Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 6627-05 (опубликовано 25 октября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 10169/05-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы Медицинского центра "Рука Помощи", размещенной на внешней стене и на конструктивном элементе входной группы в здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью "Рука Помощи" (далее - ООО "Рука Помощи"), ОГРН 1117327003408, ИНН 7327061131, расположенного по адресу: 432018, г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, - генерального директора <Н_> (решение N 1 от 26.09.2011 единственного учредителя о создании ООО "Рука Помощи", паспорт), установила:
Ульяновским УФАС России определением от 25.09.2013 по факту распространения на внешней стене и на конструктивном элементе входной группы в здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, рекламы Медицинского центра "Рука Помощи" возбуждено дело N 10169/05-2013 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Рука Помощи". Рассмотрение дела назначено на 16.10.2013.
Генеральным директором ООО "Рука Помощи" на заседании Комиссии 16.10.2013, а также в письменных пояснениях общества (исх. от 10.10.2013, вх. N 8917 от 11.10.2013) сообщено, что изготовление и размещение рассматриваемой рекламы произведено обществом с ограниченной ответственностью "Три кита" (далее - ООО "Три кита"). Предупредительные надписи, необходимые в соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", в рассматриваемой рекламе отсутствуют по причине неосведомленности директора ООО "Рука Помощи" о требованиях указанного Федерального закона. В настоящее время реклама распространяется в неизменном виде, однако генеральным директором ООО "Рука Помощи" уже заказаны наклейки с предупредительными надписями, которые в скором времени будут размещены в нижней части рассматриваемой рекламы.
Исследовав материалы дела N 10169/05-2013, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости признать рекламу Медицинского центра "Рука Помощи", размещенную на внешней стене и на конструктивном элементе входной группы в здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России 24.03.2013 произведена фотосъёмка рекламы Медицинского центра "Рука Помощи", размещённой на рекламной конструкции, установленной на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2 (справа от входа), а также на конструктивном элементе входной группы (слева от входа) (служебная записка N 477 от 25.09.2013).
На рекламной конструкции, установленной на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2 (справа от входа), размещена реклама, которая имеет следующее содержание. В правой части рекламы выполнено фотографическое изображение молодой женщины в белом халате со стетоскопом на шее. На заднем плане изображены мужчина и женщина, склонившиеся над сидящей женщиной.
На указанное фотографическое изображение наложен фирменный логотип Медицинского центра "Рука Помощи".
В правой части рекламы шрифтом черного цвета выполнен текст следующего содержания:
- "консультации узких специалистов
- озонотерапия
- гирудотерапия
- иглорефлексотерапия
- услуги процедурного кабинета (в/в, в/м инъекции)
- массаж
- мануальная терапия".
Ниже шрифтом белого цвета выполнена надпись: "тел.: 62-01-02 Ул. Рябикова, 124 корпус 2".
На конструкции, установленной на входной группе в медицинский центр (слева от входа), размещена реклама следующего содержания. В верхней части рекламы в белой полосе выполнен фирменный логотип Медицинского центра "Рука Помощи", под которым проведена розовая полоса. Ниже на розовом фоне шрифтом белого цвета выполнен текст следующего содержания:
- "Криокамера (лечение холодом) (рядом с указанной фразой выполнено стилистическое изображение белых листьев, в одном из которых указано: "NEW!")
- Лечение заболеваний позвоночника и суставов
- Эффективная программа снижения веса
- Лечение медицинской пиявкой
- Лечение заболеваний кожи
- Косметология
- Услуги процедурного кабинета".
Какая-либо иная информация в рекламе отсутствует.
Деятельность Медицинского центра "Рука Помощи" осуществляет ООО "Рука Помощи".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
ООО "Рука Помощи" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-73-01-000713 от 05.03.2012, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области. Согласно приложению N 1 к указанной лицензии ООО "Рука Помощи" оказывает следующие работы и услуги: 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинскому массажу, сестринскому делу; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: мануальной терапии, неврологии, применению методов традиционной медицины, рефлексотерапии, терапии.
В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", медицинскую деятельность составляют, в том числе, работы (услуги) по косметологии, мануальной терапии и др.
Согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утверждённой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004, к простым медицинским услугам отнесены, в частности, лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапии, мануальная терапия) (код А 21), постановка пиявок (А 14.05.001), а к сложным и комплексным - услуги врача лечебно-диагностические (код В 01).
Учитывая изложенное, информация, размещенная на внешней стене и на конструктивном элементе входной группы в здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, доступная для обозрения неограниченному кругу лиц, привлекает внимание к Медицинскому центру "Рука Помощи", его медицинским услугам (объектам рекламирования). Информация в рассматриваемой рекламе направлена на формирование и поддержание интереса к медицинским услугам ООО "Рука Помощи" и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламой, объектами рекламирования в которой являются ООО "Рука Помощи", осуществляющее, согласно лицензии N ЛО-73-01-000713 от 05.03.2012, медицинскую деятельность, а также медицинские услуги, оказываемые обществом.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В ст. 24 Федерального закона "О рекламе" установлены специальные требования и ограничения к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения.
Таким образом, предупреждение, предусмотренное ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", необходимо в рекламе и в случае, когда объектом рекламирования является только лицо, оказывающее медицинские услуги, в данном случае, ООО "Рука Помощи".
Кроме того, в рекламе Медицинского центра "Рука Помощи" приводятся конкретные медицинские услуги.
Однако в указанной рекламе, в нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", предупредительная надпись о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов отсутствует.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 10169/05-2013 установлено, что Медицинский центр "Рука Помощи" осуществляет свою деятельность в помещении здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2. Нежилое помещение общей площадью 76,8 м? принадлежащее на праве собственности <Н_> (свидетельство о государственной регистрации права от 11.07.2011), по договору аренды передано в пользование ООО "Рука Помощи". Изготовлена и размещена рассматриваемая реклама ООО "Три кита" по заказу ООО "Рука помощи".
Следовательно, рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ООО "Рука Помощи".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу Медицинского центра "Рука Помощи", размещенную на внешней стене и на конструктивном элементе входной группы в здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Рука Помощи" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25.10.2013.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартова
ПРЕДПИСАНИЕ N 14
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
16.10.2013 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
на основании своего решения от 16.10.2013 по делу N 10169/05-2013 о признании рекламы Медицинского центра "Рука Помощи", размещенной на внешней стене и на конструктивном элементе входной группы в здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Рука Помощи", расположенному по адресу: 432018, г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу Медицинского центра "Рука Помощи", в которой отсутствует предупредительная надпись о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов, в соответствие с требованиями части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Рука Помощи", расположенному по адресу: 432018, г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 124, корп. 2, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 02.12.2013.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 6627-05 (опубликовано 25 октября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016