Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 11 октября 2013 г. N 06-14/13-343
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) при участии:
представителя Управления государственного заказа Мурманской области - <С.> (по доверенности N 26/13 от 16.09.2013 года);
представителей Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области": <С.>(по доверенности б/н от 10.10.2013 года), <К.> (по доверенности б/н от 10.10.2013 года),
в отсутствие представителей ООО "Комплект сервис", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы должным образом,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" на действия Управления государственного заказа Мурманской области и Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" при размещении заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме "на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции пищеблока Мончегорской центральной городской больницы", реестровый номер заказа 0149200002313001548 (далее по тексту решения - Открытый аукцион в электронной форме), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о размещении заказов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 08 октября 2013 года из Федеральной антимонопольной службы передана по подведомственности жалоба общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" (далее по тексту решения: ООО "Комплект сервис"; Заявитель) на действия Управления государственного заказа Мурманской области (далее по тексту решения - Уполномоченный орган) и Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" (далее по тексту решения: Заказчик; ГОКУ "УКС") при размещении заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме "на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции пищеблока Мончегорской центральной городской больницы".
Из содержания жалобы следует, что предметом Открытого аукциона в электронной форме является выполнение работ по реконструкции пищеблока. Выполнить предусмотренные аукционной документацией работы, отмечает ООО "Комплект сервис", могут только организации, обладающие соответствующими допусками саморегулируемой организации. Помимо подрядных работ, указывает Заявитель, в проект государственного контракта Заказчиком включено условие о необходимости поставки технологического инвентаря и оборудования для пищеблока.
По мнению ООО "Комплект сервис", поставка технологического оборудования и инвентаря функционально и технологически не связана с предметом торгов и ограничивает количество участников размещения заказа, которые могут поставить специализированный товар, однако, не обладают разрешительными документами на выполнение подрядных работ.
Заявитель указывает на то, что необходимость наличия свидетельства саморегулируемой организации служит главным препятствием для принятия участия в Открытом аукционе в электронной форме.
Кроме того, ООО "Комплект сервис" отмечает, что поставщики специализированного оборудования могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и поставить более качественное оборудование. Строительные компании, настаивает Заявитель, будут обращаться к субпоставщикам, что увеличит стоимость закупаемого оборудования и приведет к неэффективному расходованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ, по мнению ООО "Комплект сервис", влечет ограничение конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в Открытом аукционе в электронной форме.
ООО "Комплект сервис" просит обязать Заказчика и Уполномоченный орган устранить допущенные нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности.
ГОКУ "УКС" с доводами ООО "Комплект сервис" не согласилось по основаниям, изложенным в письменных возражениях N 07-1850 от 11.10.2013 года. Заказчиком отмечено, что работы по реконструкции пищеблока необходимо выполнить в соответствии с проектной документацией по объекту "Город Мончегорск, МУЗ Мончегорская центральная городская больница. Пищеблок. Реконструкция", которая разработана в соответствии с действующим законодательством РФ, прошла государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости ГОАУ "Управление государственной экспертизы Мурманской области". Сметная стоимость строительства, указано Заказчиком, рассчитана в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации и состоит из стоимости строительно-монтажных работ, стоимости оборудования и стоимости прочих затрат на реконструкцию и составляет 66 405, 85 тыс. рублей в ценах 1 квартала 2013 года.
Технологическое оборудование для пищеблока, подчеркивает ГОКУ "УКС", входит в состав обязательных разделов проектной документации, так как технологические решения для реконструкции пищеблока подразумевают составление планов размещения технологического оборудования и привязку к системам водоснабжения и канализации, электрическим системам, к системе вентиляции. Необходимость включения в состав проектной документации технологических решений, по мнению Заказчика, свидетельствует о технологической и функциональной связи оборудования, включенного в состав проектной документации, с объектом реконструкции.
Кроме того, ГОКУ "УКС" отмечает, что аукционной документацией предусмотрено выполнение работ единым комплексом процесса создания готовой строительной продукции "под ключ", что действующим законодательством не запрещено и подтверждается существующей судебной практикой.
