявитель) о нарушении законодательства при осуществлении вышеуказанной закупки.
Заявитель указывает, что в документации присутствуют нарушения Закона о контрактной системе, которые выражаются в следующем:
- описание объекта закупки, размещенное в составе конкурсной документации (п.14, 325, 327, 333 Приложения N 2 содержит ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; СНИП 3.01.03.84; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91). Кроме того, в строке 16 п.13 "Термопластик и холодный пластик для дорожной разметки" приложения N 3 к описанию объекта закупки определен такой контролирующий параметр как - минимальный коэффициент световозвращения в темное время суток, при сухом покрытии R1 с показателем не менее 200, с единицей измерения - мкд лк-1-м-2. Единица измерения указана неточно. Ссылка на недействующие нормативные акты является причиной возникновения в дальнейшем при осуществлении контроля за качеством и сдаче-приемке работ разногласий между заказчиком и победителем.
Представитель заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края пояснил, что приложение N 2 и N 3 не являются описанием объекта закупки. В перечне содержатся ссылки на действующие нормативные акты, наличие среди них недействующих является недочетом, который не влияет на действия участников закупки. При написании единицы измерения допущена техническая ошибка.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Инспекция на основании ч.3, п.2) ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе по поступившей информации о нарушении законодательства в сфере закупок провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам.
Контракт по закупке на дату проведения проверки заключен.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого электронного аукциона N 0318200063915000141 "Капитальный ремонт объекта: Автомобильная дорога ст-ца Варениковская - х. Школьный, км 0+000 - км 5+300 в Крымском районе" и документация с начальной (максимальной) ценой контракта 145 079 548,00 рублей. Заказчик - министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе размещаемая информация в единой информационной системе должна быть полной и достоверной.
В разделе 2 документации приведено описание объекта закупки - ремонт автомобильной дороги. В приложении N1 содержатся требования к условиям выполнения работ на объектах ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края, в приложении N2 - перечень нормативных документов по производству и приемке работ по ремонту объектов дорожного хозяйства, по объектам безопасности дорожного движения, в приложении N 3 - сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ.
В соответствии с проектом контракта (п.4.4.2) подрядчик обязан выполнить предусмотренные контрактом работы в полном объеме, с качеством, в сроки, установленные настоящим контрактом, в строгом соответствии с технической документацией и сметной документацией, требованиям действующих норм и правил, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям заказчика, согласно условиям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса и документации открытого конкурса, а также соответствующих норм, согласно Приложениям N 3, 4, 8 к настоящему контракту. Приложением N 4 является перечень нормативных документов.
В Приложении N 2 к описанию объекта закупки, приложении N 4 к проекту контракта содержатся ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; СНИП 3.01.03.84; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91), что не свидетельствует об объективном характере описания объекта закупки и достоверности размещенной информации.
В п.11 Приложения N 3 к описанию объекта закупки заказчику требуется песок природный по ГОСТ 8736-93. Заказчик при описании требований в данном пункте использует показатель максимальное содержание глинистых и пылеватых частиц. ГОСТ содержит указание на пылевидные частицы. Таким образом, заказчик использует несоответствующий ГОСТу термин.
Также в п.1 Приложения N 3 к описанию объекта закупки - Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ заказчику необходим битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009 и ГОСТ 31015-2002 с показателем глубина проникания иглы при 25 С в пределах диапазона 70-90. По инструкции участник в заявке может указать 70-90, 80-90, 80. Однако в соответствии с ГОСТ 22245-90 (п.1.2.1) в зависимости от глубины проникания иглы при 25 С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90. Таким образом, марки битумов БНД, БН 70/90, 80/90 по указанному ГОСТу не существует.
В п.12 заказчику требуется минеральный порошок активированный по ГОСТ Р 52129-2003 из карбонатных пород с показателем гидрофобность, % 100. В указанном ГОСТе (п.5.1.2) указано, что активированные минеральные порошки должны быть гидрофобными (процентное значение отсутствует), в таблице 1 приведены показатели свойств порошков (содержание зерен крупностью мельче_). Заказчик указывает данный показатель, как максимальное содержание зерен крупностью менее_
В п.16 заказчику требуется стойка дорожного знака. При этом приводятся характеристики труб стальных электросварных прямошовных оцинкованных по ГОСТ 10704-91. Таким образом, заказчиком указаны требования к материалу, из которого должна быть изготовлена стойка знака дорожного. Соответствие стойки дорожного знака определенному ГОСТ в документации отсутствует. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В п.13 термопластик и холодный пластик для дорожной разметки в наименовании показателя минимальный коэффициент световозвращения в темное время суток с единицей измерения мкд лк-1-м-2 имеет место некорректное указание единицы измерения. Однако данное обстоятельство не могло повлиять на подачу заявки и ее отклонение, поскольку по инструкции при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком.
Показатели п.17 сигнальные столбики не позволяют Инспекции определить использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии в документации отсутствует.
В п.33 эмаль ПФ-115 по ГОСТ 6465-76 с показателями условная вязкость при температуре +20 по вискозиметру, с в пределах диапазона 60-120, массовая доля нелетучих веществ, %, в пределах диапазона 49-70. По инструкции участники могут указывать в заявке 60-120, 49-70. В данном ГОСТе показатели варьируются в зависимости от цветов краски. Значения 60-120, 49-70 отсутствуют.
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки при подаче заявки на участие в конкурсе иметь в наличии товар, материал, используемый при производстве работ, как и не обязывает производителей товара доводить до сведения лиц конкретные характеристики материла (сырья), используемого при производстве товара. Многие показатели определяются по результатам испытаний. В данном случае при наличии требований о соответствии товара определенному ГОСТ участники обязаны при выполнении работ закупать товар (материал), соответствующий ГОСТ. В связи с чем, требование об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей продукции, варьируемых в пределах определенного ГОСТа и указываемых различными производителями в паспорте продукции в зависимости от лабораторных исследований конкретной партии, необоснованно.
Заказчик в документации требует указать, например, конкретную характеристику (согласно инструкции) в п.2, п.3, п.4, п.5, п.6 асфальтобетонная смесь и асфальтобетон по показателю минимальная температура смеси при укладке, С не менее 120, не менее 150 и т.п.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что документация составлена заказчиком с нарушением п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе, решила:
По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что Заказчиком - министерством строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края заключен контракт предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 августа 2015 г. N ВП-87/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016