Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 17 июля 2015 г. N 05-04.1/99-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
^_^,
в отсутствие:
^_^,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омск1" (далее - ООО "Омск1", Заявитель) на действия бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония" (далее - БУК "Омская филармония", Учреждение, Заказчик, Ответчик) по проведению запроса котировок на оказание услуг по размещению информационного материала (извещение о проведении закупки N 31502511087 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - запрос котировок, закупка N 31502511087),
в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,
при участии представителей Ответчика - ^_^ (доверенность от 07.04.2015 N 01-18/172, личность удостоверена паспортом), ^_^ (доверенность от 12.01.2015 N 01-18/13, личность удостоверена паспортом), установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 09.07.2015 N 6433), который считает, что Заказчиком при проведении запроса котировок были нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.
Согласно извещению о закупке N 31502511087 в качестве формы подачи котировочных заявок указано следующее: "котировочная заявка должна быть составлена в письменной форме согласно приложению N1 к извещению, заверена подписью уполномоченного представителя участника закупки и предоставлена Заказчику на бумажном носителе или в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Однако в соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Котировочная заявка ООО "Омск1" на участие в закупке N 31502511087 была подана в запечатанном не просвечиваемом конверте 07.07.2015 в 9:15 часов. Заявку приняла представитель БУК "Омская филармония" ^_^, при этом указав, что заявки на участие в запросе котировок принимаются без конвертов.
На заседании единой комиссии Заказчика по рассмотрению и оценке заявок на участие в запросе котировок, которое состоялось 08.07.2015 в 10:15 часов, котировочные заявки были представлены в следующем виде: вынутыми из конвертов и сложенными по порядку предоставления в папку-скоросшиватель. Таким образом, как указывает Заявитель, заявка ООО "Омск1" была распакована и вынута из конверта до начала работы комиссии, что в свою очередь является прямым нарушением Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в процессе заседания единой комиссии Заказчика не велась аудио, фото и видеосъемка, что противоречит пункту 5 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Согласно вышеупомянутой норме заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.
В связи с изложенным, Заявитель просит провести проверку действий БУК "Омская филармония" при организации и проведении закупки N 31502511087. В случае установления неправомерности действий БУК "Омская филармония" при проведении закупки 31502511087 - аннулировать запрос котировок.
2. На основании запроса Омского УФАС России (исх. от 14.07.2015 N 05-6679) Ответчиком представлены надлежащим образом заверенные копии:
- Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония", утвержденного 26.12.2014 Министром культуры Омской области ^_^ (далее - Положение о закупках БУК "Омская филармония");
- извещения о проведении запроса котировок (с приложением);
- журнала регистрации заявок на участие в запросе котировок;
- заявок участников запроса котировок - ООО "Омск1", индивидуального предпринимателя ^_^ (ИП ^_^), общества с ограниченной ответственностью "Руси" (далее - ООО "Руси"), общества с ограниченной ответственностью "Компаньон-Маркетинг" (далее - ООО "Компаньон-Маркетинг");
- протокола от 08.07.2015 N 1.
А также на обозрение Комиссии были представлены оригиналы котировочных заявок ООО "Омск1", ИП ^_^, ООО "Руси", ООО "Компаньон-Маркетинг".
На заседании Комиссии 17.07.2015 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям БУК "Омская филармония" на жалобу ООО "Омск1" (вх. Омского УФАС России от 15.07.2015 N 6594), отметив следующее.
В соответствии со статьей 15 Закона о контрактной системе, при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
В соответствии с вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе, Учреждением было разработано Положение о закупках БУК "Омская филармония".
Таким образом, Учреждение получило право в 2015 году проводить закупочную деятельность в рамках Закона о закупках и Положения о закупках БУК "Омская филармония".
