Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 21 октября 2013 г. N 10/15819
Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2013 года.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Яковлев П.В.- |
заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии; |
Козлова О.А. - начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии;
Борисова А.А.- ведущий специалист-эксперт отдела транспорта и связи, член Комиссии,
с участием представителей:
от СПб ГАУ "Центр подготовки спортивных сборных команд Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик, Организатор торгов):
- Григорьева Е.Ю. - представитель по доверенности от 15.10.2013, б/н;
- Госвияни Р.Н. - представитель по доверенности от 15.10.2013, б/н,
от ООО "Карелия - Сервис" (далее - Заявитель, Общество):
- Школьник М.Э. - генеральный директор;
- Гирин И.В. - представитель по доверенности от 10.10.2013 N111,
в соответствии с пунктом 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия Заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденном приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13 и с частями 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Карелия - Сервис" (вх. N19607 от 09.10.2013) на действия (бездействие) Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр подготовки спортивных сборных команд Санкт-Петербурга" (Заказчика, Организатора торгов) при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспортных средств для организации и проведения мероприятия "Всемирные Игры боевых искусств 2013", Лот N1 - оказание услуг по предоставлению транспортных средств (автобусов повышенной комфортности) для организации и проведения мероприятия "Всемирные Игры боевых искусств 2013", Лот N2- оказание услуг по предоставлению транспортных средств (микроавтобусов) для организации и проведения мероприятия "Всемирные Игры боевых искусств 2013" (далее - Открытый одноэтапный конкурс), заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, установила:
29 августа 2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано Извещение о проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспортных средств для организации и проведения мероприятия "Всемирные Игры боевых искусств 2013", которое содержит информацию о Документации открытого одноэтапного конкурса (далее - Документация).
Положение о закупках СПб ГАУ "Центр подготовки", утвержденное Председателем наблюдательного совета Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр подготовки спортивных сборных команд Санкт-Петербурга" 06.02.2013 (далее - Положение), в установленные законом сроки размещено на сайте Заказчика - www.cpsk-spb.гu, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, в котором Положение опубликовано под регистрационным номером 1120002946.
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика, Организатора торгов:
1. В лоте N1 и в лоте N2 по подкритерию "Соотношение собственных/арендуемых транспортных средств" (критерий "Качественные характеристики оказываемой услуги").
Заявитель считает, что при присвоении по указанному подкритерию ООО "Интерсервис" 25 баллов, а другим участникам (ООО "Карелия-Сервис", ООО "Маркатэк") - 0 баллов, при том, что все указанные участники имеют как собственные, так и арендованные транспортные средства, нарушаются определенные Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ) цели в части развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также ч.6 ст.3 Закона N223-ФЗ, в соответствии с которой порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
2. В лоте N1 и лоте N2 по подкритерию 2 критерия 4 - "Сумма обеспечения договора", что, по мнению Заявителя, нарушает п.7.3.6.2 Положения о закупках, в котором устанавливается для всех участников одинаковые условия в части размера обеспечения исполнения договора. Заявитель считает, что при этом нарушается также установленный п.2 ч.1 ст.3 Закона N223-ФЗ принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчик (Организатор торгов) с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу (вх. N 20141 от 15.10.2013).
Заказчик (Организатор торгов) пояснил, что Положением о закупках, документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика, в качестве одного из методов оценки заявок участников, предусмотрен метод экспертной оценки. Оценка заявки Заявителя произведена закупочной комиссией в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, Положения о закупках, извещением о закупке, а также Документацией о закупке.
По вопросу установленного в Документации порядка обеспечения исполнения договора Заказчик пояснил, что, указанный порядок (подкритерий 2 критерия 4 "Сумма обеспечения договора") применен правомочно, в соответствии с требованиями п. 7.3.6.3. Положения о закупках, Заявитель ошибочно ссылается на п. 7.3.6.2. Положения о закупках, который регламентирует порядок установления обеспечения заявки.
Также Заказчик указал на то, что Заявитель подавал заявку на участие в Конкурсе, предварительно ознакомившись с Документацией, за разъяснениями не обращался, принял участие в конкурсе на общих основаниях, возражений, касающихся содержания Документации до определения победителя не заявлял.
Документы и сведения, представленные Заказчиком и Заявителем, указывают на следующие обстоятельства.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закуп-ках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - За-кон о закупках, Закон N223-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2012, установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к та-ким закупкам, осуществляемым, в том числе, государственными автономными учреждениями.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, установленном антимонопольным органом, в том числе в случае неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения.
