Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 26 августа 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2015 г. г. Новосибирск
Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. -заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Иванов С.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N39 от 20.07.2015 по признакам нарушения администрацией Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (с. Сурково, ул. Центральная, 29, Тогучинский район, Новосибирская область) части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии "_" установила:
В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Новосибирской области поступили материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (далее - администрация Сурковского сельсовета) при предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам.
Согласно представленным сведениям администрацией муниципального образования хозяйствующим субъектам предоставлялись субсидии, которые имеют признаки муниципальных преференций. При этом, как было установлено Контрольно-счетной палатой Новосибирской области при проведении внешних проверок, субсидии предоставлялись не в соответствии с нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Новосибирского УФАС России на заседании выслушала доводы представителя администрации Сурковского сельсовета Тогучинского Новосибирской области, который пояснил следующее.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Администрацией Сурковского сельсовета области Постановлением N 1/1 от 18.01.2012 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - Порядок).
На момент рассмотрения дела установлено, что вышеуказанный порядок отменен постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области N 140 от 27.12.2013 г.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в настоящее время на территории муниципального образования Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области действует "Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства", утвержденный Постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области N 41 от 28.05.2015 г. (далее- Порядок).
В смысловом содержании вышеуказанного Порядка отсутствует указание на конкретные цели предоставления субсидий.
Пункт 2 Порядка определяет общую формулировку целей субсидирования- субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на безвозмездной (без установления обязательств по уплате процентов) и безвозвратной (без установления обязательства по возврату) основах.
Приложением к вышеуказанному порядку утверждена методика расчета субсидий, предоставляемой заявителю- юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу- производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая содержит следующую формулу расчета субсидий:
N=A*M/B
Где N - сумма субсидии, предоставляемой получателю субсидий в целях возмещения затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы;
А - общая сумма средств субсидии, предусмотренная в установленном бюджете на год, в котором предоставляются субсидии в целях возмещения затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы;
М - сумма необходимых получателю субсидии денежных средств для возмещения затрат но содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищною объектов социально-культурной сферы;
В - общая сумма средств, необходимых для возмещения затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы всех получателей субсидий.
Исходя из совокупного толкования вышеприведенных норм Порядка, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что "Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства", утвержденный Постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области N 41 от 28.05.2015 г. предполагает следующую цель субсидирования: "возмещение затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, предусмотренные Порядком виды работ и услуг, при которых возмещаются из бюджета Сурковского сельсовета затраты лиц, совпадают с вопросами местного значения сельского поселения.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК ФР) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (до 01.01.2014 г. - законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).
Следовательно, поскольку выделение денежных средств на вышеуказанные цели противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то они не могут содержаться в перечне направлений предоставления субсидий, утвержденном Порядком предоставления субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, Порядок предоставления субсидий предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. - законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств - субсидий.
Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области ЖКХ и благоустройства и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к данному муниципальному ресурсу.
Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Порядке работ в случае проведения торгов согласно части 1 статьи 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.
Из вышеизложенного следует, что Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой запрещается органам местного самоуправления принимать акты, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. решила:
Признать администрацию Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области нарушившей части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в утверждении Постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области N 41 от 28.05.2015 г. Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предполагающего целью субсидирования возмещение затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы" и решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. - законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств - субсидий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решения вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедуры закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
ПРЕДПИСАНИЕ N 51
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
26 августа 2015 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Иванов С.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 39 от 20.07.2015 по признакам нарушения администрацией Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (с. Сурково, ул. Центральная, 29, Тогучинский район, Новосибирская область) части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 20.08.2015 г. по делу N 39, возбужденному 20.07.2015 г. о нарушении администрацией Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (с. Сурково, ул. Центральная, 29, Тогучинский район, Новосибирская область) части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в утверждении Постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области N 41 от 28.05.2015 г. Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предполагающего целью субсидирования возмещение затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы" и решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. - законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств - субсидий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решения вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедуры закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
2. С целью исполнения настоящего предписания администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 05.10.2015 г. отменить Постановление администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области N 41 от 28.05.2015 г., утверждающее "Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
3. Об исполнении настоящего предписания администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 12.10.2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016