В соответствии с разделом 5 Положения о закупках БУК "Омская филармония" Учреждение вправе осуществлять закупки путем проведения торгов (открытого конкурса, открытого аукциона) и запроса цен и предложений (котировок). Запрос котировок является конкурентным способом закупки, который представляет собой приглашение неограниченному кругу лиц делать предложения Заказчику о продаже продукции, указанной в извещении о проведении запроса цен.
Согласно пункту 8.8 раздела 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония", котировочная заявка подается участником закупки Заказчику в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
Согласно содержанию извещения о закупке N 31502511087, котировочная заявка должна быть составлена в письменной форме согласно приложению N 1 к извещению, заверена подписью уполномоченного представителя участника закупки и предоставлена Заказчику на бумажном носителе или в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Срок подачи котировочных заявок, согласно извещению о закупке, с момента размещения извещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) до 16:00 часов 07.07.2015 (время Омское). Время подачи котировочных заявок с понедельника по четверг с 09:00 до 16:00 часов, в пятницу - с 09:00 до 15:00 часов (время Омское), кроме выходных (суббота, воскресенье) и праздничных дней.
Требования о подаче котировочной заявки в запечатанном конверте Положением о закупках БУК "Омская филармония", извещением о закупке N 31502511087 не установлено.
Кроме того, Положением о закупках БУК "Омская филармония" предусмотрена процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, по результатам которой составляется соответствующий протокол. Процедура вскрытия конвертов, равно как и аудио, видеозапись процедур, проводимых в рамках запроса котировок, Положением о закупках БУК "Омская филармония" не предусмотрена.
На основании изложенного, представитель Ответчика считает доводы, приведенные в жалобе ООО "Омск1" несостоятельными, поскольку в содержании жалобы присутствуют ссылки на нарушение норм Закона о контрактной системе, а закупка N 31502511087 осуществлялась Учреждением в рамках Закона о закупках, в соответствии с Положением о закупах БУК "Омская филармония". Действие Закона о контрактной системе не распространяется на закупки, проводимые Заказчиками в рамках Закона о закупках.
3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Комиссией установлено, что 29.06.2015 в единой информационной системе Учреждение разместило извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по размещению информационного материала, включающего 3 приложения: форму котировочной заявки, расчет начальной (максимальной) цены договора, проекта договора возмездного оказания услуг (извещение N 31502511087).
Как следует из представленных документов прием заявок на участие в запросе котировок осуществлялся Заказчиком с момента размещения извещения (29.06.2015) по 07.07.2015. Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 08.07.2015 по адресу: г. Омск, ул. Партизанская, д. 4, кабинет 301. Начальная (максимальная) цена договора 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с протоколом от 08.07.2015 N 1 до окончания срока подачи заявок - 16:00 час. 07.07.2015, поступило 4 заявки на участие в закупке N 31502511087:
- ИП ^_^, предлагаемая цена контракта - 91 119,60 (девяносто одна тысяча сто девятнадцать) рублей 60 копеек;
- ООО "Омск1", предлагаемая цена контракта - 88 000 (восемьдесят восемь тысяч) рублей;
- ООО "Руси", предлагаемая цена контракта - 85 300 (восемьдесят пять тысяч триста) рублей;
- ООО "Компаньон-Маркетинг", предлагаемая цена контракта - 86 000 (восемьдесят шесть тысяч) рублей.
По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в закупке N 31502511087 заявки ООО "Омск1", ООО "Руси", ООО "Компаньон-Маркетинг" признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок; заявка ИП ^_^ была отклонена в связи с тем, что в содержании заявки отсутствует адрес места жительства физического лица. Победителем запроса котировок признано ООО "Руси", котировочная заявка которого содержит лучшие условия по цене договора.
По состоянию на 17.07.2015 договор с победителем закупки N 31502511087 не заключен.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
4.1. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения в своей деятельности при осуществлении закупок должны руководствоваться Законом о контрактной системе, который в отдельных случаях дает возможность проводить закупки в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствующем году с соблюдением требований Закона о закупках:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
26.12.2014 Министром культуры Омской области было утверждено Положение о закупках БУК "Омская филармония".