В соответствии с пунктом 1 Порядка жалобы на действия (бездействия) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с законом N223-ФЗ, осуществляемой путем проведения торгов, рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N135-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N135-ФЗ антимонополь-ный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора тор-гов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результа-там торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязатель-ным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно с п.13 ст.10 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 7.3.3. Положения о закупках Документация о закупке должна содержать условия и порядок проведения закупки, в том числе критерии и порядок оценки заявок и выбора победителя.
Особенности проведения процедуры Открытого одноэтапного конкурса в не электронной форме содержатся в части 7.5. Положения о закупках.
В соответствии с п.7.5.4.1. Положения о закупках, перечень критериев оценки, весовые коэффициенты, сроки экспертизы и иная информация о порядке проведения оценки заявок в отношении конкретной закупки определяются в порядке, утвержденном локальным нормативным актом.
Согласно п. 7.5.4.7. Положения о закупках оценка заявок осуществляется закупочной комиссией в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в конкурсной документации, цель сопоставления и оценки заявок заключается в их предварительном ранжировании по степени предпочтительности для Заказчика.
Согласно п. 7.5.4.13. Положения о закупках более подробно вопросы оценки (в т.ч. экспертизы) заявок могут регламентироваться отдельным внутренним распорядительным документом руководителя ГАУ.
Согласно содержанию Документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке содержится в п. 2.5. Документации, в соответствии с которым оценка и сопоставление заявок осуществляется, в том числе, с применением критерия 3 "Качественные характеристики оказываемой услуги" (далее - критерий 3).
Согласно Документации критерий 3 оценивается на основании Справки о материально-технических ресурсах, предоставляемой участником закупки (приложение N4 к Документации), в которой указывается перечень предлагаемых для исполнения договора по предмету закупки транспортных средств с указанием по каждому транспортному средству наименования (марка/модель), характеристик транспортного средства в соответствии с условиями техзадания (раздел 4 техзадания - приложение 5 к Документации), года выпуска, права собственности или иного права (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, лизинга и пр.) с подтверждающим данное право документом.
Для оценки применяется метод экспертных оценок, который состоит в том, что каждой заявке по следующим подкритериям: количество транспортных средств (подкритерий 1); соотношение собственных/арендуемых транспортных средств (подкритерий 2); новизна автопарка (подкритерий 3); модельный ряд, тех. характеристики автопарка (подкритерий 4) присваиваются баллы (с максимальным показателем 25 баллов) в зависимости от степени привлекательности предложенного участником закупки состава парка транспортных средств.
При этом, как это указано в Документации, качественные характеристики оказываемой услуги по критерию 3 оцениваются по следующим признакам: количество предлагаемых транспортных средств, привлекательность состава парка транспортных средств, соответствие предлагаемого парка транспортных средств потребностям заказчика.
Согласно п.1.3. Документации, требования к качеству, техническим характеристикам услуги, их безопасности и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика, определяются Техническим заданием (приложение N4 Документации).
По определенным в Техническом задании требованиям, качество требуемой заказчику в соответствии с предметом закупки услуги может быть оценено по следующим подкритериям критерия 3: по количеству транспортных средств, по модельному ряду и характеристикам транспортных средств, по новизне автопарка.
Однако Документация, в том числе Техническое задание, не содержит требований к форме владения транспортными средствами для оценки соответствия качества оказываемой по предмету закупки услуги потребностям заказчика.
Заказчиком не представлен распорядительный внутренний документ руководителя ГАУ, более подробно регламентирующий вопрос оценки заявок претендентов на участие в Открытом одноэтапном конкурсе по подкритерию 2 критерия 3.
Заказчиком представлены документы (заключение закупочной комиссии о подсчете критериев для открытого одноэтапного конкурса от 03.10.2013, Приложение N4 к Документации о закупке), принятые закупочной комиссией при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок, демонстрирующие порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по подкритериям 1, 3, 4 критерия 3, в том числе с учетом содержащейся в заявке Заявителя Справки о материально-технических ресурсах, предоставляемой участником закупки (приложение N4 к Документации).
Заказчиком не представлены документы, принятые закупочной комиссией при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок по подкритерию 2 критерия 3. В Документации отсутствует порядок выставления оценок в баллах в зависимости от формы владения транспортными средствами, когда право собственности оценивается в 25 баллов, аренда - в 0 баллов.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в Документации о закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчики руководствуются определенными принципами, в том числе принципом недопущения необоснованного ограничения конкуренции по отно-шению к участникам закупки.
