Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 3 октября 2013 г. N 05-6/1-156-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,
члены Комиссии:
Красюкова Л.К. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа,
Михеев А.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,
Шибанов Я.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,
в присутствии представителей:
- Государственного казенного учреждения Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" (ГКУ "Дирекция ТДФ") (далее - Заказчик): ***,
- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - уполномоченный орган): ***,
в отсутствии надлежащим образом уведомленном о времени и месте рассмотрения жалобы Н. Б. В. (далее - Заявитель),
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, п.п. 5.4-5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30, жалобу Заявителя и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) внеплановую проверку, установила:
В Тверское УФАС России 01.10.2013 поступила жалоба Заявителя, полагающего, что заказчиком при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Кувшиновском и Торжокском районах Тверской области в 2014-2016 годах (извещение от 16.09.2013 N 0136200003613002960) нарушены требования Закона в части:
- внесения на официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) информации в формате PDF, не отвечающей требованиям пункта 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 N 470;
- неправомерного включения в документацию об аукционе дополнительных требований к участникам размещения заказа;
- неправомерного внесения в проект государственного контракта условия о возможности изменения условий государственного контракта по соглашению сторон.
Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные возражения по существу жалобы.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы заказчика.
На дату рассмотрения жалобы государственный контракт заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.
16.09.2013 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0136200003613002960 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об аукционе, согласно которым предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Кувшиновском и Торжокском районах Тверской области в 2014-2016 годах; начальная (максимальная) цена контракта составляет 317 127 190,00 рублей.
Согласно извещению открытый аукцион в электронной форме проводится на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ".
1. Согласно части 1 статьи 16 Закона официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, информация об условиях, о запретах, об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, размещается на официальном сайте без взимания платы. При этом к информации о размещении заказов относятся предусмотренная настоящим Законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 16 Закона информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 41.7 Закона в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен статьей 41.5 Закона. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147, программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Согласно пункту 8 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Казначейства Российской Федерации от 14.12.2010 N 646/21н, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Вышеизложенные нормативные положения указывают на то, что информация о размещении заказа, в том числе документация об аукционе, должна быть размещена на официальном сайте в установленный срок и быть доступна для ознакомления, в том числе не должна быть зашифрована или защищена иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Согласно размещенной в общедоступных источниках информации формат РDF с 01.07.2008 является открытым стандартом ISO 32000 предназначен для кросс-платформенного представления электронных документов, то есть для любых электронно-вычислительных машин с различными операционными системами. Кроме того, программное обеспечение для чтения информации в этом формате предоставляется компанией-разработчиком без взимания платы.
В ходе заседания Комиссии установлено, что размещенная на официальном сайте документация для ознакомления доступна. Сама по себе невозможность копирования документации об аукционе не свидетельствует о нарушении заказчиком требований статьи 16 и части 1 статьи 23 Закона, а также принятых в развитие статьи 16 Положения и вышеуказанного приказа.
Ссылка заявителя на утвержденные приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, предусматривающие в пункте 3 возможность копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, является несостоятельной, поскольку данные требования регулируют порядок обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти и не регулирует порядок пользования официальным сайтом для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В данной части доводы жалобы являются необоснованными.
2. Заявителем обжалуются как устанавливающие дополнительные и не предусмотренные действующим законодательством требования к участникам размещения заказа положения пункта 2.6.2 проекта государственного контракта, согласно которому объем субподрядных работ не должен превышать 80% от общего объема работ по настоящему Контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
Согласно части 2.1 статьи 34 Закона не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом.
В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 статьи 41.6 Закона сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона.
Статьей 11 Закона определено, какие требования заказчик обязан и/или вправе устанавливать к участникам размещения заказа.
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Установление контрактом положения о необходимости выполнения самим участником не менее 20% объема требуемых к выполнению работ представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения аукциона, а не требованием к участникам размещения заказа, являющимся условием допуска к торгам, или требованием о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, следовательно, не нарушает требования статьи 11 и части 2.1 статьи 34 Закона.
Данный вывод согласуется с выводами Президиума Высшего Арбитражного Суда Российский Федерации, содержащимися в Постановлении от 28.12.2010 по делу ВАС N 11017/10.
Следовательно, жалоба Заявителя в данной части также является необоснованной.
3. Необоснованной является жалоба Заявителя и в части, где указывается на то, что проектом государственного контракта устанавливается возможность изменения условий контракта, в частности, пункт 12.2 проекта государственного контракта, которым установлено следующее: "Все приложения, дополнения и изменения к настоящему Контракту действительны лишь при условии, если они совершены в письменной форме, надлежащим образом оформлены и подписаны уполномоченными на то представителями сторон".
Частью 5 статьи 9 Закона действительно установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 статьи 9, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 Закона.
Вместе с тем, вышеуказанный пункт проекта государственного контракта определяет порядок оформления дополнений и изменений в контракт и не дает право на внесение изменений в условия исполнения контракт в случаях, не предусмотренных Законом.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Н.Б. В. необоснованной.
2. Требование о приостановлении размещения заказа от 04.10.2013 N 05-6/1-156-3131ВФ отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.М. Фомин
Члены Комиссии Л.К. Красюкова, А.А. Михеев, Я.А. Шибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 3 октября 2013 г. N 05-6/1-156-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016