Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
N 06-03/28-11 (опубликовано 9 ноября 2011 г.)
(решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2011 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти Новиков Ю.К., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., при участии:
от Администрации Любимского муниципального района, Администрации Ермаковского сельского поселения Ярославской области, Администрации городского поселения Любим Ярославской области, Управления социальной защиты населения и труда Администрации Любимского муниципального района Ярославской области - <_> <_>
от Открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" (далее - Заявитель, ОАО "ВСК") - <_>
рассмотрев дело N 06-03/28-11, возбужденное по признакам нарушения муниципальными заказчиками - Администрацией Любимского муниципального района, Администрацией городского поселения Любим Ярославской области, Администрацией Ермаковского сельского поселения Ярославской области, Администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области, Администрацией Воскресенского сельского поселения Ярославской области, Управлением социальной защиты населения и труда Администрации Любимского муниципального района Ярославской области и уполномоченным органом - Администрацией Любимского муниципального района (далее - Ответчики) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
основанием возбуждения настоящего дела послужило поступившее в Ярославское УФАС России заявление ОАО "ВСК" о нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса на право заключения муниципальных контрактов на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств органов местного самоуправления Любимского муниципального района в 2012 году (далее - Открытый конкурс).
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, и пояснил, что в конкурсной документации установлен показатель "наличие опыта оказания услуг", подтверждаемый количеством договоров, контрактов на аналогичные услуги за 2010 год, который не может быть применен для оценки квалификации участника конкурса.
Представители Ответчиков не признали нарушения антимонопольного законодательства и пояснили следующее. Открытый конкурс проведен в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). В конкурсной документации в критерии "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" предмет оценки "наличие опыта оказания аналогичных услуг" установлен в качестве подтверждения квалификации участника конкурса, а показатель по которому производится оценка - количество договоров, контрактов на аналогичные услуги за 2010 год.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Законом о размещении заказов и Законом о защите конкуренции определены цели размещения заказов: обеспечение единства экономического пространства на территории России, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно положениям Закона о размещении заказов под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов в числе критериев оценки заявок на участие в конкурсе может быть критерий - качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг. Согласно части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов, Конкурсная комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Материалами дела установлено, что 28.09.2011 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0171300002711000036 о проведении Открытого конкурса. Конкурсная документация утверждена заказчиками и уполномоченным органом, конкурс проводит уполномоченный орган.
В конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов:
Цена контракта - 80%.
Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса - 20%.
При оценке и сопоставлении заявок участников размещения заказа по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" установлены предмет оценки и показатели по каждому предмету оценки:
- "срок рассмотрения заявления о страховой выплате и приложенных к нему документов", показатель - количество целых дней (максимальное значение - 45 баллов);
- "срок выплаты страхового возмещения", показатель - количество целых дней (максимальное значение показателя - 45 баллов);
"наличие опыта оказания аналогичных услуг", показатель - количество договоров, контрактов на аналогичные услуги за 2010 год (максимальное значение показателя - 10 баллов).
Однако в данном критерии при установленных максимальных значениях показателей отсутствует порядок начисления баллов по данным показателям, а также отсутствует информация на основании каких документов и сведений будет производиться оценка заявок на участие в конкурсе по показателям "срок рассмотрения заявления о страховой выплате и приложенных к нему документах" и "срок выплаты страхового возмещения", что, по мнению Комиссии, не соответствует части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление об утверждении страховых тарифов), установлены базовые страховые тарифы по ОСАГО, а также ряд фиксированных коэффициентов.
Так как предметом конкурса является оказание услуг ОСАГО, где все участники рынка ОСАГО действуют на основании предъявляемых к ним единых норм и требований в отношении страхового покрытия и стоимости услуг (тарифов), при оценке заявок главную роль играет критерий "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса".
Как пояснили на заседании Комиссии представители Ответчиков, для оценки квалификации участника конкурса в конкурсной документации установлен показатель "наличие опыта оказания аналогичных услуг", для оценки качества услуг ОСАГО показатели - "срок рассмотрения заявления о страховой выплате и приложенных к нему документах" и "срок выплаты страхового возмещения".
По мнению Комиссии предмет оценки "наличие опыта оказания аналогичных услуг", оцениваемый лишь по количеству договоров, контрактов на аналогичные услуги за 2010 год, не может рассматриваться как адекватный для оценки квалификации претендентов, при этом выбор победителя может зависеть от данного показателя.
Так как конкурс по своей правовой природе предполагает качественную оценку деятельности организации на рынке оказания услуг ОСАГО (финансовая устойчивость и платежеспособность, объем страховых взносов и страховых выплат и т.д.), то такой предмет оценки как "наличие опыта оказания аналогичных услуг", подтверждаемый копиями договоров, контрактов на аналогичные услуги за 2010 год, такой оценки не обеспечивает. Показатель - количество заключенных в предшествующий год договоров, может свидетельствовать лишь об объеме указанных услуг, но не об их качестве или о наличии опыта, и, в целом, квалификации участника.
Так, например, Большой толковый словарь русского языка (Санкт-Петербург, НОРИНТ, 2000) определяет понятие "квалификация" как степень подготовленности к какому-либо виду деятельности, а "опыт" как совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п.
Документами, подтверждающими квалификацию участника конкурса могут быть копии дипломов, подтверждающих квалификацию персонала, отзывы на выполненные работы, услуги и т.д. (из письма Минэкономразвития России от 18.03.2009 N Д05-1330).
Комиссия полагает, что установленный в конкурсной документации такой предмет оценки как "наличие опыта оказания аналогичных услуг", оцениваемый по показателю "количество договоров, контрактов на аналогичные услуги за 2010 год", не позволяет определить лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта, а значит состязательность участников конкурса при проведении торгов в данном случае не может быть обеспечена.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия усматривает в действиях Ответчиков признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Также Комиссия полагает, что имеются основания для выдачи предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а также для привлечения к административной ответственности лиц, утвердивших конкурсную документацию, не соответствующую требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Администрацию Любимского муниципального района, Администрацию городского поселения Любим Ярославской области, Администрацию Ермаковского сельского поселения Ярославской области, Администрацию Осецкого сельского поселения Ярославской области, Администрацию Воскресенского сельского поселения Ярославской области, Управление социальной защиты населения и труда Администрации Любимского муниципального района Ярославской области нарушившими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Администрации Любимского муниципального района, Администрации городского поселения Любим Ярославской области, Администрации Ермаковского сельского поселения Ярославской области, Администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области, Администрации Воскресенского сельского поселения Ярославской области, Управлению социальной защиты населения и труда Администрации Любимского муниципального района Ярославской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Ю.К. Новиков
С.В. Гаврилов
А.Г. Карамшук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области N 06-03/28-11 (опубликовано 9 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016