Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 30 апреля 2015 г. N 05-15/22-15
Резолютивная часть решения оглашена "22" апреля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "30" апреля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - А.А. Азаренко, заместителя руководителя управления; членов Комиссии - Д.В. Бердникова, начальника отдела антимонопольного контроля; Е.В. Пучниной, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России, рассмотрев дело N 05-15/22-15 по признакам нарушения ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК") (место нахождения: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2.) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Московского областного УФАС России поступило заявление Прокопьева В.С. с жалобой на неправомерные действия ОАО "МОЭСК" в части невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: Московская область, Наро-Фоминский район, у
д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 25, (кадастровый номер: 50:26:0210402:373), Московская область, Наро-Фоминский район, у
д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 15, (кадастровый номер: 50:26:0210402:489), Московская область, Наро-Фоминский район, у
д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 42, (кадастровый номер: 50:26:0210402:1200).
По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России возбуждено дело N 05-15/22-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК", выразившегося в ущемлении интересов
Прокопьева В.С., путем нарушения сроков выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела N 05-15/22-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
ОАО "МОЭСК" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров ОАО "МОЭСК" (протокол N 4 от 31.06.2007).
ОАО "МОЭСК" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области от 22.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1057746555811. В соответствии с Уставом
ОАО "МОЭСК" место нахождения Общества: 115114, г. Москва,
2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2.
В соответствии с пунктом 3.2. Устава Общества, основным видом деятельности ОАО "МОЭСК" является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.
Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,
"Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
Таким образом, ОАО "МОЭСК" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995
N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 08.09.2009
N 6057/09.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 01.04.2015 N 33-Р установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области на 2015 год.
Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ОАО "МОЭСК" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в географических границах Московской области.
Между Прокопьевым В.С. и ОАО "МОЭСК" 25.12.2013 заключены договоры N З8-13-302-6998(932410) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 42, (кадастровый номер: 50:26:0210402:1200), N З8-13-302-6997(932408) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок
N 15, (кадастровый номер: 50:26:0210402:489), N З8-13-302-6999(932406) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково,
СНТ "Тарасково", участок N 25, (кадастровый номер: 50:26:0210402:373), к электрическим сетям.
В соответствии с п. 5 договоров N З8-13-302-6998(932410), N З8-13-302-6997(932408), N З8-13-302-6999(932406) от 25.12.2013, срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: Московская область, Наро-Фоминский район, у
д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 25, (кадастровый номер: 50:26:0210402:373), Московская область, Наро-Фоминский район, у
д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 15, (кадастровый номер: 50:26:0210402:489), Московская область, Наро-Фоминский район, у
д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 42, (кадастровый номер: 50:26:0210402:1200), составляет 6 месяцев.
Таким образом, ОАО "МОЭСК" надлежало в срок до 25.06.2014 осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок
N 25, (кадастровый номер: 50:26:0210402:373), Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 15, (кадастровый номер: 50:26:0210402:489), Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 42, (кадастровый номер: 50:26:0210402:1200).
Согласно документов, материалов и сведений, представленных
ОАО "МОЭСК" Комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/22-15 о нарушении антимонопольного законодательства, 20.03.2014 по результатам проведения закупочных процедур ОАО "МОЭСК" заключен договор строительного подряда N ЭСМ-48Т-ПИР-СМР от 21.03.2014. Акт о выполнении работ по указанному договору Комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/22-15 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "МОЭСК" представлен не был.
Рассмотрев представленные документы и материалы со стороны
ОАО "МОЭСК", Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/22-15 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что на дату рассмотрения 22.04.2015 мероприятия по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково,
СНТ "Тарасково", участок N 25, (кадастровый номер: 50:26:0210402:373), Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково,
СНТ "Тарасково", участок N 15, (кадастровый номер: 50:26:0210402:489), Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково,
СНТ "Тарасково", участок N 42, (кадастровый номер: 50:26:0210402:1200), не выполнены.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
На основании изложенного, ОАО "МОЭСК" нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК", выразившегося в ущемлении интересов Прокопьева В.С., путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 25, (кадастровый номер: 50:26:0210402:373), Московская область, Наро-Фоминский район, у
д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 15, (кадастровый номер: 50:26:0210402:489), Московская область, Наро-Фоминский район, у
д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 42, (кадастровый номер: 50:26:0210402:1200), в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
Согласно статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "МОЭСК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в географических границах Московской области, выразившегося в ущемлении интересов Прокопьева В.С., путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих, расположенных по адресам: Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок
N 25, (кадастровый номер: 50:26:0210402:373), Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 15, (кадастровый номер: 50:26:0210402:489), Московская область, Наро-Фоминский район, у д. Тарасково, СНТ "Тарасково", участок N 42, (кадастровый номер: 50:26:0210402:1200), в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
2. Выдать ОАО "МОЭСК" Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, установленного пунктом 1 настоящего Решения.
3. Материалы дела N 05-15/22-15 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии А.А. Азаренко
Члены Комиссии: Д.В. Бердников
Е.В. Пучнина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный строк законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Л.Н. Рахубенко
(499) 500-15-27
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 апреля 2015 г. N 05-15/22-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016