Уполномоченный орган и ГОКУ "УКС" просят признать их действия законными и соответствующими требованиям законодательства РФ, жалобу ООО "Комплект сервис" - необоснованной.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы ООО "Комплект сервис", возражения ГОКУ "УКС", пояснения представителя Управления государственного заказа Мурманской области, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Прежде всего, Комиссия Мурманского УФАС акцентирует внимание на том, что Заявитель осуществляет обжалование размещенного заказа в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов. Рассмотрение подобных жалоб осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства РФ, в частности, статьи 17 Закона о защите конкуренции, регламентирован Законом о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС РФ 25.05.2012 N 339.
Из существа дела следует, что Управлением государственного заказа Мурманской области 20 сентября 2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме "на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции пищеблока Мончегорской центральной городской больницы".
Уполномоченный орган: Управление государственного заказа Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Мурманской области".
Начальная (максимальная) цена государственного контракта: 64 809 209,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 11.10.2013 года в 09 часов 00 минут.
Дата окончания рассмотрения первых частей заявок 15.10.2013 года.
Документация об Открытом аукционе в электронной форме состоит из 4 томов.
Том 1 "Общая часть" утвержден и.о начальника Управления государственного заказа Мурманской области <Б.>
Том 2 "Специальная часть" утвержден и.о начальника Управления государственного заказа Мурманской области Ю.А. Борщевой и 1-м заместителем начальника ГОКУ "УКС" <М.>
Том 3 "Техническое задание" утвержден главным 1-м заместителем начальника ГОКУ "УКС" <М.>
Том 4 "Проект государственного контракта" утвержден 1-м заместителем начальника ГОКУ "УКС" <М.>
Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, указанный нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа может осуществляться как путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме, так и без проведения торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Требования к содержанию документации об Открытом аукционе в электронной форме предусмотрены статьей 41.6 Закона о размещении заказов.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с требованиями части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из приведенных норм следует, что потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к товару, работам, услугам, необходимым для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик самостоятельно формирует предмет торгов и выделяет лоты, исходя из своих потребностей и с учетом ограничений, предусмотренных частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1.1 Тома 3 документации об Открытом аукционе в электронной форме, предметом торгов является право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции пищеблока Мончегорской центральной городской больницы.
Согласно пункту 2.1 Тома 3 документации об Открытом аукционе в электронной форме, целью выполнения работ является приведение пищеблока Мончегорской центральной городской больницы в нормативно-техническое состояние, отвечающее требованиям санитарной и пожарной безопасности.
Пунктом 5.2.1 документации об Открытом аукционе в электронной форме определено, что подрядчику необходимо выполнить работы по реконструкции пищеблока Мончегорской центральной городской больницы в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией с шифром ФМ.04055-П, выполненной ООО "Институт Гипроникель" Кольский филиал и условиями контракта. Подрядчику необходимо выполнить строительно-монтажные, пусконаладочные, и иные, неразрывно связанные с объектом реконструкции работы, а также комплектацию объекта оборудованием.
Как следует из пункта 2.3.1 Тома 3 документации об Открытом аукционе в электронной форме, работы необходимо выполнить единым комплексом процесса создания готовой строительной продукции "под ключ".
В силу пункта 6.1 Тома 3 документации об Открытом аукционе в электронной форме, начальная (максимальная) цена государственного контракта определена по данным сметной документации по объекту "Реконструкция пищеблока Мончегорской центральной городской больницы", шифр рабочей документации ФМ.04055-П, выполненной ООО "Институт Гипроникель" (имеется положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости от 26.02.2013 г. N 6-2-1-0010-13), пределах средств, предусмотренных на данные цели в областном бюджете Мурманской области на 2013-2017 годы.
Сметные расчеты выполнены по действующим нормативами, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, с пересчетом в текущий уровень цен индексами пересчета разработанными и публикуемыми Министерством регионального развития Российской Федерации на соответствующий период составления сметной документации.
