Постановлением Администрации Томской области от 26 ноября 2014 г. N 432а настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
Постановлением Администрации Томской области от 31 октября 2013 г. N 453а в наименование настоящего постановления внесены изменения, в части переименования долгосрочной целевой программы применяющиеся к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
Постановление Администрации Томской области от 11 декабря 2012 г. N 511а
"Об утверждении государственной программы "Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 годы"
31 октября 2013 г., 24 декабря 2014 г.
Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2014 г. N 514а в преамбулу настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Томской области от 14 сентября 2009 года N 177-ОЗ "О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области", постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области", а также в развитие положений Концепции развития заготовительной и перерабатывающей деятельности в Томской области на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 30.11.2006 N 118 "Об утверждении Концепции развития заготовительной и перерабатывающей деятельности в Томской области на 2007-2010 годы",
Постановляю:
Постановлением Администрации Томской области от 31 октября 2013 г. N 453а в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения, в части переименования долгосрочной целевой программы применяющиеся к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
1. Утвердить государственную программу "Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту по информационной политике Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Кнорра А.Ф.
И.о. Губернатора Томской области |
А.М. Феденев |
Постановлением Администрации Томской области от 31 октября 2013 г. N 453а в настоящую Программу внесены изменения, в части переименования долгосрочной целевой программы применяющиеся к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
Государственная программа
"Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья
в Томской области на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением Администрации Томской области от 11 декабря 2012 г. N 511а)
31 октября 2013 г., 24 декабря 2014 г.
Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2014 г. N 514а в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт
государственной программы "Развитие сферы
заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской
области на 2013-2015 годы"
Введение
Объектом государственной программы "Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 годы" является деятельность по заготовке дикорастущего сырья, первичная переработка и производство пищевой товарной продукции на основе дикорастущего сырья Томской области.
Государственной программа направлена на повышение конкурентоспособности сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, рациональное использование пищевых лесных ресурсов, рост занятости и повышение доходов населения Томской области.
В Томской области на территории 314,2 тыс. кв. км покрытой лесами, болотами, пересекаемой рекой Обь с многочисленными притоками, сосредоточены значительные биологические ресурсы. К ним, прежде всего, относятся дикоросы (грибы, ягоды, орехи). По этим ресурсам Томская область является высоко обеспеченным субъектом Российской Федерации. Однако объемы использования этих ресурсов несопоставимы с масштабами их природного воспроизводства. Имеет место крупный разрыв между природным потенциалом территории Томской области в части ежегодного воспроизводства дикоросов и уровнем вовлечения их в хозяйственный оборот как для внутреннего потребления населением области, так и для экспорта в другие регионы России и за рубеж. Решение этой проблемы весьма важно не только в экономическом, но и в социальном плане, так как в сельских территориях Томской области имеется дефицит рабочих мест, что обуславливает низкий уровень доходов населения (по сравнению с Томской областью в целом).
Государственная программа призвана объединить усилия исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, хозяйствующих субъектов, профессиональных и отраслевых объединений в поддержке и развитии конкурентоспособной системы заготовки и переработки дикорастущего сырья и продвижении ее продукции на внутреннем и международном рынках.
В государственной программе используются общепринятые понятия и сокращения.
Глава 1. Приоритетные задачи
социально-экономического развития Томской области,
на решение которых направлена государственная программа
Сфера заготовки и переработки дикорастущего сырья является сравнительно молодой отраслью экономики, обладающей значительным потенциалом экономического роста, подтвержденным неиспользуемыми запасами восполняемых биологических ресурсов. Ее развитие оказывает значимое мультипликативное влияние на различные аспекты социально-экономического положения Томской области: стимулирует рост производства в смежных отраслях - пищевой, перерабатывающей, сельскохозяйственной, фармацевтической промышленности, оказывает общее активизирующее воздействие на уровень предпринимательской культуры и инициативы в сельских районах, а также играет важную роль в решении социальных проблем, способствуя развитию самозанятости населения и обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, в том числе на депрессивных территориях и в труднодоступных местностях.
Государственная программа направлена на решение стратегической цели социально-экономического развития Томской области - инновационная и конкурентоспособная экономика и на решение приоритетных задач социально-экономического развития:
изменение структуры экономики за счет развития стратегически значимых секторов, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;
повышение уровня конкурентоспособности и инновационного потенциала существующих предприятий и организаций, создание и развитие на территории Томской области объектов, привлекательных для инвестиций;
вовлечение предприятий и организаций Томской области в систему международного и межрегионального разделения труда;
стимулирование экспорта товаров и услуг предприятий Томской области;
создание благоприятных условий для формирования и развития бизнеса.
1.1. Эколого-ресурсный потенциал
заготовительной деятельности Томской области
Томская область обладает уникальным в масштабах Сибири эколого-ресурсным потенциалом заготовительной деятельности Томской области.
Грибы
К основным грибоносным типам леса на территории Томской области относятся сосновые беломошники, лишайниковые, бруснично-лишайниковые, зеленомошные, березовые, осиновые и смешанные (сосново-березовые и сосново-осиновые) зеленомошные и разнотравные леса. Их площади и соотношение в северных (Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский) и южных (Асиновский, Бакчарский, Зырянский, Кожевниковский, Кривошеинский, Молчановский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский) районах Томской области имеют значительные отличия.
В северных районах общая площадь грибоносных типов леса составляет 3 010 600 га. Среди них абсолютно преобладают сосновые зеленомошные леса, составляющие 47,8% от площади всех грибоносных типов леса. На втором месте вторичные березовые, осиновые и смешанные зеленомошные леса. Площадь наиболее продуктивных грибных угодий составляет лишь 7,5%.
Основные запасы сырья грибов сосредоточены на правобережной части Оби, в северных районах Томской области: Каргасокском, Верхнекетском, Парабельском, Колпашевском, Молчановском, где находятся основные грибоносные угодья и площади высокопродуктивных сосновых лишайниковых, зеленомошно-лишайниковых и бруснично-лишайниковых лесов и среднепродуктивных сосновых зеленомошных лесов.