Установление в Документации необоснованного приоритета собственных транспортных средств перед арендованными при отсутствии в Документации сведений о порядке оценке и сопоставлении заявок по установленному в Документации подкритерию 2 критерия 3 "Качественные характеристики оказываемой услуги" является излишним и нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Пунктом 7.3.6. Положения о закупках регламентируется порядок обеспечения исполнения обязательств участников закупки. Согласно п. 7.3.6.1. Положения о закупках организатор закупки по согласованию с Заказчиком вправе потребовать от участников предоставления обеспечения исполнения обязательств участника закупки, связанных с подачей им заявки (обеспечение заявки) и/или обеспечения победителем исполнения обязательств по договору (обеспечение договора). Установленные способы обеспечения договора: залог, банковская гарантия, соглашение о неустойке, поручительство или иной способ, указанный в Документации.
Пункт 7.3.6.2. Положения о закупках содержит требование, согласно которому величина обеспечения заявки устанавливается в Документации в виде процентов от начальной (максимальной) цены закупки или в виде твердой суммы в рублях, одинаковой для всех участников. В п. 7.3.6.3. Положения о закупках, регламентирующем порядок обеспечения договора, отсутствует требование об установлении в Документации одинаковой величины обеспечения договора для всех участников. Согласно указанного пункта Положения о закупках, обеспечение исполнения обязательств по основному договору, подлежащему заключению с победителем закупки, представляется победителем закупки до или одновременно с подписанием основного договора, при этом требования, касающиеся обеспечения заявки, должны быть одинаковыми для всех участников закупки, а Документация должна содержать информацию о размере и порядке предоставления обеспечения.
Порядок представления обеспечения исполнения договора содержится в п.2.7. Документации, согласно которому участник закупки, признанный победителем, обязан совместно с договором, подписанным со стороны исполнителя, представить Заказчику обеспечение исполнения договора в сумме и форме, предложенной в своей заявке. Победитель самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения договора из перечисленных Заказчиком в п.п.2 п.2.7. Документации, сумму обеспечения исполнения договора участник также предлагает самостоятельно, но не менее суммы, установленной Заказчиком в п.25 Карты закупки (100 000 рублей).
Установленный в Документации порядок представления обеспечения исполнения договора соответствует требованиям Положения о закупках, поскольку требования, касающиеся обеспечения заявки, одинаковы для всех участников закупки.
В соответствии с требованиями к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, содержащимися в п.3.1. Документации, заявка участника должна содержать Предложение для участия в закупке по форме, представленной в приложении N2 к Документации (далее - Предложение). В составе Предложения (п.2 Предложения) участник закупки указывает предлагаемые им условия исполнения договора, в том числе условия обеспечения исполнения обязательств по договору (п.п.4 п.2 Предложения), а именно: подкритерий 1 - "Вид обеспечения"; подкритерий 2 - "Сумма обеспечения договора".
Заявитель в составе заявки (Предложение для участия в закупке по форме, представленной в приложении N2 к Документации) по лоту 1 и по лоту 2 не представил сведений об условиях обеспечения исполнения обязательств по договору в случае признания Заявителя победителем.
Таким образом, Закупочная комиссия оценила заявку ООО "Карелия-Сервис" по критерию N4 в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленным Документацией.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Карелия-Сервис" (вх. N19607 от 09.10.2013) на действия (бездействие) Заказчика, Организатора торгов - СПб ГАУ "Центр подготовки спортивных сборных команд Санкт-Петербурга" при организации открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспортных средств для организации и проведения мероприятия "Всемирные Игры боевых искусств 2013" обоснованной в части отсутствия в Документации порядка оценки заявок по подкритерию 2 критерия 3, а также в части установления требований, влекущих необоснованное ограничение конкуренции по отно-шению к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика, Организатора торгов нарушение части 6 статьи 3 и пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. В связи с тем, что СПб ГАУ "Центр подготовки спортивных сборных команд Санкт-Петербурга" заключен договор с ООО "Интерсервис" на оказание услуг по предоставлению транспортных средств (автобусов повышенной комфортности) для организации и проведения мероприятия "Всемирные Игры боевых искусств 2013" NП-149/13 от 09.10.2013, предписания не выдавать.
Председатель Комиссии П.В. Яковлев
Члены Комиссии О.А. Козлова
А.А.Борисова
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 октября 2013 г. N 10/15819
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016