Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 85 (опубликовано 20 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: А.А. Сешенов - руководитель управления,
Члены комиссии:
Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления-начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,
Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N85 по признакам нарушения администрацией Липецкой области <_> и управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области <_> пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "РТ-НЭО Липецк" (далее по тексту - заявитель) по созданию и последующей эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов на территории Липецкой области путем не заключения концессионного соглашения по итогам проведения открытого конкурса,
в присутствии представителей ответчиков:
-администрации Липецкой области - <_> (доверенность б/н от 01.07.2015), <_> (доверенность б/н от 01.07.2015),
-управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области - <_> (доверенность N2 от 01.07.2015), установила:
15 и 27 мая 2015 года в Липецкое УФАС России, из прокуратуры Липецкой области, поступило обращение генерального директора ООО "РТ-НЭО Липецк" <_>
В своем обращении заявитель указывает, что 17.11.2014 им была подана заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Липецкой области (далее- открытый конкурс). Уполномоченным органом на утверждение конкурсной документации, внесение изменений в нее, создание конкурсной комиссии по проведению конкурса было определено управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. По результатам проведения предварительного отбора участников конкурса, конкурсной комиссией принято решение о соответствии заявки заявителя требованиям конкурсной документации.
01.12.2014 принято распоряжение администрации Липецкой области N503-р "О предложении по заключению концессионного соглашения", согласно которого, заявителю предлагалось представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих требованиям конкурсной документации и был определен срок рассмотрения представленного заявителем предложения о заключении концессионного соглашения - 15 рабочих дней со дня представления такого соглашения.
03.12.2014 в адрес администрации Липецкой области заявителем направлено предложение о заключении концессионного соглашения. А 24.12.2014 принято распоряжение администрации Липецкой области N548-р "О заключении концессионного соглашения", согласно которому данное соглашение подлежит заключению с заявителем.
Однако, администрацией Липецкой области концессионное соглашение с заявителем заключено не было. Таким образом, бездействие со стороны администрации и управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области привело, по мнению заявителя, к не заключению концессионного соглашения с ним. Более того, в соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 13.04.2015 N154-р "Об отказе в заключении концессионного соглашения", заявителю отказано в заключении концессионного соглашения.
На основании вышеизложенного, заявитель просит провести проверку на предмет соблюдения законодательства РФ должностными лицами указанного выше исполнительного органа власти.
21.05.2015 Липецким УФАС России в адрес заявителя и управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области были сделаны письменные запросы о предоставлении информации.
Проанализировав полученные документы, Липецкое УФАС России в действиях администрации Липецкой области и управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области усмотрело признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Приказом руководителя Липецкого УФАС России N181 от 11.06.2015 возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией Липецкой области и управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности заявителем по созданию и последующей эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов на территории Липецкой области путем не заключения концессионного соглашения по итогам проведения открытого конкурса.
Определением о назначении дела N85 о нарушении антимонопольного законодательства, данное дело было назначено к рассмотрению в Липецком УФАС России на 02 июля 2015 года в "12" часов 00 минут.
Присутствующие на рассмотрении дела N85, 02 июля 2015 года, представители заявителя пояснили, что заявителем в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области 18 февраля 2015 года, во исполнение п.12.1 конкурсной документации, было направлено обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению в виде заверенной копии договора страхования ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению N01/ОКС-000001/15 от 29.12.2014. А 13 апреля 2015 года в адрес администрации Липецкой области заявителем было направлено подписанное концессионное соглашение в трех экземплярах. Таким образом, представители заявителя полагают, что заявителем были соблюдены все требования предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом от 21.07.2005 N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) по заключению концессионного соглашения.
Представители ответчиков не согласны с доводами представителей заявителя и пояснили, что заявителем не был подписан и представлен проект концессионного соглашения ни в срок, установленный конкурсной документацией (т.е. не позднее 20 февраля 2015 года), ни в срок, который был установлен решением о продлении срока подписания концессионного соглашения (т.е. до 20 марта 2015 года). В связи с чем, на основании ст.36 Закона о концессионных соглашениях, было принято решение об отказе в заключении концессионного соглашения с заявителем. Таким образом, представители ответчиков считают, что нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в их действиях отсутствуют.
В связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, рассмотрение дела N85 02.07.2015 было отложено на 16.07.2015.
Рассмотрев материалы дела, после его отложения, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
18.09.2014 администрацией Липецкой области было принято решение о проведении открытого конкурса. Данное решение отражено в Постановлении администрации Липецкой области от 18.09.2014 N404 "О заключении концессионного соглашения о создании и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Липецкой области". Уполномоченным органом на утверждение конкурсной документации, внесение изменений в нее, создание конкурсной комиссии по проведению конкурса было определено управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
Приказами управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 24.09.2014 N01-03/156 было принято решение о создании конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса, а от 26.09.2014 N01-03/157 была утверждена конкурсная документация.
02.10.2014 на официальном сайте торгов РФ: www.torgi.gov.ru размещены сообщение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация, Постановление администрации Липецкой области от 18.09.2014 N404 и приказ управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 24.09.2014 N01-03/156 о создании конкурсной комиссии.
17.11.2014 заявителем подана заявка на участие в открытом конкурсе. По истечение срока подачи заявок (18.11.2014), заявок от других участников не поступило.
19.11.2014 конкурсной комиссией осуществлено вскрытие конверта с единственной поступившей на участие в открытом конкурсе заявкой заявителя.
