Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 18 ноября 2011 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: <_><_><_> рассмотрев, в присутствии представителя по доверенности (доверенность от 07.06.2011 г.) от ООО "Поколение NEXT" <_> материалы дела NР-182-11, возбужденного по обращению заявителя ООО "МедиаХолдинг Дело" (вх.N11740 от 23.09.2011 г.), а именно рекламу: "МЕХА "ГЛОРИЯ" г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00" с голосовым сопровождением: "Меха "Глория" г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность", размещенную 19 сентября 2011 года на телеканале "Нефтекамск ТВ" в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель - ООО "Поколение NEXT" установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России от 15.12.2006 N324) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
06.10.2011 г. возбуждено дело NР-182-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "Поколение NEXT".
Реклама: "МЕХА "ГЛОРИЯ" г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00" с голосовым сопровождением: "Меха "Глория" г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность", размещенная 19 сентября 2011 года на телеканале "Нефтекамск ТВ" в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель - ООО "Поколение NEXT" имеет признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
-реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данном случае в данной рекламе финансовых услуг отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспростарнитель.
Так же вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
-не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В данном случае в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения товара, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
20.10.2011 г. представитель ООО "Поколение NEXT" на рассмотрение дела NР-176-11 не явился. Почтовое отправление вернулось в управление с пометкой "Адресат по указанному адресу не проживает. Уточнить адрес".
02.11.2011 г. от представителя по доверенности (доверенность от 07.06.2011 г.) <_> поступили письменные объяснения (вх.N13969 от 02.112011г.) о том, что в данной рекламе банковские, страховые и иные финансовые услуги не рекламировались, смысл информации для потребителей рекламы в заблуждение не вводилось. Рекламировалось продажа верхней одежды, головных уборов в кредит.
Так же, были представлены копии следующих документов: чек N103501 от 19.09.2011 г; приходный кассовый ордер N79 от 19.09.2011 г; свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ NТУ 02-00061 от 06.11.2008 г; приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу N16к от 12.05.2009 г; эфирная справка; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц N4232 от 21.07.2011 г; эфирный диск.
02.11.2011 г. представителем по доверенности (доверенность от 07.06.2011 г.) от ООО "Поколение NEXT" <_> заявлено ходатайство (вх. N13968 от 02.11.2011 г.) об отложении рассмотрения дела N182-11, в связи с необходимостью предоставления документов. Ходатайство удовлетворено.
18.11.2011 г. на рассмотрении дела NР-182-11 представитель по доверенности (доверенность от 07.06.2011 г.) от ООО "Поколение NEXT" <_> поддержал свои объяснения, представленные в управление (вх.N13969 от 02.11.2011 г.) о том, что:
"Заявление ООО "МедиаХолдинг Дело" о нарушении ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы "Меха Глория" г.Киров со стороны ООО "Поколение NEXT" пологаю необоснованными. В данной рекламе банковские, страховые и иные финансовые услуги не рекламировались, смысл информации был понятен, потребителей рекламы в заблуждение не вводились. Рекламировалась продажа верхней одежды, головных уборов в кредит. Статья 488 Гражданского кодекса РФ предусматривает продажу товаров в кредит, что не означает представление банковских, страховых и иных финансовых услуг. вышеуказанные услуги регулируются другими главами ГК РФ"
Анализ представленных материалов дела NР-182-11 показал, что реклама: "МЕХА "ГЛОРИЯ" г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00" с голосовым сопровождением: "Меха "Глория" г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность", размещенная 19 сентября 2011 года на телеканале "Нефтекамск ТВ" в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель - ООО "Поколение NEXT" нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
-реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспростарнитель.
Текст данной рекламы свидетельствует о распространении обществом помимо рекламы товара и организации, реализующей указанный товар, так и рекламу финансовых услуг - "кредита", представляемого в связи с покупкой указанного товара. Поскольку в указанной рекламе продажи меховых изделий (верхней одежды и головных уборов) указана финансовая услуга - "кредит", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредитная организация. Также, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности". Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности", а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств" Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 N03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
В данном случае данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, так как не указано лицо, предоставляющее кредит.
В связи с возбуждением отдельного дела в отношении рекламодателя данной рекламы по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" производство по делу в отношении рекламораспростарнителя (по части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе") исключить.
В настоящее время данная реклама не размещается на телеканале "Нефтекамск ТВ" так как выставка, указанная в рекламе проходила с 19 по 20 сентября в Филармонии города Нефтекамска.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 18.11.2011 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "МЕХА "ГЛОРИЯ" г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00" с голосовым сопровождением: "Меха "Глория" г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность", размещенную 19 сентября 2011 года на телеканале "Нефтекамск ТВ" в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель - ООО "Поколение NEXT", так как данная реклама нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 21.11.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 ноября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016