Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 4 августа 2015 г. N 76
Резолютивная часть решения оглашена "30" июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "04" августа 2015 года
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Черкашина Л.А. заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России
Члены Комиссии:
Гребенщиков М.А.- старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Талинская А.С. - государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Шипулина Ю.А. -специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
в присутствии:
от заявителя - гр. <_>
от АО "Липецкая городская энергетическая компания" <_> <_>
от Управления энергетики и тарифов Липецкой области - <_> <_>
от Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка- <_> <_>
от Управления имущественных и земельных отношений- <_> <_>
от ООО "Премьер" представитель не явился - извещен надлежащим образом,
рассмотрев дело N 76 по признакам нарушения АО "Липецкая городская энергетическая компания" (далее- АО "ЛГЭК") <_> части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Липецкого УФАС России 29.04.2015 года поступило заявление от гр. <_>(далее - заявитель) по вопросу неосуществления ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" (в настоящее время и далее- АО "ЛГЭК") технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <_> (далее -жилой дом), согласно заключенному договору N253/14 от 03.02.2014 г.
С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.
09.01.2014 г. в АО "ЛГЭК" от гр. <_> поступила заявка на технологическое присоединение к электрической сети энергопринимающего устройства жилого дома: расположенного по адресу: <_> максимальная мощность: 15 кВт, 3 категория надежности, уровень напряжения 380 В.
03.02.2014 г. между АО "ЛГЭК" и гр. <_> заключен договор N253/14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), а также выданы технические условия от 22.01.2014 г.
Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора.
В соответствии с п. 6 Договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению, указанных в технических условиях.
В связи с тем, что в установленный срок АО "ЛГЭК" не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома гр. <_> 29.04.2015 г. гр. <_> обратился в Липецкое УФАС России с соответствующим заявлением.
Приказом Липецкого УФАС от 28.05.2015 г. N150 было возбуждено дело N76 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением Липецкого УФАС от 28.05.2015 г. рассмотрение дела N76 было назначено на 11.06.2015 г.
Однако 11.06.2015 г. в ходе рассмотрения дела N76, Комиссия Липецкого УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела на 25.06.2015 г. с целью получения дополнительной информации и привлечения лиц, содействующих рассмотрению данного дела, а именно Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка; Управления энергетики и тарифов Липецкой области; ООО "Премьер"; Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
На заседании Комиссии Липецкого УФАС России проходившего 25.06.2015 г. было принято решение, что при отсутствии представителя ООО "Премьер" и получении от него дополнительной информации закончить рассмотрение дела N76 не представляется возможным и отложить рассмотрение дела на 30.07.2015 г.
16.07.2015 г. от ООО "Премьер" в Липецкое УФАС России была представлена информация согласно которой электроснабжение коттеджного поселка по ул. Ангарской в пос. Сырский Рудник планируется осуществлять посредством электрических сетей, построенных ООО "Премьер". В мае 2015 года завершено строительство кабельных и воздушных линий электроснабжения коттеджной застройки по ул. Ангарской. Право собственности на внутренние сети электроснабжения коттеджного поселка по ул. Ангарской за ООО "Премьер" не оформлено. ООО "Премьер" не является ни сетевой, ни электроснабжающей организацией, следовательно, электроснабжение вышеназванного поселка и дома N19 по пер. Чистый не осуществляет.
На заседании комиссии Липецкого УФАС России, проходившего 30.07.2015 г. представители АО "ЛГЭК" пояснили, что в коттеджном поселке по ул. Ангарская в пос. Сырский Рудник г. Липецка имеются сети как АО "ЛГЭК" так и сети ООО "Премьер". АО "ЛГЭК" смогло обеспечить электроэнергией несколько коттеджей, но для подключения других объектов к электросетям, в том числе жилого дома принадлежащего гр. <_> были обращения к арендатору земельного участка ООО "Премьер", чтобы проложить линии до жилого дома гр. <_> и осуществить технологическое присоединение (письмо АО "ЛГЭК" от 27.03.2015 г. о согласовании плана прохождения ВЛ-0,4 кВ). Но ООО "Премьер" письмом N48 от 27.04.2015 г. ответило сетевой организации отказом. На заседание Комиссии Липецкого УФАС России со стороны АО "ЛГЭК" было представлено письмо за N1749-25 от 29.06.2015 г. повторно направленное ООО "Премьер" с целью согласования плана прохождения ВЛ-0,4 кВ для электроснабжения жилого дома по адресу: <_>
Со стороны сетевой организации было также обращение в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (письмо N1522-25 от 08.06.2015 г.) с просьбой установления публичного сервитута в отношении земельного участка площадью 1482 кв.м ( части земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010501:151). Однако и со стороны Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области такого разрешения получено не было. Письмом N4137-06 от 10.06.2015 г. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области сообщило АО "ЛГЭК" о том, что земельный участок с кадастровым номером 48:20:0010501:151 предоставлен в аренду на срок более чем один год ООО "Премьер" соглашение об установлении сервитута, в соответствии с п.1 ст. 29.24 Земельного кодекса Российской Федерации заключает арендатор земельного участка.
