Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 23 октября 2013 г. N 04/49 - 13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: (_),
при участии:
от ОАО "Омскэлектро" - (Х_) (доверенность);
от ОАО "МРСК Сибири" - (Г_) (доверенность),
рассмотрев в заседаниях 20 августа; 26 сентября; 2, 21 октября 2013 дело N 04/49-13, возбужденное приказом Омского УФАС России от 31 июля 2013 года N 189 по признакам нарушения ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго" (644037, г. Омск, ул. П.Некрасова, 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции), установила:
1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго" (далее - МРСК) послужило заявление ОАО "Омскэлектро" (исх. от 05.07.2013 N 10-08/8420, исх. от 09.07.2013 N 10-08/8543) на нарушение МРСК сроков рассмотрения заявок о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики сетевой организации ОАО "Омскэлектро" (далее - Омскэлектро).
2. Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила 861).
Технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства сетевая организация к сетям смежной сетевой организации в случаях должно осуществляться в порядке, установленном разделом V Правил 861.
В соответствии требованиями Правил 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем заявленной мощности вновь присоединяемых объектов, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией, при этом смежная сетевая организация обязана в соответствии с Правилами 861 подать заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию, сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 15 Правил 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил 861, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
3. Представленные в заявлениях Омскэлектро материалы указывают на нарушение МРСК сроков при рассмотрении следующих заявок:
3.1. Заявки, о результатах рассмотрения которых Омскэлектро не было уведомлено более 30 дней (по состоянию на 05.07.2013 г.):
3.1.1. Заявка от 27.05.2013 N 10-08/6841, получена МРСК 27.05.2013 г.;
3.1.2. Заявка от 27.05.2013 N 10-08/6838, получена МРСК 27.05.2013 г.;
3.1.3. Заявка от 07.05.2013 N 10-08/6159, получена МРСК 07.05.2013 г.;
3.1.4. Заявка от 16.05.2013 N 10-08/6366, получена МРСК 21.05.2013 г.,
3.2. Заявки, уведомления об отсутствии сведений по которым направлены в Омскэлектро позднее 6 рабочих дней от даты получения заявки:
3.2.1. Заявка от 10.06.2013 N 10-08/7344, получена МРСК 11.06.2013 г., уведомление о недостаточности сведений направлено МРСК Омскэлектро исх. от 01.07.2013 г. N 1.5/31-11/4716 -исх - 13 рабочих дней со дня получения заявки;
3.2.2. Заявка от 03.06.2013 N 10-08/7054, получена МРСК 03.06.2013 г., уведомление о недостаточности сведений направлено МРСК в Омскэлектро исх. от 01.07.2013 г. N 1.5/31-11/4717-исх - 19 рабочих дней со дня получения заявки;
3.2.3. Заявка от 03.06.2013 N 10-08/7056, получена МРСК 03.06.2013 г., уведомление о недостаточности сведений направлено МРСК в Омскэлектро исх. от 01.07.2013 г. N 1.5/31-11/4715-исх - 19 рабочих дней со дня получения заявки;
3.2.4. Заявка от 18.06.2013 N 10-08/7626, получена МРСК 18.06.2013 г., уведомление о недостаточности сведений направлено МРСК в Омскэлектро исх. от 01.07.2013 г. N 1.5/31-11/4718-исх - 9 рабочих дней со дня получения заявки;
3.2.5. Заявка от 18.06.2013 N 10-08/7625, получена МРСК 18.06.2013 г., уведомление о недостаточности сведений направлено МРСК в Омскэлектро исх. от 01.07.2013 г. N 1.5/31-11/4720-исх - 9 рабочих дней со дня получения заявки;
3.2.6. Заявка от 26.03.2013 N 10-08/4356, получена МРСК 26.03.2013 г., уведомление о недостаточности сведений направлено МРСК в Омскэлектро исх. от 04.04.2013 г. N 1.5/31-11/2061-исх - 7 рабочих дней со дня получения заявки,
3.3. Заявки, сведения о результатах повторного рассмотрения которых не представлены в Омскэлектро" более 30 дней (по состоянию на 05.07.2013 г.):
3.3.1. Заявка от 26.03.2013 N 10-08/4356, недостающие сведения направлены Омскэлектро исх. от 03.06.2013 N 10-08/7066, получены МРСК 04.06.2013 г., по состоянию на 05.07.2013 г. о результатах рассмотрения заявки Омскэлектро не уведомлено;
3.3.2. Заявка от 29.03.2013 N 10-08/4667, недостающие сведения направлены ОАО "Омскэлектро" исх. от 15.05.2013 N 10-08/6278, получены МРСК 15.05.2013 г., по состоянию на 05.07.2013 г. о результатах рассмотрения заявки Омскэлектро не уведомлено;
3.3.3. Заявка от 26.03.2013 N 10-08/4668, недостающие сведения направлены ОАО "Омскэлектро" исх. от 03.06.2013 N 10-08/6277, получены МРСК 15.05.2013 г., по состоянию на 05.07.2013 г. о результатах рассмотрения заявки Омскэлектро не уведомлено.