В южных районах среди грибоносных угодий первое место занимают вторичные березовые, осиновые и смешанные разнотравные леса (61,3%), второе - вторичные березовые, осиновые и смешанные зеленомошные леса (23,7%); наиболее продуктивные лишайниковые сосняки занимают лишь 1% от площади всех грибоносных типов леса. Эксплуатационные и хозяйственные запасы грибов в южных районах значительно ниже, чем в северных районах области. Среди южных районов Томской области наибольшими запасами сырья обладает Первомайский район, на втором месте - Асиновский, на третьем - Томский и Тегульдетский районы. Минимальными запасами базовых объектов заготовки обладают Чаинский и Кожевниковский районы. Здесь произрастают главным образом подберезовик и подосиновик, запасы белого гриба, моховика и масленка в этих районах невелики.
Для всей территории Томской области максимальные суммарные биологические (15,2 тыс. тонн или 30,2%), эксплуатационные (5,2 тыс. тонн или 29,4%) и хозяйственные (3,1 тыс. тонн или 30,9%) запасы грибов, использующиеся при промышленных заготовках, сосредоточены в Каргасокском районе (таблица 1). Второе место по запасам грибов принадлежит Верхнекетскому району (около 25%), третье - Александровскому району (около 12%). Однако по доступности самый большой запас грибов приходится на Верхнекетский район - 27% всех запасов, затем Каргасокский - 20% и Первомайский - 9%.
Урожайность грибов на единицу площади в разных типах леса является одним из основных показателей, по которому рассчитываются запасы и объемы заготовок грибов. Наиболее богаты грибами сосновые леса, где трубчатые грибы по биомассе составляют около 50%, из них 15% - моховик, 12,5% - белый гриб сосновый, 10% - масленок, 9% - подосиновик, 3,5% - подберезовик. С учетом коэффициента доступности хозяйственный запас сокращается почти втрое и составляет 3,5 тыс. тонн (таблица 1). Ежегодно сбор грибов в Томской области в среднем составляет 1500 - 2500 тонн, что составляет около 40 - 70% от хозяйственных запасов грибов.
Суммарные запасы
хозяйственно значимых грибов Томской области по состоянию на 01.01.2012
Таблица 1
Муниципальный район |
Запасы, тонн |
|||
биологические |
эксплуатационные |
хозяйственные |
доступные |
|
Александровский |
6 237,9 |
2 219,9 |
1 224,4 |
220,4 |
Асиновский |
1 059,4 |
383,1 |
172,9 |
172,9 |
Бакчарский |
1 037,6 |
410,1 |
201,2 |
30,2 |
Верхнекетский |
12 267,1 |
4 510,6 |
2 507,3 |
927,7 |
Зырянский |
531,9 |
234,8 |
110,3 |
110,3 |
Каргасокский |
15 246,0 |
5 285,8 |
3 023,8 |
695,5 |
Колпашевский |
3 208,7 |
1 225,2 |
692,2 |
276,9 |
Кожевниковский и Шегарский |
198,0 |
67,3 |
30,4 |
30,4 |
Кривошеинский |
582,2 |
242,9 |
116,0 |
104,4 |
Молчановский |
663,6 |
240,1 |
136,2 |
136,2 |
Парабельский |
4 583,1 |
1 560,2 |
787,2 |
173,2 |
Первомайский |
2 469,5 |
831,7 |
398,4 |
326,7 |
Тегульдетский |
1 147,3 |
336,2 |
186,3 |
93,2 |
Томский |
829,0 |
287,2 |
146,5 |
146,5 |
Чаинский |
353,5 |
127,4 |
62,7 |
30,7 |
Итого по области |
50 414,8 |
17 962,5 |
9 622,9 |
3475,2 |
Ягодники
Среди видов дикорастущей продукции, заготавливаемой на территории Томской области, дикорастущие ягодники: черника, брусника, клюква и голубика традиционно занимают одно из ведущих мест. Эти растения до настоящего времени слабо введены в культуру, и поэтому заготовка их плодов осуществляется в основном в дикорастущих зарослях. Бережное использование этих зарослей - один из путей рационального использования возобновляемых природных ресурсов Томской области.
Томская область располагает значительными резервами по увеличению объемов заготовки дикорастущих ягодников, однако недостаточная изученность ресурсов, районов концентрации наиболее высокоурожайных угодий, также как и отсутствие развитой инфраструктуры, направленной на сохранение дикорастущих зарослей этих видов растений, рациональное и бережное использование их запасов, не позволяют реализовать имеющиеся возможности.
Суммарные биологические запасы плодов всех видов ягодников брусничных (черники, брусники, клюквы и голубики) в Томской области достигают 58,7 тыс. тонн. Суммарные эксплуатационные запасы составляют 11,2 тыс. тонн, возможный ежегодный объем заготовки - 5,5 тыс. тонн (таблица 2).
Первое место по эксплуатационным запасам плодов и ежегодно возможным объемам заготовки занимает клюква, второе место - черника, третье - брусника, на последнем - голубика.
Анализ данных по запасам плодов в районах Томской области (таблица 3) показал, что наибольшие сырьевые (16,1 тыс. тонн) и эксплуатационные (3,2 тыс. тонн) запасы сосредоточены в Верхнекетском районе. Второе место по этим показателям занимает Каргасокский район (15,1 тыс. тонн и 1,7 тыс. тонн соответственно). На третьем месте по эксплуатационным запасам - Первомайский район (1,5 тыс. тонн), на четвертом - Колпашевский район (1,5 тыс. тонн).
Минимальными запасами характеризуются южные районы Томской области: Кожевниковский, Шегарский и Зырянский, где по всем видам ягодников запасы не достигают 0,1 тыс. тонн. Большая часть их заготавливается для личного потребления городским и сельским населением.
Ресурсный потенциал
ягодников брусничных в Томской области по категориям
запаса по состоянию на 01.01.2012
Таблица 2
Вид ягодника |
Общая продуцирующая площадь, тыс. га |
Сырьевой или биологический запас, тыс. тонн |
Эксплуатационный запас, тыс. тонн |
Ежегодный возможный объем заготовки, тыс. тонн |
Клюква |
524,1 |
24,2 |
4,5 |
2,1 |
Черника |
489,9 |
15,9 |
3,3 |
1,8 |
Брусника |
383,2 |
16,4 |
3,0 |
1,4 |
Голубика |
75,73 |
2,2 |
0,4 |
0,2 |
Итого |
1 472,93 |
58,7 |
11,2 |
5,5 |
Ежегодно в среднем сбор ягод населением и заготовительными компаниями в Томской области достигает 2,5 - 3,0 тыс. тонн в зависимости от урожая, что составляет 45% от ежегодного неистощительного объема заготовок в Томской области.
