Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 17 июля 2015 г. N 05-04.1/101-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
< _ >
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компаньон-Маркетинг" (далее - ООО "Компаньон-Маркетинг", Заявитель) на действия бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония" (далее - Заказчик, БУК "Омская филармония", Учреждение) по проведению запроса котировок на оказание услуг по размещению информационного материала (извещение о проведении запроса котировок N 31502511087, размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") (далее - Запрос котировок, Закупка),
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,
в присутствии представителей Ответчика:
- < _ > установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО "Компаньон-Маркетинг" (вх. от 13.07.2015 N 6482) на действия Заказчика, котировочной комиссии по проведению Запроса котировок.
Заявитель, участник Запроса котировок, считает, что Заказчиком при проведении Запроса котировок были нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:
Согласно части 7 статьи 74 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. Таким образом, законодатель определяет, что окончание срока подачи заявок совпадает с началом вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Однако в нарушение названного положения, заявки принимались до 16:00 часов 07.07.2015, а рассмотрение котировочных заявок и подведение итогов осуществлялось в 10:15 часов 08.07.2015.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе, заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок. По смыслу части 4 указанной статьи, заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
В то же время, котировочная комиссия, Заказчик нарушили вышеназванные требования Закона о контрактной системе, так как при сдаче заявок в запечатанных конвертах, конверты вскрывались членом котировочной комиссии Ореховой Т.А., заявки из них изымались, оригиналы котировочных заявок ксерокопировались и оставались у Заказчика, а вскрытые конверты, копии заявок с отметкой о дате, времени получения и подписью Ореховой Т.А. отдавались участникам Закупки. Подобными действиями нарушается принцип обеспечения конкуретности закупок и принцип единства контрактной системы в сфере закупок.
На основании изложенного, Заявитель просит:
- Провести проверку действий Заказчика, котировочной комиссии; содержания закупочной документации;
- Признать действия Заказчика, котировочной комиссии нарушающими нормы Закона о контрактной системе;
- Выдать предписание об устранении нарушений при проведении Закупки, в том числе аннулировать решение о признании победителя Запроса котировок.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 15.07.2015 N 05-6718 Ответчиком 15.07.2015 (вх. Омского УФАС России от 15.07.2015 N 6594) представлены возражения на жалобу Заявителя, согласно которым Ответчик с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.
В соответствии со статьей 15 Закона о контрактной системе, при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
В соответствии с вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе, учреждением было разработано Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония", которое утверждено Министром культуры Омской области 26.12.2014 и размещено на официальном сайте для размещения заказов www.zakupki.gov.ru (далее - Положение о закупках) 29.12.2014.
Таким образом, учреждение получило право в 2015 году проводить закупочную деятельность в рамках Закона о закупках и Положения о закупках.
В соответствии с разделом 5 Положения о закупках учреждение вправе осуществлять закупки путем проведения торгов (открытого конкурса, открытого аукциона) и запроса цен и предложений (котировок). Запрос котировок является конкурентным способом закупки, который представляет собой приглашение неограниченному кругу лиц делать предложения Заказчику о продаже продукции, указанной в извещении о проведении запроса цен.
Согласно пункту 8.8 раздела 9 Положения о закупках, котировочная заявка подается участником закупки Заказчику в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
Согласно содержанию извещения о закупке, котировочная заявка должна быть составлена в письменной форме согласно приложению N 1 к извещению, заверена подписью уполномоченного представителя участника закупки и предоставлена Заказчику на бумажном носителе или в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Срок подачи котировочных заявок, согласно извещению о закупке, с момента размещения извещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) до 16:00 часов 07.07.2015 (время Омское). Время подачи котировочных заявок с понедельника по четверг с 09:00 до 16:00 часов, в пятницу - с 09:00 до 15:00 часов (время Омское), кроме выходных (суббота, воскресенье) и праздничных дней.
Требования о подаче котировочной заявки в запечатанном конверте Положением о закупках, извещением о Закупке не установлено.
Кроме того, Положением о закупках предусмотрена процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, по результатам которой составляется соответствующий протокол. Процедура вскрытия конвертов, равно как и аудио, видеозапись процедур, проводимых в рамках запроса котировок, Положением о закупках не предусмотрена.
