Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 25 октября 2011 г. N 111-5128-11/6
Резолютивная часть решения оглашена "12" октября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" октября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Клинкова Ю.А., заместитель
руководителя управления;
Члены Комиссии: Шабанова О.В., начальник отдела;
Яшина Н.А., специалист - эксперт,
рассмотрев дело N 111-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее-Министерство)(443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выразившегося в создании ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, установила:
В Самарское УФАС России 21.03.2011 вх.N1744 поступило заявление ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области", содержащее сведения о том, что Министерство создает необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области", не согласовывая документы на открытие регулярных автобусных маршрутов "г. Самара - г.Бузулук", "г.Самара-г.Нижнекамск", "г.Самара-г.Нижний Новгород", "г.Самара-г.Октябрьский", "г.Самара-г.Оренбург", "г.Самара-г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл)", "г.Самара-г.Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино)", "г.Самара-г.Лениногорск (через Шенталу)", "г.Самара-г.Лениногорск (через Клявлино)", "г.Самара-г.Казань (через Чистополь)", "г.Самара-г.Казань (через Базарные Матаки)", "г.Самара-г.Саратов", "г.Самара-г.Москва", "г.Самара-г.Киров", "г.Самара-г.Анапа", "г.Самара-г.Таганрог", "Самара-Бузулук (через Нефтегорск)", "Самара-Бугуруслан", "Самара-Ивантеевка", "Самара-Курлин", "г.Самара-Курманаевка", "г.Самара-Нурлат(через Кошки)", "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)", "г.Самара-Первомайский", "г.Самара-Тереньга", "г.Самара-Черемшан", "г.Самара-г.Кисловодск", "г.Самара-г.Ростов на Дону", "г.Самара-г.Сочи", "г.Самара-р.п. Николаевка", "г.Самара-г.Балаково", и не утверждая паспорта межрегиональных автобусных маршрутов "г.Самара-Кисловодск", "г.Самара-Сочи", "г.Самара-Николаевка", "г.Самара-Оренбург", "г.Самара-Лениногорск (через Клявлино)", "г.Самара - Йошкар-Ола", "г.Самара-Бузулук", "г.Самара-Лениногорск (через Шенталу)", "г.Самара-Казань (через Чистополь)", "г.Самара-Казань (через Базарные Матаки)".
По мнению заявителя, бездействие Министерства является нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Управление, в соответствии c частью 3 статьи 44 Закона о конкуренции, возбудило дело N 25-5128-10/6 в отношении Министерства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Ассоциация "Межрегиональный автотранспортный союз" и ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" обращались в Министерство с просьбой о согласовании открытия и (или) за утверждением паспорта по каждому маршруту отдельно. Учитывая, что оставление без рассмотрения или необоснованный отказ при рассмотрении каждого из обращений могло привести к ограничению конкуренции, для полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия определила выделить в отдельное производство 40 дел, в том числе и настоящее дело N 111-5128-11/6 по признакам нарушения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" необоснованных препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а именно не согласование открытия межрегионального автобусного маршрута "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)".
Как видно из материалов дела, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на основании лицензии.
В соответствии со статьей 34 Конституции РФ и статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Ограничение прав юридического лица возможно только в случаях и в порядке, предусмотренном законом.
В пункте 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В целях расширения сферы деятельности ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" было принято решение о приобретении дополнительного подвижного состава для организации новых межрегиональных автобусных маршрутов.
Для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов, Приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок)
В соответствии с п.2 Порядка работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.
Для решения вопроса об открытии инициатором (перевозчиком) разрабатываются и предоставляются в ассоциации (союзы - уполномоченные РАС) документы, перечисленные в пунктах 6 и 7 Порядка, а именно:
схема маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);
расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;
размер платы за проезд и провоз багажа;
график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха;
заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения. наименования банковскою учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя -фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;
документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;
документы, перечисленные в пункте 6 настоящего Порядка.
В соответствии с вышеназванным Порядком, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" обратилось в ассоциацию "Межрегиональный автотранспортный союз" с вышеуказанными документами на открытие межрегионального маршрута "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)".
Согласно п.3 вышеуказанного Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу п.8 того же Порядка представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.
Ассоциацией "Межрегиональный автотранспортный союз", после установленной указанным выше Приказом Минтранса РФ N178 экспертизы, 26.11.2009 N 117 в Министерство были направлены материалы на открытие межрегионального автобусного маршрута "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)", где перевозчиком выступает ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области".
В силу положений пунктов 10-11 вышеуказанного Порядка согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику. На выполнение всех работ связанных с открытием регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, отводится, как правило, не более двух месяцев со дня поступления документов от перевозчика.
Поскольку Министерство оставило без ответа обращение о согласовании маршрута "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)", то тем самым проявило бездействие, которым нарушило требования вышеназванных норм Порядка, а также права и законные интересы ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" в сфере предпринимательской деятельности.
Оценивая обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что не согласование Министерством открытия нового межрегионального маршрута "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)" является необоснованным и препятствует ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по вышеуказанному маршруту.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.
Бездействие Министерства, выразившееся в не согласовании открытия автобусного маршрута "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)", создает ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по данному маршруту.
Во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2010 по делу NА55-7985/2009, Министерство согласовало открытие автобусного маршрута "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)".
Кроме того, от ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" поступило ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", решила:
1. Признать бездействие Министерства по несогласованию открытия автобусного маршрута "г.Самара-Нурлат (через Сергиевск)"нарушающим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
2. Дело N 111-5128-11/6 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 октября 2011 г. N 111-5128-11/6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016