Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-3/7851 (опубликовано 28 ноября 2011 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 25 ноября 2011 года
N 05-3/7851
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии <_> рассмотрев дело N АО 55-09/11 по признакам нарушения Администрацией муниципального района "Троицко-Печорский", место нахождения: Республика Коми, район Троицко-Печорский, поселок Троицко-Печорск, улица Ленина, дом 2, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20, пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила: установила:
1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции, части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, в редакции, действующей с 23.08.2009, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - Администрация МР "Троицко-Печорский"), место нахождения: Республика Коми, район Троицко-Печорский, поселок Троицко-Печорск, улица Ленина, дом 2.
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Северная транспортная компания" (далее - ООО "Северная транспортная компания"), место нахождения: Республика Коми, района Троицко-Печорский, поселок Троицко-Печорск, улица Портовая, дом 15.
Администрация муниципального района в силу части 1 статьи 32 Устава МР "Троицко-Печорский", принятого Советом МР "Троицко-Печорский" 23.01.2006 (далее - Устав МР "Троицко-Печорский") - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
Администрацией муниципального района на принципах единоначалия руководит руководитель администрации муниципального района.
Руководитель администрации муниципального района в силу части 2 статьи 33 Устава МР "Троицко-Печорский" в пределах собственных полномочий:
-издает в пределах своих полномочий правовые акты администрации муниципального района;
-формирует администрацию муниципального района, утверждает положения о структурных подразделениях администрации и руководит их деятельностью;
-заключает договоры и соглашения с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределах своей компетенции.
2. Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, установлено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, предусмотрено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социальной защиты населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.
Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.
Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. Данной нормой установлен перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.07.2009 установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
7) для размещения объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном главой 5 Закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, вступившим в силу с 23.08.2009, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
3. Между Администрацией МР "Троицко-Печорский" (далее - арендодатель) и ООО "Северная транспортная компания" (далее - арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества от 29.01.2010 (далее - договор аренды), по которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное движимое имущество - автомобили: ПАЗ 3205S, идентификационный номер Х1М32050S10009889; ПАЗ 32050R, идентификационный номер Х1М32050RX002046; ПАЗ 32050R, идентификационный номер X1M32050R10007441 (далее - муниципальное движимое имущество), на срок с 29.01.2010 по 27.01.2011.
По акту приема-передачи от 29.01.2010 к договору аренды муниципальное движимое имущество передано Администрацией МР "Троицко-Печорский" и принято ООО "Северная транспортная компания".
Передача в аренду муниципального движимого имущества осуществлена после вступления в силу Закона о защите конкуренции, после вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Арендатор является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Предоставление в аренду муниципального движимого имущества должно было осуществляться либо с предварительного согласия антимонопольного органа в порядке части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, в соответствии с целями, установленными частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, либо по результатам торгов на основании пункта 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.07.2009.
Заключение договора аренды в отношении муниципального движимого имущества должно было осуществляться по результатам открытых торгов в порядке части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.07.2009.
Передача в аренду ООО "Северная транспортная компания" муниципального движимого имущества осуществлена не по результатам торгов.
Заключение договора аренды осуществлено не по результатам торгов.
Передача в адрес ООО "Северная транспортная компания" муниципального движимого имущества на основании договора аренды без проведения торгов явилась предоставлением ООО "Северная транспортная компания" преимущества, обеспечивающего соответствующему хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на товарных рынках видов деятельности, осуществляемых с использованием муниципального движимого имущества, в МР "Троицко-Печорский", участником которых является данный хозяйствующий субъект, и соответственно, явилась предоставлением ООО "Северная транспортная компания" муниципальной преференции в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.
Заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Северная транспортная компания" Администрацией МР "Троицко-Печорский" в антимонопольный орган не подано.
Соответственно, предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции не получено.
В действиях Администрации МР "Троицко-Печорский" в виде предоставления муниципальной преференции ООО "Северная транспортная компания" без предварительного согласия антимонопольного органа имеются признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.
В бездействии Администрации МР "Троицко-Печорский" в виде ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Северная транспортная компания" имеются признаки нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.
В действиях Администрации МР "Троицко-Печорский" в виде заключения договора аренды с ООО "Северная транспортная компания" без проведения открытых торгов имеются признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.07.2009.
