Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
N СС-07/7389 (опубликовано 16 октября 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 октября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Смирнов С.В. |
- |
Председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Серегин С.А. |
- - |
член Комиссии, начальник отдела контроля участников финансового рынка МУ СБР в ПФО (г.Нижний Новгород), |
Михайлова Н.В. |
-- |
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N601-ФАС52-07/13, возбужденное в отношении Страхового открытого акционерного общества "ВСК" (юридический адрес: 121552, г.Москва, ул.Островная, д.4; адрес филиала: 603000, г.Н.Новгород, ул.Варварская, д.40) по заявлению ООО "Росгосстрах" (ул.Парковая, д.3, г.Люберцы, Московской области, 140002; адрес филиала: ул.Звездинка, д.28/13, г.Н.Новгород, 603000) по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей:
- ООО "Росгосстрах" по доверенности N1 от 17.01.2011 г. - Богатовой И.П.;
- СОАО "ВСК" по доверенности от 15.12.2012 г. Шукшиной Е.А., установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ООО "Росгосстрах" на действия СОАО "ВСК", содержащие, по мнению заявителя, признаки недобросовестной конкуренции и противоречащих требованиям части 1 статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции". В своем обращении заявитель сообщил, что 22.01.2013 г. ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр" разместило на сайте: zakupki.gov.ru извещение о проведении конкурса на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)". Оценка заявок проводилась 27.02.2013 г. По мнению заявителя, СОАО "ВСК" в заявке необоснованно занизило страховую премию, в результате чего выиграло конкурс.
В связи с указанными обстоятельствами, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области 07 июня 2013 года подписан приказ N 240 о возбуждении дела, вынесено Определение от 10 июня 2013 года о назначении дела, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", к рассмотрению. Приказом N417 от 08.10.2013 г. состав Комиссии Нижегородского УФАС России изменен, включены представители МУ СБР в ПФО.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Росгосстрах" поддержал заявленные требования. СОАО "ВСК" в отзыве от 02.07.2013 г. факт совершенного правонарушения не признало.
Заслушав доклад члена комиссии, обсудив доводы представителей заявителя и отзыв ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
СОАО "ВСК" зарегистрировано Московской Регистрационной Палатой 11.02.1992 г. согласно Свидетельства N008.278. Согласно статьи 3 и статьи 4 Устава СОАО "ВСК", утвержденного решением внеочередного общество собрания акционеров 06.12.2010 г., основной целью общества является получение прибыли за счет проведения страховой деятельности. На территории Нижегородской области находится филиал СОАО "ВСК".
ООО "Росгосстрах" зарегистрировано ИМНС РФ по г.Люберцы Московской области 18.11.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1025003213641 согласно Свидетельства о государственной регистрации N004454702. Основной целью общества является получение прибыли за счет проведения страховой деятельности. На территории Нижегородской области находится филиал ООО "Росгосстрах", действующий на основании Положения о филиале, утвержденного приказом ООО "Росгосстрах" от 11.01.2010 г. N4хк.
Таким образом, СОАО "ВСК" и ООО "Росгосстрах" работают на одном рынке - рынке страховых услуг Нижегородской области, и, следовательно, являются конкурентами.
22.01.2013 г. на официальном сайте www.goszakaz.nnov.ru размещена информацию о проведении открытого конкурса в электронной форме по выбору страховщика для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр".
В конкурсе участвовало четыре страховых организации: ООО "Росгосстрах", ОАО "СОГАЗ", СОАО "ВСК", ОСАО "Ингосстрах", ОАО СК "Альянс".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 918 467,20 рублей.
Решением конкурсной комиссии от 27.02.2013 г. (протокол N0132200003313000045-3) победителем конкурса признано СОАО "ВСК" как участник, предложивший минимальную цену контракта в сумме 1 825 125,98 руб.
Согласно частью 6 статьи 9 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Частью 1 статьи 9 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 N739).