4. В пояснениях МРСК (исх. от 23.09.2013 N 1.5/35-17/7032-исх., исх. от 18.10.2013, б/н), представленных в процессе рассмотрения дела, представитель указывал на то, что поскольку установленная пунктом 15 Правил 861 норма не содержит указания для сетевой организации о письменном уведомлении заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки об отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил 861, сетевая организация вправе уведомить заявителя об отсутствии сведений и документов иным способом, в том числе и уведомлением по телефону. В качестве доказательства направления в Омскэлектро уведомления о недостаточности сведений и документов по указанным Омскэлектро заявкам МРСК представлена стенограмма телефонного разговора представителя МРСК (С_) с представителем Омскэлектро (Ж_й), состоявшегося 29.03.2013 г.
Однако данный телефонный разговор касается только заявки N 10-08/4356 от 26.03.2013 г., в процессе разговора уточняется схема присоединения электросетевых объектов, упоминания об отсутствии или недостаче каких либо сведений и документов телефонный разговор не содержит. Информация о направлении МРСК уведомлений в адрес Омскэлектро по остальным заявкам, направленным Омскэлектро в МРСК позднее 29.03.2013 г., в том числе и в форме телефонных переговоров, МРСК не представлены.
Пояснения МРСК также содержат ссылку на то, что разногласия между сетевыми организациями при подаче и рассмотрении заявок на технологическое присоединение электросетевых объектов возникали постоянно. С целью упорядочения отношений между сетевыми организациями при подаче и рассмотрении заявок на технологическое присоединение проведено совещание представителей МРСК и Омскэлектро, по результатам которого стороны договорились "при оформлении заявок и комплекта документов руководствоваться пунктами 9 и 10 правил 861, а также устранить замечания по ранее направленным заявкам" (Протокол - 6ТП от 13.06.2013 г.). При этом резолютивная часть Протокола не содержит информации о сроках выданных замечаний к ранее направленным заявкам, в том числе и рассматриваемым по настоящему делу. К тому же, по информации представителя Омскэлектро, данный Протокол направлен в Омскэлектро только 01.10.2013 г. (исх. от 01.10.2013 N 1.5/31-11/7237-исх).
Представленные пояснения содержат следующую информацию о результатах рассмотрения заявок:
4.1. В отношении 4 заявок, уведомления о результатах рассмотрения по которым не направлены в Омскэлектро в срок, превышающий 30 дней:
По заявке N 10-08/6841 от 27.05.2013 г. уведомление о недостатках заявки направлено МРСК 22.07.2013 г., недостатки Омскэлектро устранены 06.09.2013 г., проект договора N 20.5500.4889.13 выдан 13.09.2013 г. Проект договора возвращен без подписи сопроводительным письмом Омскэлектро исх. от 19.09.2013 г. N 10-08/11102 в связи с аннулированием заявки (исх. от 12.09.2013 г. N 10-08/10839).
По заявке N 10-08/6838 от 27.05.2013 г. уведомление о недостатках заявки направлено МРСК 22.07.2013 г., недостатки устранены Омскэлектро 06.09.2013 г., проект договора N 20.5500.5068.13 выдан 18.09.2013 г. О результатах рассмотрения проекта договора МРСК не уведомлено.