29.12.2014 Положение о закупках БУК "Омская филармония" было размещено в единой информационной системе.
Вместе с тем, согласно извещению о закупке N 31502511087 в качестве источников финансирования заказа выступают средства, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности.
Таким образом, Учреждение вправе осуществлять в 2015 году закупочную деятельность с соблюдением требований Закона о закупках и Положения о закупках БУК "Омская филармония". Комиссией не может быть принят во внимание довод Заявителя о том, что Заказчиком при проведении запроса котировок были нарушены положения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о закупках БУК "Омская филармония" закупка товаров, работ, услуг может осуществляться, в том числе, путем проведения запроса котировок.
В разделе 9 Положения закупках БУК "Омская филармония" установлен порядок закупки указанным способом.
Согласно пункту 8.8 раздела 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" котировочная заявка подается участником размещения заказа Заказчику в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с пунктом 8.12 раздела 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" победителем запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
Согласно извещению о закупке N 31502511087:
- дата и время окончания подачи заявок - 07.07.2015 в 16:00 часов;
- дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок - 08.07.2015 в 10:15 часов;
- котировочная заявка должна быть составлена в письменной форме согласно приложению N 1 к извещению, заверена подписью уполномоченного представителя участника закупки и предоставлена Заказчику на бумажном носителе или в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Требования о подаче котировочной заявки в запечатанном конверте Положением о закупках БУК "Омская филармония", извещением о закупке N 31502511087 не установлено.
Кроме того, Положением о закупках БУК "Омская филармония" предусмотрена процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, по результатам которой составляется соответствующий протокол (пункт 8.13 Положения о закупках БУК "Омская филармония"). Процедура вскрытия конвертов, равно как и аудио, видеозапись процедур, проводимых рамках запроса котировок, Положением о закупках БУК "Омская филармония" не предусмотрена.
Вместе с тем, нарушений порядка, сроков подачи и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок, порядка определения победителя запроса котировок Комиссией не установлены. Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания БУК "Омская филармония" по указанным Заявителем в жалобе основаниям.
4.2. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.7 раздела 4 Положения о закупках БУК "Омская филармония" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке БУК "Омская филармония", в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В разделе 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" установлен порядок проведения закупки форме запроса котировок.
Согласно пункту 9.1 раздела 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" заказчик обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект договора, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.
В силу части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Извещение о закупке N 31502511087 включает 3 приложения: форму котировочной заявки, расчет начальной (максимальной) цены договора, проекта договора возмездного оказания услуг. Иных документов документация о закупке N 31502511087 не содержит.
При анализе документации о закупке N 31502511087 Комиссией установлено, что БУК "Омская филармония" в нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке N 31502511087 не указан порядок предоставления разъяснений положений документации.
Вместе с тем, Комиссией не установлен факт не предоставления БУК "Омская филармония" разъяснений положений документации о проведении запроса котировок, права и законные интересы участников запроса котировок в части предоставления разъяснений положений документации не нарушены.
В разделе 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" Заказчиком допущена некорректная нумерация, а именно: после пункта 9.4 следуют пункты 8.5, 8.6 и далее до пункта 8.18, пункты с номерами 8.5 и 8.6 присутствуют как в разделе 8, так и в разделе 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония".
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
17.07.2015 Комиссией Омского УФАС России на основании решения N 05-04.1/101-15 вынесено предписание БУК "Омская филармония" о принятии мер по недопущению нарушения требований пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках: о необходимости указания в документации о проведении запроса котировок порядка предоставления разъяснений положений документации о проведении запроса котировок.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи еще одного предписания БУК "Омская филармония" в отношении указанного запроса котировок.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омск1" на действия бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония" по проведению запроса котировок на оказание услуг по размещению информационного материала (извещение о проведении закупки N 31502511087 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
2. Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований его выдачи.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 июля 2015 г. N 05-04.1/99-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016