На основании изложенного, Ответчик считает доводы, приведенные в жалобе несостоятельными, поскольку в содержании жалобы присутствуют ссылки на нарушение норм Закона о контрактной системе, а Закупка учреждением осуществлялась в рамках Закона о закупках, в соответствии с Положением о закупах. Действие Закона о контрактной системе не распространяется на закупки, проводимые Заказчиками в рамках Закона о закупках.
В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 15.07.2015 N 05-6718 Ответчиком 15.07.2015 (вх. Омского УФАС России от 15.07.2015 N 6594) представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе:
- извещения о проведении Запроса котировок;
- Положения о закупках;
- журнала регистрации заявок на участие в Закупке;
- заявок на участие в Закупке;
- протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 08.07.2015 N 1.
На заседании Комиссии 17.07.2015 представитель Ответчика с доводами жалобы ООО "Компаньон-Маркетинг" не согласилась и высказалась согласно представленным БУК "Омская филармония" возражениям и дополнительно пояснила, что по результатам проведенной Закупки договор с победителем Закупки не заключен, Заявитель за разъяснением положений документации о Закупке не обращался.
3. Из представленных материалов и информации следует, что 29.06.2015 БУК "Омская филармония" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" было размещено извещение N 31502511087 о проведении Запроса котировок, включающего 3 приложения: форму котировочной заявки, расчет начальной (максимальной) цены договора, проекта договора возмездного оказания услуг.
Способ размещения закупки: запрос котировок.
Дата и время окончания подачи заявок 07.07.2015 в 16:00 час.
Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 08.07.2015 в 10:15 час.
Начальная (максимальная) цена договора 100 000 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 08.07.2015 N 1 до окончания срока подачи заявок - 16:00 час. 07.07.2015, поступило 4 заявки на участие в Закупке:
- N 1 ИП Савченко О.В., 02.07.2015 в 09:50 час., предлагаемая цена контракта - 91 119,60 руб.;
- N 2 ООО "Омск1", 07.07.2015 в 09:15 час., предлагаемая цена контракта - 88 000,00 руб.;
- N 3 ООО "Руси", 07.07.2015 в 10:40 час., предлагаемая цена контракта - 85 300,00 руб.;
- N 4 ООО "Компаньон-Маркетинг", 07.07.2015 в 11:00 час., предлагаемая цена контракта - 86 000,00 руб.
Заявки на участие в Закупке ООО "Омск1", ООО "Руси", ООО "Компаньон-Маркетинг" признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении Запроса котировок; заявка ИП Савченко О.В. была отклонена в связи с тем, что в содержании заявки отсутствует адрес места жительства физического лица участника запроса котировок; победителем Запроса котировок признано ООО "Руси", котировочная заявка которого содержит лучшие условия по цене договора.
Договор с победителем Закупки не заключен.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, полученные к заседанию Комиссии документы, заслушав доводы представителей Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Комиссией не может быть принят во внимание как не соответствующий действующему законодательству довод Заявителя, что Запрос котировок должен был быть проведен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в связи со следующим:
Государственные и муниципальные бюджетные учреждения в своей деятельности при осуществлении закупок должны руководствоваться Законом о контрактной системе, который в отдельных случаях дает возможность проводить закупки в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии со статьей 15 Закона о контрактной системе, при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
БУК "Омская филармония" разработано Положение о закупках, которое утверждено Министром культуры Омской области 26.12.2014 и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" 29.12.2014.
План закупок БУК "Омская филармония" на 2015 год утвержден директором БУК "Омская филармония" 23.12.2014 и размещен на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" 23.12.2014.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Следовательно, БУК "Омская филармония" вправе осуществлять в 2015 году закупочную деятельность с соблюдением требований Закона о закупках и Положения о закупках.
БУК "Омская филармония" 29.06.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" размещено извещение N 31502511087 о проведении Запроса котировок. В извещении указано, что источник финансирования заказа - средства, полученные учреждением от приносящей доход деятельности, к сообщению о проведении Закупки прикреплен значок "223-ФЗ" информирующий потенциальных участников Закупки, что Закупка проводится в рамках Закона о закупках.