По заявке N 10-08/6159 от 07.05.2013 г. уведомление о недостатках заявки направлено МРСК 22.07.2013 г., недостатки устранены Омскэлектро 06.09.2013 г., проект договора N 20.5500.5700.13 выдан 14.10.2013 г. О результатах рассмотрения проекта договора МРСК не уведомлено.
По заявке N 10-08/6366 от 16.05.2013 г. уведомление о недостатках заявки направлено МРСК 22.07.2013 г., недостатки устранены Омскэлектро 06.09.2013 г., проект договора N 20.5500.5626.13 выдан 11.10.2013 г. О результатах рассмотрения проекта договора МРСК не уведомлено.
О результатах рассмотрения 6 заявок, уведомления о наличии недостатков по которым направлены в Омскэлектро в срок более 6 дней:
4.2.1. По заявке N 10-08/7344 от 10.06.2013 г. Омскэлектро о недостатках заявки уведомлено МРСК 01.07.2013 г., недостатки устранены Омскэлектро 06.09.2013 г., проект договора N 20.5500.5203.13 направлен в Омскэлектро 24.09.2013 г. О результатах рассмотрения проекта договора МРСК не уведомлено.
4.2.2. По заявке N 10-08/7054 от 03.06.2013 г. Омскэлектро о недостатках заявки уведомлено МРСК 01.07.2013 г., недостатки до настоящего времени не устранены.
4.2.3. По заявке N 10-08/7056 от 03.06.2013 г. Омскэлектро о недостатках заявки уведомлено МРСК 01.07.2013 г., недостатки до настоящего времени не устранены.
4.2.4. По заявке N 10-08/7626 от 18.06.2013 г. Омскэлектро о недостатках заявки уведомлено МРСК 01.07.2013 г., недостатки устранены 06.09.2013 г., проект договора N 20.5500.5204.13 выдан 24.09.2013 г. О результатах рассмотрения проекта договора МРСК не уведомлено.
4.2.5. По заявке N 10-08/7625 от 18.06.2013 г. Омскэлектро о недостатках заявки уведомлено МРСК 01.07.2013 г., заявка аннулирована Омскэлектро письмом от 12.09.2013 г. N 10-08/841.
4.2.6. По заявке N 10-08/4356 от 26.03.2013 г. Омскэлектро о недостатках заявки уведомлено МРСК 01.07.2013 г., недостатки до настоящего времени не устранены.
5. В нарушении установленного Правилами 861 порядка рассмотрения заявок на технологическое присоединение электросетевых объектов в части сроков их рассмотрения Омскэлектро усматривает ущемление его интересов вынужденным сокращением собственных сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и, как следствие, недостаточной технической подготовкой выдаваемых технических условий технологического присоединения (исх. от 25.09.2013 N 06-09/б/н; исх. от 21.10.2013, б/н).
6. Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Закона ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем деятельность ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" подпадает также под ограничения Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.
По основаниям части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признать ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго" занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической с долей более 50 процентов в границах территории Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго".
7. Таким образом, Комиссией в процессе рассмотрения дела установлено:
- заявки Омскэлектро на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства рассмотрены МРСК с нарушением сроков рассмотрения заявок, установленных для сетевых организаций пунктом 15 Правил 861;
- ущемление интересов сетевой организации Омскэлектро нарушением МРСК сроков рассмотрения заявок Омскэлектро, установленных для сетевых организаций Правилами 861;
- доминирующее положение МРСК на рынке оказания услуг по передаче электрической в границах балансовой принадлежности электрических сетей МРСК на территории Омской области.
Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признать ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго" занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической с долей более 50 процентов в границах территории Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго".
2. Признать ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго" виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в ущемлении интересов сетевой организации ОАО "Омскэлектро" путем нарушения сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики сетевой организации ОАО "Омскэлектро", установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
3. Предписание ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" не выдавать.
4. Материалы дела N 04/49-13 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии (ф.и.о., подпись)
Члены комиссии (ф.и.о., подписи)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 октября 2013 г. N 04/49 - 13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016