В действиях Администрации МР "Троицко-Печорский" в виде нарушения порядка предоставления муниципальной преференции ООО "Северная транспортная компания" имеются признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Между Администрацией МР "Троицко-Печорский" (далее - арендодатель) и ООО "Северная транспортная компания" (далее - арендатор) заключено дополнительное соглашение от 07.12.2010 к договору аренды на муниципальное имущество (далее - дополнительное соглашение к договору аренды), по которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное движимое имущество - автомобили: ПАЗ 3205S, идентификационный номер Х1М32050S10009889; ПАЗ 32050R, идентификационный номер Х1М32050RX002046; ПАЗ 32050R, идентификационный номер X1M32050R10007441 (далее - муниципальное движимое имущество), на срок с 28.01.2011 по 21.12.2012.
Передача в аренду муниципального движимого имущества по дополнительному соглашению к договору аренды осуществлена после вступления в силу Закона о защите конкуренции, после вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Арендатор является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Предоставление в аренду муниципального движимого имущества по дополнительному соглашению к договору аренды должно было осуществляться либо с предварительного согласия антимонопольного органа в порядке части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, в соответствии с целями, установленными частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, либо по результатам торгов на основании пункта 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей 23.08.2009.
Заключение дополнительного соглашения к договору аренды в отношении муниципального движимого имущества должно было осуществляться по результатам открытых торгов в порядке статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.07.2009.
Передача в аренду муниципального движимого имущества по дополнительному соглашению к договору аренды осуществлена не по результатам торгов.
Заключение дополнительного соглашения к договору аренды осуществлено не по результатам торгов.
Передача ООО "Северная транспортная компания" муниципального движимого имущества в аренду на основании дополнительного соглашения к договору аренды явилась предоставлением ООО "Северная транспортная компания" преимущества, которое обеспечивало соответствующему хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на товарных рынках видов деятельности, осуществляемых с использованием муниципального движимого имущества, в МР "Троицко-Печорский", участником которых является данный хозяйствующий субъект, и соответственно, явилась предоставлением ООО "Северная транспортная компания" муниципальной преференции в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.
Заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Северная транспортная компания" Администрацией МР "Троицко-Печорский" в антимонопольный орган не подано.
Соответственно, предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции не получено.
В действиях Администрации МР "Троицко-Печорский" в виде предоставления муниципальной преференции ООО "Северная транспортная компания" без предварительного согласия антимонопольного органа имеются признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.
В бездействии Администрации МР "Троицко-Печорский" в виде ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Северная транспортная компания" имеются признаки нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.
В действиях Администрации МР "Троицко-Печорский" в виде заключения договора аренды с ООО "Северная транспортная компания" без проведения открытых торгов имеются признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.07.2009.
В действиях Администрации МР "Троицко-Печорский" в виде нарушения порядка предоставления муниципальной преференции имеются признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать Администрацию МР "Троицко-Печорский" нарушившей:
-часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, в редакции, действующей с 23.07.2009, в части действий виде предоставления ООО "Северная транспортная компания" муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа;
-часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, в части бездействия в виде ненаправления в антимонопольный орган заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Северная транспортная компания";
-часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, действующей с 23.07.2009, в части действий виде заключения с ООО "Северная транспортная компания" в отношении муниципального движимого имущества договора аренды, дополнительного соглашения к договору аренды на муниципальное имущество без проведения торгов;
-пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде нарушения установленного порядка предоставления ООО "Северная транспортная компания" муниципальной преференции.
2. Выдать Администрации МР "Троицко-Печорский" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем принятии мер по возврату от ООО "Северная транспортная компания" муниципального движимого имущества.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
ПРЕДПИСАНИЕ
25 ноября 2011 года
N 05-03/7851
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии <_> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 25 ноября 2011 года по делу N АО 55-09/11 о нарушении Администрацией муниципального района "Троицко-Печорский", место нахождения: Республика Коми, район Троицко-Печорский, поселок Троицко-Печорск, улица Ленина, дом 2, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20, пункта 7 части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции предписывает:
1. Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" в срок до 16.12.2011 прекратить нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату от общества с ограниченной ответственностью "Северная транспортная компания" находящегося в собственности муниципального района "Троицко-Печорский" движимого имущества - автомобилей: ПАЗ 3205S, идентификационный номер Х1М32050S10009889; ПАЗ 32050R, идентификационный номер Х1М32050RX002046; ПАЗ 32050R, идентификационный номер X1M32050R10007441.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-3/7851 (опубликовано 28 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016