Суммарные запасы
плодов брусничных ягодников в районах Томской области
по состоянию на 01.01.2012
Таблица 3
Муниципальный район |
Продуцирующая площадь, тыс. га |
Сырьевой запас, тыс. тонн |
Эксплуатационный запас, тыс. тонн |
Ежегодный возможный объем заготовки, тыс. тонн |
Александровский |
159,2 |
6,9 |
0,7 |
0,4 |
Асиновский |
40,9 |
1,3 |
0,6 |
0,3 |
Бакчарский |
43,3 |
1,5 |
0,2 |
0,05 |
Верхнекетский |
388,1 |
16,1 |
3,2 |
1,6 |
Зырянский |
6,4 |
0,2 |
0,1 |
0,04 |
Каргасокский |
364,8 |
15,1 |
1,7 |
1,0 |
Колпашевский |
164,4 |
7,3 |
1,5 |
0,6 |
Кожевниковский |
2,3 |
0,1 |
0,1 |
0,02 |
Кривошеинский |
11,5 |
0,3 |
0,1 |
0,06 |
Молчановский |
35,0 |
1,0 |
0,5 |
0,2 |
Парабельский |
61,5 |
2,9 |
0,3 |
0,2 |
Первомайский |
138,4 |
3,9 |
1,6 |
0,6 |
Тегульдетский |
26,0 |
1,0 |
0,3 |
0,2 |
Томский |
9,1 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
Чаинский |
20,5 |
0,7 |
0,2 |
0,1 |
Шегарский |
1,5 |
0,1 |
0,03 |
0,01 |
Итого |
1 472,9 |
58,7 |
11,2 |
5,5 |
Кедровые орехи
Среди дикорастущих пищевых и лекарственных растений Томской области кедр сибирский занимает особое место. Кедровые леса - это богатая пищевая база, источник получения ценной древесины и химических продуктов; благоприятная среда обитания полезных животных и птиц, место произрастания многих видов ягодных, лекарственных и технических растений. Однако наиболее ценным продуктом кедровых лесов являются кедровые орехи.
Пищевая и лечебная ценность кедровых орехов общеизвестна. Ядро ореха составляет 43% от его общего веса; в ядре содержится до 64% жира, 19% азотистых веществ, 15% углеводов, в том числе 12% несахароподобных и 2% минеральных веществ. Орехи содержат комплекс витаминов, которые способствуют сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови, предупреждают туберкулез и малокровие, нормализуют деятельность нервной системы и благоприятно действуют на кожную ткань.
Наряду с ценностью в качестве пищевого продукта кедровые орехи являются не менее ценным техническим сырьем. При получении одной тонны кедровых орехов в качестве отходов остается более двух тонн стержней и чешуек от шишек, которые могут быть использованы в качестве сырья для выработки фурфурола, смолы, таннидов и красящих веществ. Скорлупа кедрового ореха содержит дубильные вещества и может дать стойкую коричневую краску для кожевенной промышленности.
При сухой перегонке кедровой скорлупы можно получить метиловый спирт, уксусную кислоту и уголь с высокими адсорбирующими свойствами. Обезжиренные пленки, остающиеся после очистки ядра кедрового ореха, пригодны для набивки матрацев, мебели, вагонных диванов, заменяя конский волос и шерсть. Настой скорлупы орехов используется в народной медицине.
В пределах Томской области кедр начинает плодоносить в 70 - 80 лет, на открытых участках и на опушках - в 30 - 40 лет. При длительном угнетении молодого поколения кедра начало плодоношения задерживается до 140 - 160 лет. Интенсивность семенной продуктивности определяется происхождением древостоя, его составом и условиями произрастания. В продуктивных насаждениях максимальное плодоношение наступает в 170 - 240 лет, высокие урожаи сохраняются до 300 лет и более.
Анализ материалов лесного фонда показал, что общая площадь орехопродуктивных кедровников в Томской области составляет 2952,9 тыс. га или 82% площади кедровых лесов. В орехоносную площадь включены кедровые насаждения травяных и зеленомошных типов леса II - IV классов бонитета в возрасте 140 - 280 лет в южной тайге и 160 - 300 лет - в средней. Площадь насаждений, доступных для орехопромысла, - 1241,8 тыс. га (таблица 4), что составляет 34,6% общей площади кедровых лесов и 42% площади продуктивных кедровников. Перспективные для освоения площади объединяют 8,0 тыс. га припоселковых кедровников, 392,7 тыс. га - насаждений орехопромысловых зон и 841,1 тыс. га - транспортно доступных таежных древостоев. По районам Томской области доступность кедровых лесов изменяется: от 100% в Кожевниковском и Томском до 24% в Парабельском и 22% в Каргасокском районах.
Эксплуатационные ресурсы кедрового ореха по Томской области в годы со средним урожаем составляют 58,5 тыс. тонн, в том числе в припоселковых кедровниках - 1,3 тыс. тонн, в орехопромысловых зонах - 21,3 тыс. тонн и в доступных таежных лесах - 35,9 тыс. тонн (таблица 5). При этом 36,0 тыс. тонн возможных заготовок находятся в Александровском, Верхнекетском, Каргасокском и Парабельском районах.
Возможные объемы заготовок ореха с учетом потребления части урожая лесной фауной и потерь при заготовке и транспортировке продукции могут составить 34,8 тыс. тонн (таблица 6), что почти в 2 раза меньше ранее приведенных расчетов и в 11 раз больше расчетов лесоустройства. При этом возможные объемы заготовок в припоселковых кедровниках определяются в 1,1 тыс. тонн, в орехопромысловых зонах - 14,4 тыс. тонн и в таежных лесах - 19,2 тыс. тонн.
