Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 25 сентября 2014 г. N 08-21/52-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Муравьёв С.Е. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление); |
Члены Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Жукова Е.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело N 08-21/32-14 по факту поступления 10.06.2014 в 17:44 на абонентский номер гр. <_> СМС-сообщения (отправитель: 900, СМС-центр: +79262000286) с рекламой следующего содержания: "<_> осуществите задуманное этим летом с кредитом от Сбербанка! Например, при сумме кредита 200 000 руб. на 5 лет, Ваш платеж - 5 581 руб. в месяц! Подробнее в отделении - пароль 2043475624U или на sberbank.ru/ru/promo/cred3. Ваш Сбербанк", с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ОАО "Сбербанк России" (место нахождения: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19) (далее - ОАО "Сбербанк России", Банк), <_>
- ОАО "Мегафон" (место нахождения: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, д. 30), <_>
заявитель извещен, не явился, установила:
В Московское областное УФАС России поступило обращение
гр. <_> о поступлении 10.06.2014 в 17:44 на абонентский номер заявителя <_> СМС-сообщения (отправитель: 900, СМС-центр: +79262000286) с рекламой следующего содержания: "<_> осуществите задуманное этим летом с кредитом от Сбербанка! Например, при сумме кредита 200 000 руб. на 5 лет, Ваш платеж - 5 581 руб. в месяц! Подробнее в отделении - пароль 2043475624U или на sberbank.ru/ru/promo/cred3. Ваш Сбербанк", без предусмотренного
частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
В ходе рассмотрения обращения Московским областным УФАС России также были установлены признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги, а также всех существенных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.
Из объяснений ОАО "Сбербанк России" следует, что <_> является клиентом Банка, согласие на получении рекламных и информационных СМС-сообщений на абонентский номер <_> было предоставлено заявителем при подписании заявления на получение банковской карты.
Согласно позиции ОАО "Сбербанк России" указанное СМС-сообщение было направлено на абонентский номер заявителя в рамках кампании активных продаж потребительских кредитов существующим клиентам Банка, проводившейся в период с 02.06.2014 по 31.07.2014. По мнению
ОАО "Сбербанк России", указанное СМС-сообщение носит информационный характер, содержит пример расчета размера ежемесячного платежа по кредиту при определенных размере и сроке кредита и при его распространении требования Закона о рекламе нарушены не были.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 N АК/24455/13, под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом СМС-сообщении, содержит сведения об услугах
ОАО "Сбербанк России" обобщенного характера. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на упоминание имени и отчества абонента, представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к кредиту, предоставляемому ОАО "Сбербанк России", содержит существенные условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость ("сумма кредита 200 000 руб. на 5 лет, Ваш платеж - 5 581 руб. в месяц") и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита, отсутствуют.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", к условиям, влияющим на стоимость кредита, в том числе, относится условие о размере процентной ставки.
Согласно представленным ОАО "Сбербанк России" документам и сведениям процентная ставка по кредиту, указанному в рекламе, составляет 22,5 % годовых в рублях.
Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих на них.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе (в редакции, действовавшей на дату получения СМС-сообщения заявителем), если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого кредита.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Указанные в рассматриваемой рекламе обозначения "Сбербанк" не являются наименованием лица, оказывающего финансовые услуги.
Таким образом, рассматриваемая реклама в нарушение части 1
статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Сбербанк России" представлены документы (копия заявления на получение дебетовой карты Сбербанка России), подтверждающие наличие согласия заявителя на получение рекламно-информационных материалов ОАО "Сбербанк России".
Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела N 08-21/32-14 факт нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе не подтвердился.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС - сообщения.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В связи с наличием сведений об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "01" октября 2014 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
С.Е. Муравьёв |
Члены Комиссии
|
Д.Ю. Стрельников
Е.А. Жукова |
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"02" октября 2014 г. г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Муравьев С.Е. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление); |
Члены Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Жукова Е.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
на основании своего решения от 02 октября 2014 г. по делу N 08-21/52-14 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: следующего содержания: "Генвик - не потолки. Главпотолки! / glavpotolki.ru / ГлавПотолки-натяжные потолки от 100р/м2. Бесплатный мастер. Отзывы. Жми! / пн-вс 9:00-23:00 / +7 (495)646-16-85 / glavpotolki.ru /
м. Шаболовская", в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, предписывает:
1. ООО "ЯНДЕКС" (место нахождения: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение указанной рекламы, в том числе удалить указанную рекламу из архивов Интернет-сайтов.
2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.
Председатель Комиссии |
С.Е. Муравьев |
Члены Комиссии
|
Д.Ю. Стрельников
Е.А. Жукова |
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"02" октября 2014 г. г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Муравьев С.Е. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление); |
Члены Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Жукова Е.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
на основании своего решения от 02 октября 2014 г. по делу N 08-21/52-14 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: следующего содержания: "Генвик - не потолки. Главпотолки! / glavpotolki.ru / ГлавПотолки-натяжные потолки от 100р/м2. Бесплатный мастер. Отзывы. Жми! / пн-вс 9:00-23:00 / +7 (495)646-16-85 / glavpotolki.ru /
м. Шаболовская", в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, предписывает:
1. ООО "ЛИДЕРГРУП" (место нахождения: 141205, Московская область, г. Пушкино, ул. Учинская, д. 20 А) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: исключить из рассматриваемой рекламы фразу "Генвик - не потолки. Главпотолки!", либо прекратить распространение указанной рекламы.
2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.
Председатель Комиссии |
С.Е. Муравьев |
Члены Комиссии
|
Д.Ю. Стрельников
Е.А. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 сентября 2014 г. N 08-21/52-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016