Представители департамента градостроительства и архитектуры г. Липецка пояснили, что разрешение на строительство коттеджной застройки по ул. Ангарской в Советском округе г. Липецка от 06.03.2007 NRU48320000-64, выданное департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, предусматривающее строительство внутриплощадочных сетей инженерного обеспечения, утратило силу 01.02.2012. В связи с тем, что земельный участок, предоставленный для строительства коттеджной застройки ООО "Премьер", прошел процедуру межевания, для завершения строительства внутриквартальных сетей инженерного обеспечения необходимо получение разрешения на завершение строительства.
Представители Управления энергетики и тарифов Липецкой области пояснили, что в данной ситуации безусловная вина АО "ЛГЭК", как сетевой организации, взявшей, на себя обязательства по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Пунктом 16 Правил установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в п. 14 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что гр. <_> относится к заявителям, указанным в п. 14 Правил, а именно заявка подана в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт по 3 категории надежности, несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Сетевая организация, заключив с потребителем договор, возложила на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами сроки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16.3 Правил мероприятия по технологическому присоединению (в том числе в части урегулирование отношений с иными лицами) сетевая организация исполняет до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя. Следовательно, в случае, если объекты электросетевого хозяйства, к которым предполагается осуществить технологическое присоединение объектов заявителя, не находятся в собственности сетевой организации последняя обязана самостоятельно урегулировать отношения с третьими лицами.
В случае если сетевой организацией не получено согласие об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц, сетевая организация осуществляет технологическое присоединение минуя объекты третьих лиц.
В данном случае АО "ЛГЭК" бездействовало в вопросе урегулирования отношений с ООО "Премьер", урегулирование отношений с ООО "Премьер" носило формальный характер путем направления писем, при этом иные возможные способы воздействия (переговоры, путем обращения в суд) на третьих лиц со стороны сетевой организации не предпринимались.
Также сетевая организация, осознавая о сжатых сроках технологического присоединения не предприняла сразу же после заключения договора действия, направленные на урегулирование отношений с третьими лицами, а именно затянула сроки направления писем о согласовании плана прохождения ВЛ-0,4 кВ для электроснабжения жилого дома по адресу: <_> Более того данные письма были направлены по истечению срока исполнения договора (письма АО "ЛГЭК" N732-05 от 27.03.2015 г., N1749-25 от 29.06.2015 г.).
Каких- либо обращений со стороны АО "ЛГЭК" по вопросу установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010501:151 к ООО "Премьер" не было.
Доказательств подтверждающих, что сетевой организацией предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий договора в предусмотренные законом сроки представлено не было.
Таким образом, АО "ЛГЭК" в силу п. 3 Правил обязано было выполнить предусмотренные п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр. <_> в сроки, установленные п. 16 данных Правил.
На основании изложенного следует, что мероприятий по технологическому присоединению со стороны АО "ЛГЭК" не выполнены, что свидетельствует о нарушении предельного срока, установленного п.16 Правил. При этом из буквального содержания п.16 Правил следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев и в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер и изменению не подлежит. Оснований для продления либо увеличения указанного срока Правила N861 не содержат.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Федерального Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, АО "ЛГЭК" является субъектом естественной монополии, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого УФАС России N 79 от 01.04.2015 г. в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) передача электрической энергии, с долей более 50% в географических границах г. Липецка.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, невыполнение сетевой организацией мероприятий технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям в установленные п. 16 Правил срок, который не может превышать шесть месяцев, является или может явиться ущемлением интересов и законных прав гр. <_> как слабой стороны по отношению к сетевой организации, на своевременное подключение жилого дома к электрическим сетям.
В результате бездействия АО "ЛГЭК" гр. <_> не смог реализовать свое право на технологическое присоединение в срок, установленный законодательством, не имел возможности заключить договор с энергосбытовой компанией, поскольку не имел актов о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Более того, неосуществление АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению жилого дома заявителя в период с 04.08.2014 г. по 30.07.2015 делает невозможным пользование заявителем своим имуществом.
В действиях АО "ЛГЭК" усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению жилого дома, принадлежащего гр. <_> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил, в том числе в части не осуществления действий по урегулированию отношений с третьими лицами, предусмотренных п. 16.3 Правил.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать наличие нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях АО "ЛГЭК", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению жилого дома, принадлежащего гр. <_> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, в том числе в части неосуществления действий по урегулированию отношений с третьими лицами, предусмотренных п. 16.3 данных Правил.
2. Выдать АО "ЛГЭК" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для принятия решения о привлечении к административной ответственности за допущенное правонарушение по ст. 14.31 КоАП РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ N 76
"04" августа 2015 года город Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Черкашина Л.А. заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России
Члены Комиссии:
Гребенщиков М.А.- старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Талинская А.С. - государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Шипулина Ю.А.- специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "04" августа 2015 года по делу N 76 о нарушении АО "Липецкая городская энергетическая компания" (далее- АО "ЛГЭК") <_> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. АО "ЛГЭК" в срок до "01" сентября 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению жилого дома, принадлежащего гр. <_> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, в том числе в части неосуществления действий по урегулированию отношений с третьими лицами, предусмотренных п. 16.3 данных Правил, а именно устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению жилого дома принадлежащего гр. <_> к электрическим сетям.
АО "ЛГЭК" о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 4 августа 2015 г. N 76
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016