Возможные объемы заготовок ореха в северных районах области, расположенных в пределах средней тайги (Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский районы), - 22,8 тыс. тонн или 62% от общего объема и только 12,0 тыс. тонн (38%) - в остальных районах области. Наиболее перспективными районами для заготовки ореха в пределах южной тайги являются Первомайский (4,4 тыс. тонн), Томский (1,5 тыс. тонн), Асиновский (1,5 тыс. тонн) и Бакчарский (1,3 тыс. тонн). В средней тайге заготовки ореха перспективны в Верхнекетском (9,1 тыс. тонн) и в Колпашевском (2,4 тыс. тонн) районах.
Расчет площади кедровников,
доступных для орехопромысла, по состоянию на 01.01.2012 (тыс. га)
Таблица 4
Муниципальный район |
Площадь кедровых лесов |
Доступные для орехопромысла |
|||||
припоселковые кедровники |
орехопромысловые зоны |
другие продуктивные кедровники |
всего доступных |
||||
всего |
коэффициент доступности |
доступные |
|||||
Александровский |
380,7 |
- |
32,1 |
289,9 |
0,35 |
101,4 |
133,5 |
Асиновский |
65,5 |
- |
9,6 |
41,5 |
0,75 |
31,1 |
40,7 |
Бакчарский |
178,3 |
- |
12,3 |
101,0 |
0,4 |
40,4 |
52,7 |
Верхнекетский |
698,3 |
- |
151,5 |
533,8 |
0,32 |
170,8 |
322,3 |
Зырянский |
14,3 |
- |
0,23 |
23,4 |
0,45 |
10,5 |
10,7 |
Каргасокский |
1 116,7 |
1,9 |
67,6 |
952,4 |
0,22 |
209,5 |
279,0 |
Колпашевский |
3,9 |
1,7 |
1,0 |
- |
- |
- |
2,7 |
Кожевниковский |
145,6 |
- |
30,5 |
105,5 |
0,50 |
52,7 |
83,2 |
Кривошеинский |
20,0 |
- |
2,4 |
11,8 |
0,76 |
8,9 |
11,3 |
Молчановский |
53,2 |
- |
10,9 |
8,3 |
0,80 |
6,6 |
17,5 |
Парабельский |
496,7 |
- |
31,4 |
247,0 |
0,24 |
59,2 |
90,6 |
Первомайский |
229,4 |
- |
35,2 |
142,9 |
0,62 |
88,5 |
123,7 |
Тегульдетский |
75,4 |
- |
2,0 |
34,8 |
0,60 |
20,1 |
22,1 |
Томский |
37,5 |
4,3 |
1,8 |
15,8 |
1,00 |
15,8 |
21,9 |
Чаинский |
57,4 |
- |
2,9 |
37,5 |
0,54 |
20,2 |
23,1 |
Шегарский |
11,5 |
0,1 |
1,3 |
6,6 |
0,82 |
5,4 |
6,8 |
Итого |
3 584,4 |
8,0 |
392,7 |
2 552,2 |
0,30 |
841,1 |
1 241,8 |
Доступные ресурсы кедрового ореха по состоянию на 01.01.2012
Таблица 5
Муниципальный район |
Ресурсы кедрового ореха, тыс. тонн |
|||
припоселковые кедровники |
орехопромысловые зоны |
таежные кедровники |
всего |
|
Александровский |
- |
1,7 |
4,2 |
5,9 |
Асиновский |
- |
0,6 |
1,8 |
2,4 |
Бакчарский |
- |
0,5 |
1,5 |
2,0 |
Верхнекетский |
- |
8,3 |
7,2 |
15,5 |
Зырянский |
- |
0,01 |
0,5 |
0,6 |
Каргасокский |
0,2 |
3,4 |
7,5 |
11,1 |
Колпашевский |
0,3 |
0,1 |
- |
0,4 |
Кожевниковский |
- |
1,7 |
2,5 |
4,2 |
Кривошеинский |
- |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
Молчановский |
- |
0,6 |
0,4 |
1,0 |
Парабельский |
- |
1,4 |
2,1 |
3,5 |
Первомайский |
- |
2,2 |
4,6 |
6,8 |
Тегульдетский |
- |
0,1 |
0,9 |
1,0 |
Томский |
0,8 |
0,2 |
1,0 |
2,0 |
Чаинский |
- |
0,2 |
0,9 |
1,1 |
Шегарский |
0,01 |
0,1 |
0,3 |
0,4 |
Итого |
1,31 |
21,3 |
35,9 |
58,5 |
Возможные объемы заготовок
кедрового ореха в Томской области по состоянию на 01.01.2012 (тыс. тонн)
Таблица 6
Муниципальный район |
Всего |
В том числе |
||
припоселковые кедровники |
орехопромысловые зоны |
таежные кедровники |
||
Александровский |
3,3 |
- |
1,2 |
2,1 |
Асиновский |
1,5 |
- |
0,5 |
1,0 |
Бакчарский |
1,3 |
- |
0,4 |
0,9 |
Верхнекетский |
9,1 |
- |
5,5 |
3,6 |
Зырянский |
0,3 |
- |
- |
0,3 |
Каргасокский |
6,0 |
0,1 |
2,2 |
3,7 |
Колпашевский |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
- |
Кожевниковский |
2,4 |
- |
1,1 |
1,3 |
Кривошеинский |
0,4 |
- |
0,1 |
0,3 |
Молчановский |
0,7 |
- |
0,5 |
0,2 |
Парабельский |
2,0 |
- |
0,9 |
1,1 |
Первомайский |
4,4 |
- |
1,6 |
2,8 |
Тегульдетский |
0,6 |
- |
0,1 |
0,5 |
Томский |
1,5 |
0,8 |
0,1 |
0,6 |
Чаинский |
0,7 |
- |
0,1 |
0,6 |
Шегарский |
0,3 |
- |
0,1 |
0,2 |
Итого |
34,8 |
1,1 |
14,4 |
19,2 |
Данные таблиц 5 и 6 приведены по показателям средних урожаев. При высоком урожае, который бывает 1 - 2 раза каждые 10 лет, доступные ресурсы и возможные заготовки будут выше в 1,8 - 2,4 раза, в том числе в припоселковых кедровниках - в 2,5 - 3 раза, в орехопромысловых зонах - в 2 - 2,5 раза, в таежных лесах - в 1,5 - 2 раза. В годы с высоким урожаем в припоселковых кедровниках можно заготовить до 600 кг/га, в орехопромысловых лесах - 200 - 250 кг/га, в таежных кедровниках - 100 - 130 кг/га.
