Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 16 сентября 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии
члены комиссии:
-
рассмотрев дело N 6630/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", размещенной в газете "Новгород" N 20(1036) от 27.05.2010, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - Г, проживающего по адресу:, г. Великий Новгород, - не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,- индивидуального предпринимателя, зарегистрированного по адресу: г. Ульяновск;
заинтересованных лиц:
- индивидуального предпринимателя, зарегистрированной по адресу: Ростовская область, г. Батайск, - не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом;
- муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Новгород" (далее - МАУ "Редакция газеты "Новгород"), расположенного по адресу: 173015, г. Великий Новгород, пр. К. Маркса, д. 10, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела учреждение уведомлено надлежащим образом, установила:
В Ульяновское УФАС России из Новгородского УФАС России поступили материалы (исх. N 3066/03 от 26.07.2010), указывающие на факт распространения рекламы "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ" в газете "Новгород" N 20(1036) от 27.05.2010, а также заяв-ление Г., жителя г. Великого Новгорода, о том, что реклама "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", размещенная в газете "Новгород", вводит потребителей в заблуждение, поскольку информация, указанная в рекламе, не соответствует действительности.
Ульяновское УФАС России, усмотрев в рекламе "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ" признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", определением от 23.08.2010 возбудило дело N 6630/05-2010. К участию в деле привлечены заявитель Г., лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП Д, а также заинтересованные лица ИП С. и МАУ "Редакция газеты "Новгород". Рассмотрение дела назначено на 09.09.2010.
09.09.2010 на рассмотрение дела Г. не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела от заявителя не поступало. В материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения Г. о месте и времени рассмотрения дела (согласно почтовому уведомлению заказное письмо N 43206829752716 от 25.08.2010 с определением Ульяновского УФАС России от 23.08.2010 заявителем получено 01.09.2010). В соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела. Следовательно, отсутствие Г. на заседании Комиссии не является препятствием для рассмотрения дела.
На рассмотрении дела 09.09.2010 ИП Д. пояснил, что факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признает. Добавил, что у него имеются рецензии на изделие "Мотолопата", представленные заведующим лабораторией инженерных технологий и охраны труда ФГОУ ВПО "Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия" Б. и заместителем директора по научной работе ГНУ "Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" Н. В адрес ИП Д., "НПО Плоскорезы" постоянно приходят благодарственные письма от граждан, которые используют мотолопату на дачных и приусадебных участках.
ИП С. 09.09.2010 на рассмотрение дела N 6630/05-2010 не явилась, пояснений по делу не представила. Заказное письмо N 43206829752730 от 25.08.2010 с определением Ульяновского УФАС России от 23.08.2010 предпринимателем получено 02.09.2010.
МАУ "Редакция газеты "Новгород" пояснений не представило, представитель учреждения на заседание комиссии 09.09.2010 не явился. В Ульяновское УФАС России по факсимильной связи поступило ходатайство МАУ "Редакция газеты "Новгород" (исх. N 126 от 09.09.2010, вх. N 6835 от 09.09.2010) о рассмотрении дела N 6630/05-2010 без участия представителя учреждения.
Исследовав материалы дела N 6630/05-2010, заслушав пояснения ИП Д., Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", размещенную в городской еженедельной газете "Новгород" N 20(1036) от 27.05.2010, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
Д. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией ФНС России по Ленинскому р-ну г. Ульяновска 20.10.2008 (свидетельство - серия 73 N 002052279), ОГРН 308732529400025, ИНН.
Согласно патенту на полезную модель N 67809 от 10.11.2007, выданному Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по заявке N 2007126546, Д является патентообладателем и автором "ИНЕРЦИОННОЙ МОТОЛОПАТЫ" на срок с 11.07.2007 по 11.07.2012.
Согласно патенту на полезную модель N 90645 от 20.01.2010, выданному Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по заявке N 20091335510, Д является патентообладателем и автором "ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ" на срок с 23.09.2009 по 23.09.2019.
В городской еженедельной газете "Новгород" (свидетельство ПИ N ФС2-8595 от 10.05.2007), издаваемой МАУ "Редакция газеты "Новгород" (г. Великий Новгород), в N 20(1036) от 27.05.2010 на 15-й странице размещена реклама мотолопаты следующего содержания.
"ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ. Вы легко вспашете, окучите, прополете за час 5 соток, не нагибаясь! Заказываете: "НПО МОТОЛОПАТЫ" 8(9510) 90-9999, 8(9510) 94-9494. Заказ по sms: 8-937-277-7772. 432026 г. Ульяновск, ул. Полбина, 65а. Пенсионерам весной 1890 руб. ИП Д. ОГРН 308732529400025".
