Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 28 октября 2013 г. N 47
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Никитин С.И. -руководитель Ставропольского УФАС России;
Члены комиссии:
Радченко П.И. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Волошина О.В. - специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Рассмотрев дело N47 возбужденное по признакам нарушения администрацией города Пятигорска Ставропольского края (<__>) части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <__> с жалобой на действия администрации города Пятигорска Ставропольского края, а именно на неправомерный отказ в выдаче Градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвержденного Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27.09.2012 г. N3893 для предоставления муниципальной услуги необходимы следующие документы:
1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка;
2) инженерно-топографическую съемку земельного участка и прилегающей территории М 1500 давностью не более 2-х лет, выполняется организацией, имеющей право заниматься геодезической деятельностью;
3) технический или кадастровый паспорт объекта капитального строительства, выполненный органом государственного кадастрового учета объектов недвижимости или государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;
4) чертеж градостроительного плана земельного участка, выполняется проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые указывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
5) технические условия подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выдаются организациями осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.9.2 Административного регламента <__> было отказано в выдаче ГПЗУ, в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Анализ Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвержденного Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27.09.2012 г. N3893 показал, что в силу включения требований о предоставлении документов для предоставления муниципальной услуги - в данном случае выдача Градостроительного плана земельного участка, имеется возможность ограничения, устранения конкуренции, а так же является дополнительным административным барьером при осуществлении деятельности, как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц.
Таким образом, в действиях администрации г. Пятигорска усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" - выразившиеся во включении в Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвержденного Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27.09.2012 г. N389 п. 2.6.1 раздела 2.6, нарушающего антимонопольное законодательство.
В связи с чем, в отношении администрации г. Пятигорска было возбуждено дело N47, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 11 октября 2013 г. рассмотрение дела N47 было назначено на 28 октября 2013 г. на 14 ч. 30 мин.
На рассмотрение дела, представители администрации города Пятигорска не явились. Из письменных пояснений администрации г. Пятигорска видно, что в ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ указан перечень необходимой информации, в том числе и информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, отображаемой в составе градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", запрос органа местного самоуправления о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать сведения о необходимых видах ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, информацию о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки, сроке о планируемом вводе в эксплуатацию.
Кроме этого, в полномочия органов местного самоуправления не входят работы по подготовке документов. Получить от различных организаций документы и материалы не представляется возможным, так как организации, осуществляющие подготовку документов, не входят в систему государственных и муниципальных органов власти.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации города Пятигорска нарушения требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <__> с жалобой на действия администрации города Пятигорска Ставропольского края, а именно на неправомерный отказ в выдаче Градостроительного плана земельного участка.
В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения обращения Управлением был сделан запрос в администрацию города Пятигорска Ставропольского края.
Проанализировав имеющуюся информацию управлением было установлено:
<__> обратился в администрацию города Пятигорска с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ) для получения разрешения на ИЖС на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности и расположенном по адресу: г. Пятигорск, пос. Горячеводск, ул. <__>
Администрация г. Пятигорска отказала <__> в выдаче ГПЗУ, ссылаясь на пункт 2.9.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвержденного Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27.09.2012 г. N3893, который содержит перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно не предоставление документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента.
Согласно пункту 2.6.1 Регламента для возможности оказания вышеуказанной муниципальной услуги необходимы следующие документы:
1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка;
2) инженерно-топографическую съемку земельного участка и прилегающей территории М 1500 давностью не более 2-х лет, выполняется организацией, имеющей право заниматься геодезической деятельностью;
3) технический или кадастровый паспорт объекта капитального строительства, выполненный органом государственного кадастрового учета объектов недвижимости или государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;
4) чертеж градостроительного плана земельного участка, выполняется проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые указывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
5) технические условия подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выдаются организациями осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
Требования вышеуказанного Постановления противоречат федеральному законодательству по следующим причинам:
В соответствии части 1, 2 Статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) Градостроительного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, которые регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Ставропольским УФАС России неоднократно запрашивались у администрации г. Пятигорска доказательства, подтверждающие истребование необходимых документов и информации, предусмотренной в п.2.6.1 Регламента, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов. Таких доказательств представлено не было.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Данная позиция подтверждается так же имеющийся судебной практикой, в том числе Решением Верховного суда РФ от 14.05.2012 г. NАКПИ12-290.
Таким образом, предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги, является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
В соответствии с вышеизложенным, администрацией города Пятигорска были нарушены нормы антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся во включении в Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвержденного Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27.09.2012 г. N389 пункты, нарушающие антимонопольное законодательство, а именно из раздела 2.6 пункта 2.6.1 подпункты 2, 3, 4, 5.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать администрацию города Пятигорска Ставропольского края нарушившим нормы антимонопольного законодательства, а именно требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось во включении в Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвержденного Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 27.09.2012 г. N389 пункты, нарушающие антимонопольное законодательство, а именно из раздела 2.6 пункта 2.6.1 подпункты 2, 3, 4, 5, не предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг и находящихся в распоряжении иных органов и организаций в предоставлении государственных или муниципальных услуг, требований о предоставлении заявителями документов для выдачи градостроительного плана земельного участка.
2. Выдать предписание об исключении из Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства" пункты, нарушающие антимонопольное законодательство, а именно из раздела 2.6 пункта 2.6.1 подпункты 2, 3, 4, 5.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 октября 2013 г. N 47
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016