В Томской области ресурсы кедровников, кедрового ореха составляют свыше 20% в удельном весе по Сибирскому региону, занимая при этом второе место после Иркутской области.
Ресурсы кедрового ореха в регионах Сибирского федерального округа
Таблица 7
N |
Субъекты Российской Федерации |
Площадь кедровых лесов, тыс. га |
Коэффицент# доступности |
Площадь доступных кедровников, тыс. га |
Средний урожай ореха, кг/га |
Эксплуатационный урожай, т |
Возможные заготовки, т |
1. |
Республика Алтай |
1048,1 |
0,66 |
692,0 |
52 |
35984 |
21590 |
2. |
Республика Бурятия |
1884,3 |
0,30 |
565,1 |
40 |
22600 |
6780 |
3. |
Иркутская область |
6964,3 |
0,40 |
2840,0 |
32 |
89500 |
44860 |
4. |
Кемеровская область |
281,8 |
0,60 |
169,1 |
48 |
8116 |
4869 |
5. |
Красноярский край |
8019,4 |
0,43 |
3438,0 |
32 |
75558 |
27092 |
6. |
Республика Хакасия |
824,5 |
0,55 |
453,4 |
45 |
20403 |
8161 |
7. |
Республика Тыва |
3517,5 |
0,35 |
1231,1 |
40 |
49244 |
14773 |
8. |
Омская область |
135,6 |
0,65 |
88,1 |
50 |
4405 |
2202 |
9. |
Томская область |
3584,4 |
0,30 |
1241,8 |
47 |
58667 |
34745 |
Итого по округу |
26259,9 |
0,40 |
10618,6 |
34 |
357177 |
165072 |
Лекарственно-техническое сырье
Запасы лекарственно-технического сырья в Томской области превышают 12 тыс. тонн. Из 91 вида лекарственных растений, произрастающих в Сибири, 59 видов встречаются на территории области. Из них 18 видов имеют промышленные эксплуатационные запасы сырья I категории, что позволяет использовать их для удовлетворения потребности российского рынка в лекарственных травах. 12 видов лекарственных растений имеют промышленные запасы сырья II категории, объемы которых могут полностью закрывать потребности Томской области. Еще 60 видов растений находят применение в народной медицине.
Большое разнообразие растительных сообществ на территории Томской области характеризуется богатым видовым составом лекарственных и пищевых растений. Хвойные леса, наряду с ценной древесиной, кедровыми орехами, могут являться источниками ценных эфирных масел (пихтовое, сосновое, скипидар), хвойных экстрактов и растительных смол. В медицинской практике ценятся сосновые почки, еловые шишки, листья толокнянки и брусники. Большим спросом в настоящее время пользуются плоды черники и брусники.
Лиственные леса южных и средних районов области являются богатейшим источником такого ценного лекарственного сырья как березовый гриб чага, березовые листья и почки, лечебными свойствами обладает и сок березы. Пойменные кустарники являются источником традиционного пищевого и лекарственного сырья: шиповника, смородины, рябины, черемухи, боярышника. Заливные и суходольные луга области характеризуются разнообразием травянистого лекарственного сырья: зверобой, душица, кровохлебка, змеевик, василек синий, тысячелистник, полынь и многие другие виды.
На практике в области не используется имеющийся ресурсный потенциал по сбору, переработке и реализации лекарственного и технического сырья. В 80-е годы прошлого века наша область была одной из передовых в этом направлении. Работа по заготовкам лекарственного и технического сырья носила системный, плановый характер и давала положительные результаты. Сбором лекарственных трав занимались сельские школы, студенческие отряды медицинского института, работники потребкооперации и лесного хозяйства.
Отсутствие в области системы заготовки и переработки лекарственного сырья не повлияло на обеспечение аптек лекарственными травами. Аптечные учреждения обеспечены широкой номенклатурой лекарственных трав за счет поставок из других регионов.
1.2. Анализ текущего положения
в сфере заготовки и переработки дикоросов Томской области
Сегодня заготовками дикоросов в Томской области занимается более десятка коммерческих организаций, у которых общий объем закупа дикоросов составляет свыше 100 млн. рублей.
Усилия ведущих компаний за последние годы были направлены на создание инфраструктуры заготовительной деятельности, распределенной на территории области и за ее пределами, максимально приближенной к местам произрастания дикоросов, пригодных для сбора в промышленных масштабах. В результате существенно выросло количество пунктов и равномерность их распределения по районам области.
В расширение сети заготовительного комплекса, а также в развитие производства за 2009-2012 годы вложено более 100 млн. рублей инвестиций.
В период каждого заготовительного сезона 2010-2012 годов функционировало более 250 стационарных заготовительных пунктов, оборудованных холодильными камерами общей емкостью 28394 куб. м, более 150 передвижных мобильных заготовительных пунктов, 500 сушилок и варочных установок, использовалось около 250 единиц автомобильной техники.
Стоимость основных фондов предприятий заготовительной и перерабатывающей промышленности оценивается в сумме около 2 млрд. рублей.
Расширяется география распространения заготовительных пунктов за пределами Томской области. На сегодняшний день томские заготовители продолжают активно осваивать Алтайский и Красноярский края, успешно функционируют заготовительные пункты в Кемеровской и Новосибирской областях, Республике Хакасия. По данным предприятий объемы заготовки за пределами области составляют более 30% от общего объема ягод, 20% - грибов и орехов.
Несмотря на рискованность заготовительного бизнеса, объемы заготовок в среднем увеличиваются ежегодно на 15 - 20 процентов.
После неурожайного цикла 2007-2008 годов заготовительная отрасль в 2009-2011 годах вышла на положительную динамику (таблица 8).