25.11.2014 конкурсной комиссией проведен предварительный отбор участников, по итогам проведения которого, комиссия определила, что единственная заявка заявителя соответствует требованиям конкурсной документации.
Протоколы вскрытия конверта с заявкой и предварительного отбора участников были размещены на официальном сайте торгов.
По результатам рассмотрения заявки заявителя принято распоряжение администрации Липецкой области от 01.12.2014 N503-р "О предложении по заключению концессионного соглашения".
03.12.2014 заявителем направлено в адрес администрации Липецкой области предложение о заключении концессионного соглашения.
24.12.2014 принято распоряжение администрации Липецкой области N548-р "О заключении концессионного соглашения", согласно которому данное соглашение подлежит заключению с заявителем.
31.12.2014 в адрес заявителя, письмом от управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области был направлен проект концессионного соглашения.
В соответствии с ч.1 ст.36 Закона о концессионных соглашениях, концедент, в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса.
Проанализировав конкурсную документацию, установлено что п.18.2.6 предусмотрено следующее: "Если Концедент принимает решение заключить Концессионное соглашение с единственным участником Конкурса, Концессионное соглашение должно быть подписано единственным участником Конкурса не позднее чем через 30 (тридцать) рабочих дней со дня направления ему Концедентом проекта Концессионного соглашения, если только Концедент не продлит указанный срок".
Исходя из вышеуказанных требований конкурсной документации, срок, в течение которого заявитель должен подписать концессионное соглашение, определен как- до 20.02.2015 года (при условии, что данный срок не будет продлен).
15.01.2015 в адрес заявителя было направлено письмо от администрации Липецкой области о принятии окончательного решения о заключении концессионного соглашения с заявителем и о согласовании и подписании указанного соглашения в срок, до 20.02.2015 года. Также, в соответствии с данным письмом заявителю необходимо было предоставить предполагаемую финансовую модель проекта в срок не позднее 16.01.2015.
Кроме того, 15.01.2015 в адрес заявителя поступило письмо от управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, в котором запрашивались следующие документы: картосхемы и кадастровые номера участков, планируемых к размещению на них всех объектов. Данные документы необходимо было представить в срок не позднее 22.01.2015.
А 21.01.2015 в адрес заявителя поступило письмо от управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области с просьбой предоставить в срок до 23.01.2015 график организации деятельности заявителя по захоронению ТБО с указанием мероприятий и сроков их выполнения по каждому объекту в муниципальных образованиях региона и уведомляющее о необходимости согласовать и подписать концессионное соглашение в срок до 20.02.2015.
Как было установлено, заявителем, в срок, установленный конкурсной документацией, т.е. до 20.02.2015 года, концессионное соглашение подписано не было.
Руководствуясь пунктом 18.2.6 конкурсной документации, администрацией Липецкой области принято распоряжение от 20.02.2015 N57-р "О продлении срока подписания концессионного соглашения" -до 20.03.2015.
В указанный выше срок, т.е. до 20.03.2015, концессионное соглашение заявителем подписано не было.
Вместе с тем, 18.02.2015 заявителем в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области направлены копии следующих документов: копия договора страхования ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению N01/ОКС-000001/15 от 29.12.2014; копия лицензии СN0773677 от 28.02.2012; копия правил страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению от 29.12.2014.
В то же время, копии указанных выше документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, администрации Липецкой области предоставлены не были.
Исходя из норм ч.1 ст.36 Закона о концессионных соглашениях, в случае, если до установленного конкурсной документацией или в предусмотренном статьей 38 настоящего Федерального закона случае проектом концессионного соглашения дня подписания концессионного соглашения победитель конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) указанным проектом концессионного соглашения и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с указанным лицом.
Руководствуясь вышеуказанной нормой закона, 13.04.2015 распоряжением администрации Липецкой области N154-р "Об отказе в заключении концессионного соглашения", заявителю было отказано в заключении концессионного соглашения.
Однако, 13.04.2015 заявителем в адрес администрации Липецкой области было направлено подписанное концессионное соглашение в трех экземплярах.
На рассмотрение дела N85 заявителем не представлено доказательств того, что администрация Липецкой области (управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области) своими действиями препятствовали заявителю подписать концессионное соглашение в установленный конкурсной документацией срок (до 20.02.2015), а также в продленный администрацией Липецкой области срок (до 20.03.2015).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к следующему выводу: поскольку заявителем не было подписано и представлено администрации Липецкой области концессионное соглашение (ни в срок, установленный конкурсной документацией -т.е. не позднее 20 февраля 2015 года, ни в срок, который был установлен решением о продлении срока подписания концессионного соглашения -т.е. до 20 марта 2015 года) и документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению (доказательства, свидетельствующие об обратном заявителем не представлены Комиссии и в материалах дела отсутствуют), а также тот факт, что администрацией Липецкой области было принято распоряжение от 20.02.2015 N57-р "О продлении срока подписания концессионного соглашения", предоставившее дополнительную возможность заявителю подписать концессионное соглашение в увеличенный срок и представить необходимые документы, установленные конкурсной документацией (что само по себе исключает возможность необоснованного препятствования осуществлению деятельности заявителя), то в действиях администрации Липецкой области и управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области отсутствуют нарушения п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь ст. 23, ст. 41, п. 2 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утв. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 N 339), Комиссия Липецкого УФАС России решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N85 по признакам нарушения администрацией Липецкой области и управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 85 (опубликовано 20 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016