Объем подлежащих выполнению работ отражен в проектной документации с шифром ФМ.04055-П. В указанной проектной документации также установлены требования к подлежащему установке оборудованию: овощерезке, картофелечистке, рукомойнику, водонагревателю, весам фасовочным и др.
Потребностью Заказчика, как следует из пункта 10 Тома 3 документации об Открытом аукционе в электронной форме, получение в результате работ реконструированного, полностью соответствующего проектной документации с шифром ФМ.04055-П, выполненной ООО "Институт Гипроникель", введенного в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ здания пищеблока ГОБУЗ МЦГБ.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 указано, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют целям Закона о размещения заказов, изложенным в части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов. Поэтому, отмечено судом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Действующее законодательство РФ не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу своей специфики может быть поделен на части. Следовательно, само по себе размещение заказа на реконструкцию объекта с включением в аукционную документацию требования по укомплектованию объекта оборудованием, не может рассматриваться как нарушение законодательства РФ о размещении заказов.
Ссылка ООО "Комплект сервис" на нарушение ГОКУ "УКС" требований части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не может быть признана Комиссией Мурманского УФАС обоснованной в силу следующего.
Как отмечено ранее, часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов запрещает включать в документацию об открытом аукционе в электронной форме указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Предметом торгов является выполнение комплекса работ "под ключ", целью которых является приведение здания пищеблока ГОБУЗ МЦГБ в требуемое Заказчику состояние.
В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в пункте 4.1.1 Тома 2 документации об Открытом аукционе в электронной форме к участникам размещения заказа установлено обязательное требование о наличии у них свидетельства саморегулируемой организации, выданного участнику, о допуске к строительным работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, участие в Открытом аукционе в электронной форме могут принять только лица, обладающие соответствующими допусками к выполнению работ, являющихся предметом торгов.
Следовательно, требования документации об Открытом аукционе в электронной форме подлежат оценке на предмет их соответствия части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, прежде всего, с точки зрения ограничения прав потенциальных участников подрядных работ.
Включение в предмет торгов по выполнению работ по реконструкции здания методом "под ключ" требования о поставке необходимого оборудования не ограничивает количество подрядных организаций, поскольку последние имеют возможность закупить товар и поставить его заказчику.
Согласно протоколу N 1607/1/13 заседания конкурсной (аукционной) комиссии Управления государственного заказа Мурманской области по размещению заказов для государственных нужд Министерства строительства и территориального развития Мурманской области и Государственного областного казенного учреждения Управление капитального строительства Мурманской области по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 11 октября 2013 года, на участие в Открытом аукционе в электронной форме поступило 14 аукционных заявок.
Довод ООО "Комплект сервис" о том, что разделение лота привело бы к экономии бюджетных средств Комиссия Мурманского УФАС находит бездоказательным, поскольку жалоба Заявителя не содержит обоснование того, что предложенное Заказчиком формирование лота негативно влияет на конкретный товарный рынок, приводит к не достижению целей рационального и экономного расходования бюджетных средств. Заявителем не приведены доказательства, свидетельствующие о том, что выделение в отдельный лот подрядных работ и оборудования позволило бы сэкономить бюджетные средства и приобрести товар по более выгодной цене.
Судебная практика, на которую ссылается Заявитель, не может быть принята Комиссией Мурманского УФАС во внимание, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах. В постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 года N 3913/11 по делу N А51-7722/2010 речь идет об объединении в один лот строительных работ и работ по монтажу пожарно-охранной сигнализации. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 года N 6274/11 по делу N А44-3036/2010 затронут вопрос статуса участника размещения заказа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области решила:
1. Жалобу ООО "Комплект сервис" на действия Управления государственного заказа Мурманской области и Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" при размещении заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме "на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции пищеблока Мончегорской центральной городской больницы", реестровый номер заказа 0149200002313001548 признать необоснованной.
Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11 октября 2013 г. N 06-14/13-343
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016