Объемы заготовок дикоросов, садовой ягоды, тонн
Таблица 8
Вид дикорастущего сырья |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год (оценка) |
Грибы |
907,4 |
914,8 |
1803,1 |
657,2 |
Ягода |
924,2 |
1227,4 |
2927,4 |
3090,6 |
Ягода садовая |
842,2 |
518,6 |
1381,5 |
1669,5 |
Орех |
2316,1 |
921,7 |
3300 |
2863,6 |
Всего |
4989,9 |
3582,5 |
9412 |
8280,9 |
Наибольшая урожайность наблюдалась по ягодникам в 2010 году, по ореху - в 2011 году, по грибам - в 2011 году.
Объем денежных средств, направленных на закуп натуральной дикорастущей продукции (таблица 9), в последние годы возрастал, за исключением текущего года в связи с высокой пожароопасной ситуацией, запретами лесной охраны на посещение лесов.
Объем денежных средств, направленных на закуп дикоросов
Таблица 9
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (прогноз) |
Сумма, млн. руб. |
700 |
800 |
1 118 |
683,2 |
По способу заготовок 85% объемов закупаются у населения и около 15% заготавливаются специализированными бригадами, арендующими лесные участки.
Доля экспорта в общем объеме реализации дикорастущей продукции томских компаний составляет 36,5%, на местном рынке реализуется 38,5% продукции, в Сибирском федеральном округе - 6,5%, в других регионах - 18,5%.
Основные экспортные поставки осуществляются в Китай (80%). Емкость зарубежного рынка замороженных и сушеных грибов и ягод достаточно велика, наблюдается тенденция постоянного роста объемов потребления.
Вместе с тем сегодня, в эпоху глобализации, очень четко прослеживается тенденция ужесточения конкурентной борьбы за формирование и захват лидирующего положения на рынке экологически чистых натуральных продуктов питания, что может иметь негативные последствия для региональных заготовительных компаний без соответствующих государственных мер протекции и поддержки.
На внутреннем рынке наибольшую конкуренцию местным заготовителям и переработчикам составляют компании Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принявшего государственную программу поддержки заготовительного бизнеса до 2020 года с бюджетом господдержки в объеме 168 млн. рублей; Красноярского края, опирающиеся на различные формы поддержки и развития, предоставляемые на региональном уровне.
Среди внешних конкурентов наиболее агрессивная политика проводится международными компаниями Китая, начавшими экономическое сотрудничество с массовых закупок "дикоросов" в Томской области (в начале 2000-х годов), в других регионах Сибири. Китайские компании в последние годы переходят на этом рынке к активной полноценной операторской деятельности на всех циклах сбора дикоросов (с завозом рабочей силы), их переработки, экспорта в зарубежные страны, преимущественно в европейские государства.
Сфера заготовки и переработки дикорастущего сырья играет важную роль в решении социальных проблем Томской области, способствуя развитию самозанятости населения и обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, в том числе на депрессивных и труднодоступных территориях, где проблема занятости населения стоит особенно остро. В отдаленных районах безработица имеет застойный характер, в 2012 году более 62% зарегистрированных на территории области безработных граждан проживали именно в сельской местности.
Развитие инфраструктуры заготовительной деятельности позволяет ежегодно создавать новые рабочие места в сельской местности. В 2012 году на постоянной основе в сфере заготовки дикорастущего сырья трудилось почти 2 тыс. человек. Значительное влияние оказывается и на рост самозанятости. По оценкам заготовительных организаций в период сбора дикоросов задействовано до 170 тыс. человек сельского населения.
Ключевыми факторами, сдерживающими развитие сферы заготовки и переработки дикоросов в Томской области, являются:
отсутствие полной эколого-ресурсной оценки запасов дикоросов;
ярко выраженная сезонность и цикличность урожая дикоросов;
низкий уровень промышленной переработки дикоросов;
значительная удаленность от центров потребления и переработки дикоросов;
труднодоступность территорий заготовки дикоросов;
ограниченность материально-технических ресурсов для заготовки и переработки дикоросов;
сложность привлечения кредитных ресурсов и других источников долгосрочного и краткосрочного финансирования;
административные проблемы при прохождении разрешительных процедур;
угроза внешней экспансии на рынке дикоросов;
нехватка квалифицированных специалистов в сфере заготовки и переработки дикоросов.
1.3. Обоснование необходимости
применения программно-целевого метода управления
Развитие заготовки дикоросов стимулирует смежные отрасли: пищевую, перерабатывающую промышленность, садоводческую сферу и сельское хозяйство.
Глубокая переработка дикоросов на территории Томской области формирует сегмент производства биологически чистых продуктов питания, что оказывает влияние на качественное насыщение внутреннего рынка и наращивание объемов поставок в другие регионы России. Наряду с экономическим значением данная сфера имеет и заметный социальный эффект, обеспечивая источником дополнительного дохода широкий круг населения области, прежде всего в сельской местности.
Сфера заготовки и переработки дикорастущего сырья в перспективе может рассматриваться как одна из составляющих устойчивого развития экономики области.
Объективными предпосылками для этого служат:
промышленный объем биоресурсного потенциала Томской области;
возобновляемость природных ресурсов (грибы, ягоды, кедровые орехи, лекарственные растения);
постоянно растущий спрос на натуральную, экологически чистую пищевую, лекарственную продукцию.
Вместе с тем дальнейшее динамичное развитие сферы возможно только при условии реализации системного подхода к решению целого ряда организационных, инфраструктурных и финансовых вопросов.
Для обеспечения сбалансированности и последовательности действий в решении выявленных проблем необходим программно-целевой метод.
Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
масштаб и государственная значимость проблемы развития отрасли;
широкая сфера приложения и влияния целевых результатов государственной программы, их высокая социально-экономическая значимость;
межотраслевой характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
необходимость комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности решений и исключения дублирования с проводимыми в рамках ведомственной деятельности мероприятиями;
необходимость нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организации эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения.
Отсутствие действенных организационных механизмов, отказ от использования программно-целевого метода решения проблем развития рассматриваемой сферы может привести к технической и технологической деградации сектора, захвату рынка продукцией, завозимой из других регионов Российской Федерации, и импортной продукцией, постоянное удорожание которых затруднит их доступность для потребителей.
