Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 30 июля 2015 г. N 5-05/119-2015
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
<_>
при участии:
со стороны государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по пензенской области":
<_> - представителя по доверенности от 29.07.2015 N 59/ТО/41-3133,
со стороны подателя жалобы - Страхового АО "ВСК" в лице Пензенского филиала:
<_> - представителя по доверенности от 29.07.2015 N 32,
рассмотрев жалобу Страхового АО "ВСК" в лице Пензенского филиала на действия аукционной комиссии государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" при проведении электронного аукциона "Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области - Воздухосборнике V-10" (извещение N 0355100004715000045 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 29.06.2015), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
23 июля 2015 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба Страхового АО "ВСК" в лице Пензенского филиала (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" (далее - Заказчик, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области) при проведении электронного аукциона "Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области - Воздухосборнике V-10" (извещение N 0355100004715000045 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 29.06.2015) (далее - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционной комиссией заказчика допущены нарушения Закона о контрактной системе, т.к. заявка победителя электронного аукциона - ОАО "АльфаСтрахование" подлежала отклонению от участия в закупке, в связи с тем, что расчет страховой премии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Представитель заявителя пояснил, что действия ОАО "АльфаСтрахование" нарушают нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 28.07.2015 N 59/ТО/41-3127, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
29.06.2015 заказчиком на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355100007415000045, а также документация о проведении электронного аукциона "Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области - Воздухосборнике V-10".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 22 000,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В контексте рассматриваемого электронного аукциона ценой контракта является страховая премия по договору на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (Воздухосборнике V-10 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с пунктом 21 раздела 5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 916 (далее - Правила обязательного страхования), страховая премия является платой за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в соответствии с условиями договора обязательного страхования.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон об обязательном страховании) страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона об обязательном страховании страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Также согласно разделу 4 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 N 808 (далее - Страховые тарифы), размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, определяется как произведение страховой суммы и страхового тарифа, полученного путем умножения базовой ставки страхового тарифа на значения коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта и коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших.
В соответствии с частями 6 - 8 статьи 7 Закона об обязательном страховании страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов.
Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:
1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.
Размер страховой суммы определяется статьей 6 Закона об обязательном страховании, а также разделом 4 Правил обязательного страхования, и зависит от типа опасного объекта. Общая классификация опасных объектов определяется частью 4 раздела 1 Правил обязательного страхования. При этом каждому типу опасного объекта соответствует конкретный базовый страховой тариф, определяемый Страховыми тарифами. В рассматриваемом случае страховая сумма составляет - 10 000 000,00 рублей, базовая ставка страхового тарифа - 0,22.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Пунктом 18 Приложения N 1 к документации об электронном аукционе определено, что начальная (максимальной) цена контракта составляет 22 000,00.
В то же время, в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе документация о закупке не содержит формулу цены и максимальное значение цены контракта.
Согласно части 9 статьи 7 Закона об обязательном страховании установлено, что при расчете страховой премии страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
Разделом 2 Страховых тарифов установлены интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта. Так на период с 01.01.2014 по 31.12.2015 интервал возможных значений - 0,7 - 1.
В соответствии с пунктом 4.2 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе при заключении контракта страхования страховая премия может быть изменена в связи с применением страховщиком дополнительного понижающего коэффициента, установленного в соответствии с пунктом 2 раздела 2 Страховых тарифов исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
Таким образом, страховщик имеет право применения при расчете размера страховой премии понижающих коэффициентов в установленных Законом пределах.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.07.2015 N 0355100007415000045-1 для участия в электронном аукционе было подано и допущено 3 заявки от участников закупки.
Из Протокола проведения электронного аукциона от 13.07.2015 N 0355100007415000045-2 следует, что предложение о цене контракта поступило только от одного участника закупки (заявка N 2) и составило 21 890, 00 рублей.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.07.2015 N 0355100007415000045-3 заявка N 2 (ОАО "АльфаСтрахование") признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе. На основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона об обязательном страховании страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков. Профессиональным объединением страховщиков является Национальный союз страховщиков ответственности (далее - НССО), действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.
НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта.
Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта утверждены Постановлением Президиума НССО от 14.12.2011 (в ред. от 18.12.2013).
Согласно пункту 1.2 указанные Правила распространяются на деятельность НССО и страховых организаций, являющихся его членами. Лица, обязанные применять такие Правила, за их невыполнение несут установленную данным документом ответственность.
При этом страхователи не являются членами НССО и, соответственно, не входят в круг лиц, на которые рассматриваемые Правила распространяют силу действия.
Более того, Правила НССО не являются нормативным правовым актом, соответственно, в рассматриваемой ситуации Заказчик руководствуется исключительно нормативно-правовыми актами, а именно, Законом об обязательном страховании, Правилами обязательного страхования, Страховыми тарифами и иными имеющими обязательную силу действия нормативными правовыми актами.
Учитывая, положения части 9 статьи 7 Закона об обязательном страховании, положения раздела 2 Страховых тарифов, а также нормы частей 6,7 статьи 69 Закона о контрактной системе Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии у аукционной комиссии заказчика оснований для отклонения заявки ОАО "АльфаСтрахование".
Следует отметить, что 24.07.2015 по итогам электронного аукциона между ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области и ОАО "АльфаСтрахование" заключен государственный контракт N 160 на сумму 18 700,00 рублей.
Таким образом, коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в рассматриваемом случае составляет 0,7.
Поскольку рассмотрение настоящей жалобы осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14, довод подателя жалобы о нарушении ОАО "АльфаСтрахование" Закона о защите конкуренции, не оценивается Комиссией Управления в связи с отсутствием соответствующих полномочий.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления считает жалобу Страхового АО "ВСК" на действия аукционной комиссии заказчика необоснованной.
В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления также установила следующее.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования, которые предъявляются к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, установлены Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
При этом услуги страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, являющиеся предметом электронного аукциона, не относятся к указанным выше услугам.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе установлены следующие дополнительные требования к участникам электронного аукциона:
- осуществление фактической страховой деятельности (получение страховых премий, выплата страховых возмещений) без отзыва и приостановления лицензии на осуществление страховой деятельности не менее 3 лет.
- наличие у Страховой компании не менее чем трехлетнего опыта страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов.
- наличие у Страховой компании текущего рейтинга надежности страховой компании - "А++" (присвоенный рейтинговым агентством "Эксперт РА") или текущего рейтинга надежности страховой компании - не ниже "ААА" (присвоенного рейтинговым агентством "Национальное рейтинговое агентство (НРА)).
В связи с тем, что по итогам электронного аукциона заключен государственный контракт от 24.07.2015 N 160, Комиссия Управления считает выдачу заказчику предписания нецелесообразным.
Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу Страхового ОАО "ВСК" в лице Пензенского филиала на действия аукционной комиссии государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" при проведении электронного аукциона "Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области - Воздухосборнике V-10" (извещение N 0355100004715000045 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 29.06.2015) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении должностному лицу Управления.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 30 июля 2015 г. N 5-05/119-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016