Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 20 августа 2015 г. N ЭА - 675/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВертикальМС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Пролетарского сельского поселения Кореновского района при проведении электронного аукциона: "Газопровод среднего давления в хуторе Пролетарском Кореновского района" (извещение N 0318300005115000005) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Аукционная документация содержит недостоверные сведения, которые не позволяют подготовить заявку надлежащим образом.
Согласно письменным пояснениям, Заказчик с доводами жалобы не согласился, считает, что документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Пролетарского сельского поселения Кореновского района проводился электронный аукцион "Газопровод среднего давления в хуторе Пролетарском Кореновского района" (извещение N 0318300005115000005).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 700 497,12 рублей.
В соответствии с требованиями п.1) ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Аукционная документация опубликована на официальном сайте в сети "Интернет" 14.07.2015 г.
В п. 7 Раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации "Подтверждение соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий" установлено требование о соответствии:
- ППБ 01-03 (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации": обеспечение водой на случай пожара; соблюдение противопожарных разрывов между временными сооружениями; правил складирования горючих и взрывных материалов; устройство мест для курения. На строй-площадке установить ящик с песком, противопожарный щит, два огнетушителя в соответствии с ГОСТ 12.1.114-82*, соблюдать правила ведения огневых работ при использовании электроустановок;
- СНиП 2.04.08-87*Газоснабжение;
- СНиП 3.05.02.-88* Газоснабжение СНиП;
- ГОСТ21.101-97 СПДС. Основные требования к рабочей документации;
- ГОСТ Р 50838-95* Трубы из полиэтилена для газопроводов.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
- ППБ 01-03 (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации": обеспечение водой на случай пожара; соблюдение противопожарных разрывов между временными сооружениями; правил складирования горючих и взрывных материалов; устройство мест для курения. На строй-площадке установить ящик с песком, противопожарный щит, два огнетушителя в соответствии с ГОСТ 12.1.114-82*, соблюдать правила ведения огневых работ при использовании электроустановок - утратил силу 21.07.2012 г.;
- СНиП 2.04.08-87*Газоснабжение - утратил силу 30.06.2003 г.;
- СНиП 3.05.02.-88* Газоснабжение СНиП - утратил силу 30.06.2003 г.;
- ГОСТ21.101-97 СПДС. Основные требования к рабочей документации - утратил силу 01.03.2010 г.;
- ГОСТ Р 50838-95* Трубы из полиэтилена для газопроводов - утратил силу 31.12.2010 г.
Таким образом, указанные требования не свидетельствуют об объективном характере описания объекта закупки.
В Приложении к разделу 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" аукционной документации содержатся, в том числе, следующие требования к товарам (материалам), используемым в ходе выполнения работ" аукционной документации содержатся, в том числе, следующие требования к товарам (материалам), используемым в ходе выполнения работ:
- по позиции 10 "Бетон" установлены требования к цементу (Содержание оксида серы (VI) SO3 в цементе, % - не более 3,5; Содержание минеральной добавки (гранулированный шлак + трепел) в цементе, % - не менее 6; Массовое содержание оксида магния в клинкере цемента, % - не более 10; и т.д.), требования к крупному заполнителю, входящему в состав бетона (Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе, % по массе - не более 3; Допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в крупном заполнителе: Халцедон, Ммоль/л; Опал, Ммоль/л; Кремень, Ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3, % по массе и т.д.). Указанные требования не относятся к качественным и/или функциональным характеристикам товаров (материалов) используемых при выполнении работ, а являются требованиями к сырью, из которого должен производиться товар, применяемый при выполнении работ.
Предметом закупки является "Газопровод среднего давления в хуторе Пролетарском Кореновского района". Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, требование к указанию участником в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п.29 раздела 1 Информационной карты установлены дата начала предоставления разъяснений положений аукционной документации: 14.07.2015 г. и дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации: 10.08.2015 г.
Таким образом, крайний срок окончания подачи запроса на разъяснение положений аукционной документации 09.08.2015 г., то есть не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.08.2015 г. Следовательно, дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации: 11.08.2015 г.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В оглавлении аукционной документации указано, что инструкция по заполнению заявки содержится в разделе 8 аукционной документации.
Однако, в составе аукционной документации, в нарушение п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, размещенной на официальном сайте в сети "Интернет", отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Частью 3 ст.96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п.3) ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
В пп.3 п.2 ч.2 Раздела 5 аукционной документации установлены требования к банковской гарантии без учета изменений Закона о контрактной системе (от 04.06.2014 г.), а именно: обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки.
П.1 ч.2 раздела 5 аукционной документации предусматривает: "В качестве обеспечения исполнения контракта заказчиком принимаются банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения".
В соответствии с ч.4 ст.176.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "ВертикальМС" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Пролетарского сельского поселения Кореновского района нарушение ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64, ч.4 ст.65, п.3) ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Пролетарского сельского поселения Кореновского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 218
по делу NЭА-675/2015 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
20 августа 2015 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на основании решения NЭА-675/2015 от 20.08.2015 г., принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ВертикальМС" на действия заказчика - администрации Пролетарского сельского поселения Кореновского района при проведении электронного аукциона: "Газопровод среднего давления в хуторе Пролетарском Кореновского района" (извещение N 0318300005115000005) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает:
1. Заказчику - администрации Пролетарского сельского поселения Кореновского района устранить нарушение ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64, ч.4 ст.65, п.3) ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе, а именно:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки;
- аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленное извещением N 0318300005115000005.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки на участие в указанном электронном аукционе об отмене протоколов и аннулировании определения поставщика. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Разблокировать средства участников закупки, внесенные в качестве обеспечения заявки.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 18.09.2015 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 августа 2015 г. N ЭА - 675/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016