Кроме того, отказ от комплексного программно-целевого метода решения проблем развития сельских территорий может привести к снижению уровня жизни сельского населения, увеличению разрыва в уровне жизни между городом и селом и увеличению оттока сельского населения в городскую местность.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
разрозненные действия исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, появление бессистемности в решении стоящих перед ними задач в вопросах развития сферы заготовки;
недостаточное привлечение средств из внебюджетных источников для формирования конкурентоспособного промышленного комплекса по заготовке и переработке дикорастущего растительного сырья.
В этом случае государственная политика развития деятельности по заготовке и переработке дикорастущего растительного сырья может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ ее функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся в регионе лесных ресурсов.
Недостаточная государственная поддержка рассматриваемой сферы в ближайшие годы может привести к:
снижению конкурентоспособности сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья Томской области;
экспансии на рынок заготовок со стороны ближайших соседей, в том числе КНР;
потере перспективного рынка экологически чистых натуральных продуктов питания региональными производителями;
нерациональному, истощительному использованию лесных ресурсов;
снижению уровня занятости населения в сфере заготовки и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.
Наиболее эффективным и действенным способом решения выявленных проблем и достижения поставленных задач в сфере заготовки и переработки дикорастущего сырья является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства на основе кластерного подхода.
Перспективное развитие заготовительной деятельности обуславливает необходимость создания методической базы для организации сбора дикоросов. Мероприятиями государственной программы предусмотрены разработка методических рекомендаций по технологиям неистощительного использования ресурсов дикорастущего сырья, выполнение систематических работ по определению краткосрочного прогнозирования урожайности, по усилению лесного контроля и охраны хозяйственной деятельности в лесных угодьях в части соблюдения сроков заготовок и установления периода массовой спелости ягодников, кедрового ореха.
Глава 2. Цель, задачи, целевые показатели государственной программы
Цель государственной программы - повышение конкурентоспособности сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, обеспечивающей рациональное использование пищевых лесных ресурсов, рост занятости сельского населения Томской области.
Задачи государственной программы:
1. Создание благоприятных условий для развития региональной сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья.
2. Стимулирование развития инфраструктуры заготовки и переработки дикорастущего растительного сырья на всей территории Томской области, в том числе в труднодоступных местностях.
3. Продвижение региональной пищевой продукции, произведенной с использованием дикорастущего растительного сырья, на российские и зарубежные рынки сбыта.
Показатель цели государственной программы:
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Объем заготовки всех видов дикорастущего сырья на территории Томской области, тонн |
10 000 |
13 000 |
16 000 |
Показатели задач государственной программы:
Показатель |
2013 г. (прогноз) |
2014 г. (прогноз) |
2015 г. (прогноз) |
Объем инвестиций в основной капитал сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, тыс. руб. |
100 000 |
150 000 |
180 000 |
Доля реализации продукции на основе дикорастущего сырья за пределы Томской области в общем объеме собственного пищевого производства, % |
65% |
70% |
75% |
Численность занятых в сфере заготовки и переработки дикорастущего сырья, тыс. человек |
2,2 |
2,5 |
3,0 |
Глава 3. Перечень мероприятий государственной программы
Перечень мероприятий государственной программы приведен в приложении к государственной программе.
Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2014 г. N 514а в главу 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Глава 4. Механизмы реализации и управления государственной программой, включая ресурсное обеспечение
Механизм реализации и управления государственной программой представляет собой взаимодействие между соисполнителями государственной программы и координацию их действий.
Реализация государственной программы осуществляется координатором государственной программы и соисполнителями государственной программы путем выполнения мероприятий государственной программы, предусмотренных приложением к государственной программе.
Координатором государственной программы является Департамент потребительского рынка Томской области.
Соисполнители государственной программы:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области;
Департамент труда и занятости населения Томской области.
Ресурсное обеспечение государственной программы представлено в таблице 10.
Ресурсное обеспечение государственной программы (тыс. руб.)
Таблица 10
Источники финансирования |
Всего |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Областной бюджет (утверждено) |
30000 |
15000 |
15000 |
0 |
(потребность) |
15000 |
|
|
15000 |
Федеральный бюджет (по согласованию) |
1000 |
0 |
0 |
1000 |
Местные бюджеты (по согласованию) |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники (по согласованию) |
359500 |
97900 |
133200 |
128400 |
Всего по источникам |
405500 |
112900 |
148200 |
144400 |
Финансирование расходов из средств областного бюджета предусмотрено в следующих формах:
1) средства на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий государственной программы (осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");
2) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
3) предоставление субсидий некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям).
Финансирование расходов из федерального бюджета осуществляется в формах, предусмотренных бюджетным законодательством.
Финансирование расходов из внебюджетных источников (по согласованию) предусмотрено в форме инвестиций в реализацию бизнес-проектов, направленных на развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области.
Под бизнес-проектами, направленными на развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, понимается строительство, реконструкция, модернизация объектов по заготовке и переработке дикорастущего сырья, приобретение и комплектация их технологическим оборудованием; производство продуктов, товаров с использованием дикорастущего сырья; разработка технологического оборудования, применяемого для переработки дикорастущего сырья.
Порядки предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) утверждаются нормативными правовыми актами Администрации Томской области.
Объемы финансирования государственной программы ежегодно уточняются после принятия федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год.
Перечень мероприятий государственной программы, которые предполагается реализовать в рамках государственной программы, изложен в приложении к государственной программе.
Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2014 г. N 514а в главу 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Глава 5. Контроль и мониторинг реализации государственной программы
Общий контроль за реализацией государственной программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию. Текущий контроль и мониторинг реализации государственной программы осуществляют Департамент потребительского рынка Администрации Томской области и соисполнители государственной программы.
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области представляет в Департамент экономики Администрации Томской области отчеты о реализации мероприятий в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области".
Глава 6. Оценка рисков в ходе реализации государственной программы
Основными рисками реализации государственной программы являются:
нестабильность макроэкономической ситуации;
ограничения федерального законодательства в части использования лесных участков;
сезонность и цикличность ежегодных урожаев пищевых лесных ресурсов, вызванные природно-климатическими условиями;
несогласованное изменение основных технических и экономических параметров инвестиционных проектов.
Внутренним риском реализации государственной программы является несвоевременное и не в полном объеме финансирование.