4.2 Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В пункте 5.1 Положения о закупке установлено, что закупка товаров, работ, услуг может осуществляться, в том числе, путем проведения запроса котировок.
В разделе 9 Положения о закупке установлен порядок закупки указанным способом.
Согласно пункту 8.8 раздела 9 Положения о закупках котировочная заявка подается участником размещения заказа Заказчику в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с пунктом 8.12 раздела 9 Положения о закупках победителем запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа
В извещении о проведении Запроса котировок, в том числе, указаны следующие сведения:
- дата и время окончания подачи заявок 07.07.2015 в 16:00 час.;
- дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 08.07.2015 в 10:15 час.;
- форма котировочной заявки - котировочная заявка должна быть составлена в письменной форме согласно приложению N 1 к извещению, заверена подписью уполномоченного представителя участника закупки и предоставлена Заказчику на бумажном носителе или в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Положением о закупках и извещением о проведении Запроса котировок требование о предоставлении заявок в запечатанном конверте, вскрытие конвертов, изменение цены товара, работы, услуги (переторжка) не предусмотрены.
Комиссией установлено, что до окончания срока подачи заявок - 16:00 час. 07.07.2015, поступило 4 заявки на участие в Закупке. Заявка ООО "Руси" зарегистрирована под N 3 07.07.2015 в 10:40 час., предлагаемая цена контракта - 85 300,00 руб. является наименьшей ценой из предложенных участниками Запроса котировок.
Нарушения порядка, сроков подачи и рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок, порядка определения победителя Запроса котировок Комиссией не установлены. У Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания БУК "Омская филармония" по указанным Заявителем в жалобе основаниям.
4.3 Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке
В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.7 раздела 4 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В разделе 9 Положения о закупках установлен порядок проведения закупки форме запроса котировок.
Согласно пункту 9.1 раздела 9 Положения о закупках заказчик обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект договора, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.
Извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (часть 8 статьи 4 Закона о закупках).
Извещение о закупке включает 3 приложения: форму котировочной заявки, расчет начальной (максимальной) цены договора, проекта договора возмездного оказания услуг.
Иных документов, кроме как извещения о проведении Закупки и проекта договора документация о Закупке не содержит.
При оценке документации о проведении Закупки Комиссией установлено, что БУК "Омская филармония" в нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о проведении Закупки не указан порядок предоставления разъяснений положений документации.
Вместе с тем, Комиссией не установлен факт не предоставления БУК "Омская филармония" разъяснений положений документации о проведении Запроса котировок, права и законные интересы участников Закупки в части предоставления разъяснений положений документации не нарушены.
В разделе 9 Положения о закупках Заказчиком допущена некорректная нумерация, а именно: после пункта 9.4 следуют пункты 8.5, 8.6 и далее до пункта 8.18, пункты с номерами 8.5 и 8.6 присутствуют как в разделе 8, так и в разделе 9 Положения о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компаньон-Маркетинг" на действия бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония" по проведению запроса котировок на оказание услуг по размещению информационного материала (извещение о проведении запроса котировок N 31502511087, размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет").
2. Выдать бюджетному учреждению культуры Омской области "Омская филармония" предписание о принятии мер по недопущению нарушения требований пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках: о необходимости указания в документации о проведении запроса котировок порядка предоставления разъяснений положений документации о проведении запроса котировок, в течение трех рабочих дней с даты получения предписания.
3. Проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 дней со дня исполнения предписания.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание N 05-04.1/101-15
17 июля 2015 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
< _ >
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компаньон-Маркетинг" на действия бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония" по проведению запроса котировок на оказание услуг по размещению информационного материала (извещение о проведении запроса котировок N 31502511087, размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет"),
на основании своего Решения от 17.07.2015 N 05-04.1/101-15, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Бюджетному учреждению культуры Омской области "Омская филармония" принять меры по недопущению нарушения требований пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц": о необходимости указания в документации о проведении запроса котировок порядка предоставления разъяснений положений документации о проведении запроса котировок, в течение трех рабочих дней с даты получения предписания.
Уведомить Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 дней со дня исполнения предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии < _ >
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 июля 2015 г. N 05-04.1/101-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016