В Новгородское УФАС России поступило заявление Г., жителя г. Великого Новгорода, о том, что реклама "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", размещенная в газете "Новгород", вводит потребителей в заблуждение, поскольку информация, указанная в рекламе, не соответствует действительности.
Новгородским УФАС России установлено, что рекламодателем указанной рекламы является ИП Д., зарегистрированный в г. Ульяновске. Кроме того, указанная реклама распространяется на территории, подведомственной более чем двум территориальным органам ФАС России. Учитывая данное обстоятельство, в соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Новгородское УФАС России направило материалы, свидетельствующие о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,- в Ульяновское УФАС России.
Как следует из заявления Г., он, прочитав рекламу "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", размещенную в газете "Новгород", приобрел мотолопату, выпущенную НПО "Мотолопаты". В рекламе было указано: "Вы легко вспашете, окучите, прополете за час 5 соток, не нагибаясь!". Заявитель утверждает, что данная характеристика является обманом: вспахать можно только торф на болоте и песок на пляже. Г. просит прекратить распространение рекламы "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ".
Согласно п.п. 1-2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В инструкции к инерционной мотолопате МЛ-05 в разделе "Техническое описание и руководство по эксплуатации" указано: "ВНИМАНИЕ!!! Качество проведения технологических работ с помощью МЛ-05 зависит от умелого с ним обращения, наличия навыков и умений (Вы их быстро получите на практике). Не допускается работа при наличии одеревеневших сорняков диаметром более 2 см и на земле с крупными камнями. При работе рекомендуется производить возвратно-поступательные движения вперед - назад корпусом и руками, не нагибаясь".
В рекламе "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", утверждается: "Вы легко вспашете, окучите, прополете за час 5 соток, не нагибаясь!". Однако в рекламе не указано, что для использования мотолопаты необходимо наличие навыков и умений, также в рекламе не указаны ограничения по составу почвы. Учитывая, что рекламируемый товар (мотолопата МЛ-05) продается дистанционным способом, при котором покупатель не имеет возможности непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара, существенной информацией будет являться техническое описание товара, с указанием рекомендаций по использованию.
Таким образом, в указанной рекламе отсутствует существенная информация - не указано, что для использования мотолопаты необходимо наличие навыков и умений, не указаны ограничения по составу почвы, что является нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 закона несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
По заказу ИП Д. на основании договора комиссии N 11 от 24.12.2009, заключенного между ИП Д. (комитент) и ИП С. (комиссионер), и договора на изготовление и (или) размещение рекламы в газете "Новгород" от 22.03.2010, заключенного между ИП С. и МАУ "Редакция газеты "Новгород", размещена реклама "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ" в городской еженедельной газете "Новгород" N 20(1036) от 27.05.2010. ИП Д. представил ИП С. текст (содержание) и согласовал оригинал-макеты рекламы "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ".
Таким образом, рекламодателем в данном случае является Предприниматель.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе"). Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Предпринимателю. и МАУ "Редакция газеты "Новгород" предписаний в целях предотвращения дальнейшего распространения рекламы "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ" с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", размещенную в городской еженедельной газете "Новгород" N 20(1036) от 27.05.2010, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать муниципальному автономному учреждению "Редакция газеты "Новгород" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 16.09.2010.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 28
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
09.09.2010 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -,
члены комиссии: -.,
на основании своего решения от 09.09.2010 по делу N 6630/05-2010 о признании рекламы "ПО-ЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", размещенной в городской еженедельной газете "Новгород" N 20(1036) от 27.05.2010, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю ХХХХХХХХХХХХ, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ С МОТОЛОПАТОЙ" в соответствие с требованиями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" либо прекратить ее распространение.
2. Индивидуальному предпринимателю ХХХХХХХХХХХ1, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 08 октября 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
МАУ "Редакция газеты "Новгород"
Пр. К. Маркса, д. 10, г. Великий Новгород, 173015
ПРЕДПИСАНИЕ N 29
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
09.09.2010 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии: -
на основании своего решения от 09.09.2010 по делу N 6630/05-2010 о признании рекламы "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ с МОТОЛОПАТОЙ", размещенной в городской еженедельной газете "Новгород" N 20(1036) от 27.05.2010, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Муниципальному автономному учреждению "Редакция газеты "Новгород", расположенному по адресу: 173015, г. Великий Новгород, пр. К. Маркса, д. 10, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу "ПОЛУЧАЙТЕ SВЕРХУРОЖАИ С МОТОЛОПАТОЙ" в соответствие с требованиями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" либо прекратить ее распространение.
2. Муниципальному автономному учреждению "Редакция газеты "Новгород", расположенному по адресу: 173015, г. Великий Новгород, пр. К. Маркса, д. 10, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 16 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016