Размер суммы страховой премии определяется в соответствии с указанным выше Постановлением как произведение базового страхового тарифа на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент страховых тарифов (КБМ), который зависит от текущего класса и наличия страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.
Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 N739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" установлены порядок применения и расчета коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ).
В соответствии с примечаниями к пункту 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 N739:
- коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.
- информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
Согласно пункта 4 примечаний к пункту 3 Страховых тарифов по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования.
Таким образом, для расчета страховой премии при заключении договора обязательного страхования страховщик может применить коэффициент КБМ только на основании уже имеющейся информации о наличии (отсутствии) страховых выплат, произошедших в период действия предыдущего договора страхования в соответствии с таблицей пункта 3 раздела 1 Страховых тарифов.
В пояснениях СОАО "ВСК" сообщило, что применило понижающий коэффициент КБМ исходя из условий безубыточной пролонгации на период с 2012-2013 г., оценив класс, представленный в конкурсной документации, как установленный для предыдущего периода страхования.
Следовательно, причиной возникшей разницы в предложенной СОАО "ВСК" цене контракта и цене контракта, указанной в конкурсной документации, явилось то, что общество увеличило класс собственника транспортного средства, зависящий от наличия страховых выплат на 2011-2012 годы, уменьшив коэффициент КБМ на 0,05.
СОАО "ВСК" могло получить информацию об условиях применения КБМ, то есть информацию о наличии (отсутствии) страховых выплат, произошедших в период действия предыдущего договора страхования, только из конкурсной документации, поскольку не являлось страховщиком в предыдущий страховой период. Каких-либо дополнительных запросов в адрес заказчика СОАО "ВСК" не направляло.
В связи с этим, коэффициент КБМ, предложенный СОАО "ВСК", при наличии всей информации о классах транспортных средств, имеющейся в конкурсной документации, неприменим.
Таким образом, СОАО "ВСК" было обязано рассчитать страховую премию исходя из сведений, сообщенных страхователем.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Федерального закона "О защите конкуренции", недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо исходить из признаков недобросовестной конкуренции, изложенных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции". Такими признаками являются:
- хозяйствующие субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность;
- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть направлены на получение преимуществ;
- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть противозаконны;
- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны причинить или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.
Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федерального закона "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что не допускается недобросовестная конкуренция.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что СОАО "ВСК" и ООО "Росгосстрах" работают на одном рынке оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Российской Федерации, следовательно, являются конкурентами.
СОАО "ВСК", рассчитывая страховую премию, применило страховые тарифы в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ), отличные от установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" и указанных в конкурсной документации.
Применив заниженные страховые тарифы КБМ, СОАО "ВСК" уменьшило итоговую сумму страховой премии с 1 918 467,20 рублей до 1 825 125,98 рублей. В результате уменьшения суммы страховой премии при подведении итогов конкурса СОАО "ВСК" признан победителем.
Действия СОАО "ВСК" противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, а именно пункту 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
СОАО "ВСК" своими неправомерными действиями по занижению страховых тарифов, и в итоге страховой премии, получило преимущество, увеличив количество своих страхователей. Заказчик заключил договор ОСАГО от 20.03.2013 г. N 8-с именно с СОАО "ВСК".
Таким образом, действия СОАО "ВСК" направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Действия СОАО "ВСК" причинили убытки добросовестным страховщикам, участвующим в конкурсе, в том числе ООО "Росгосстрах", поскольку конкуренты лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить договор со страхователем - ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр".
Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что данные действия СОАО "ВСК" являются недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
Таким образом, действия СОАО "ВСК" противоречат требованиям части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия СОАО "ВСК", выразившиеся в занижении страховой премии при участии в конкурсе, проведенном для нужд ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр", нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Выдать СОАО "ВСК" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Нижегородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель комиссии С.В.Смирнов
Члены Комиссии С.А.Серегин
Н.В.Михайлова
601.predpisanie.vsk_.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области N СС-07/7389 (опубликовано 16 октября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016