Способы минимизации рисков:
совершенствование мер по стимулированию частных инвестиций в создание промышленного комплекса по заготовке и переработке дикорастущего растительного сырья;
использование механизмов гарантированного исполнения принятых инвесторами обязательств;
осуществление мониторинга действующего федерального законодательства и регулярное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
привлечение внебюджетных ресурсов;
усиление контроля за ходом выполнения мероприятий государственной программы и совершенствование механизма текущего управления реализацией государственной программы;
своевременная корректировка мероприятий государственной программы.
Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2014 г. N 514а настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня его подписания
Приложение
к государственной программе
"Развитие сферы заготовки и переработки
дикорастущего сырья в Томской области
на 2013-2015 годы"
Перечень
мероприятий государственной программы "Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 годы"
31 октября 2013 г., 24 декабря 2014 г.
N |
Наименование цели, задачи, мероприятия государственной программы |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
В том числе за счет средств: |
Ответственные исполнители |
Показатель результата мероприятия |
|||
федерального бюджета |
областного бюджета |
местных бюджетов |
внебюджетных источников |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Цель: повышение конкурентоспособности сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, обеспечивающей рациональное использование пищевых лесных ресурсов, рост занятости и доходов сельского населения Томской области | |||||||||
1. |
Задача 1. Создание благоприятных условий для развития региональной сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья |
||||||||
1.1. |
Мониторинг основных показателей развития сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, включая мониторинг закупочных цен на дикорастущее сырье и необходимых трудовых ресурсов |
2013-2015 гг. |
10 |
0 |
10 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Создание базы данных показателей состояния сферы заготовки и переработки |
2013 г. |
10 |
|
10 |
|
|
||||
2014 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
1.2. |
Статистическое наблюдение сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья |
2013-2015 гг. |
500 |
0 |
500 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Ежегодный статистический бюллетень, количество обследованных организаций - не менее 50 |
2013 г. |
500 |
|
500 |
|
|
||||
2014 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
1.3. |
Научно-исследовательские работы по оценке эколого-ресурсного потенциала заготовительной деятельности Томской области и объемов воспроизводства пищевых лесных ресурсов региона |
2013-2015 гг. |
2200 |
0 |
2200 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области |
Наличие результата научно-исследовательских работ по оценке эколого-ресурсного потенциала заготовительной деятельности Томской области и объемов воспроизводства пищевых лесных ресурсов муниципальных образований региона: 2015 г. - не менее 4 муниципальных образований |
2013 г. |
1100 |
|
1100 |
|
|
||||
2014 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
2015 г. |
1100 |
|
1100 |
|
|
||||
1.4 |
Научно-исследовательские работы по разработке бизнес-моделей организации комплексной заготовки дикорастущего сырья для использования субъектами предпринимательской деятельности |
2013-2015 гг. |
250 |
0 |
250 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Внедрение бизнес-моделей в деятельность субъектов предпринимательства: 2014 г. - 1 |
2013 г. |
100 |
|
100 |
|
|
||||
2014 г. |
150 |
|
150 |
|
|
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
Итого по задаче 1 |
всего |
2960 |
0 |
2960 |
0 |
0 |
|
||
2013 г. |
1710 |
|
1710 |
|
|
||||
2014 г. |
150 |
0 |
150 |
|
|
||||
2015 г. |
1100 |
|
1100 |
|
|
||||
2. |
Задача 2. Стимулирование развития инфраструктуры заготовки и переработки дикорастущего растительного сырья на всей территории Томской области, в том числе в труднодоступных местностях |
||||||||
2.1. |
Проведение областного конкурса среди субъектов сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья |
2013-2015 гг. |
1000 |
0 |
1000 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Разработка положения о конкурсе, способствующем формированию положительного имиджа отрасли, в 2014 году. Количество проведенных конкурсов: 2014 г. - 1 |
2013 г. |
1000 |
|
1000 |
|
|
||||
2014 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
2.2. |
Предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с реализацией бизнес-проектов, направленных на развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области |
2013-2015 гг. |
32390 |
1000 |
31390 |
|
|
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Предоставление субсидий: 2013 г. - не менее 4; 2014 г. - не менее 9; 2015 г. - не менее 12 |
2013 г. |
7690 |
|
7690 |
|
|
||||
2014 г. |
10500 |
|
10500 |
|
|
||||
2015 г. |
14200 |
1000 |
13200 |
|
|
||||
2.3. |
Организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов, направленных на развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья и повышение профессионального уровня занятых в ней работников |
2013-2015 гг. |
950 |
0 |
950 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Проведение мероприятий: 2013 г. - не менее 1; 2014 г. - не менее 4 |
2013 г. |
500 |
|
500 |
|
|
||||
2014 г. |
450 |
|
450 |
|
|
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
2.4. |
Внедрение комплексной безотходной технологии переработки плодово-ягодного сырья |
2013-2015 гг. |
150000 |
0 |
0 |
0 |
150000 |
ООО "ТПК "Сава" (по согласованию) |
Наличие промышленного безотходного производства по переработке плодово-ягодного сырья в 2015 г. |
2013 г. |
45000 |
|
|
|
45000 |
||||
2014 г. |
55000 |
|
|
|
55000 |
||||
2015 г. |
50000 |
|
|
|
50000 |
||||
2.5. |
Организация промышленного производства растительного молока и сливок из ядер кедрового ореха |
2013-2015 гг. |
20000 |
0 |
0 |
0 |
20000 |
ООО "ТПК "Сава" (по согласованию) |
Наличие производства в 2015 г. |
2013 г. |
10000 |
|
|
|
10000 |
||||
2014 г. |
5000 |
|
|
|
5000 |
||||
2015 г. |
5000 |
|
|
|
5000 |
||||
2.6. |
Предоставление субсидий некоммерческой организации "Томский областной союз потребительских обществ" на открытие, реконструкцию и переоснащение заготовительных пунктов потребительской кооперации |
2013-2015 гг. |
16700 |
0 |
3200 |
0 |
13500 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области, Томский областной союз потребительских обществ (Томский облпотребсоюз) |
Количество созданных или модернизированных объектов: 2013 г. - 3; 2014 г. - 10; 2015 г. - 3 |
2013 г. |
1900 |
|
0 |
|
1900 |
||||
2014 г. |
8200 |
|
2500 |
|
5700 |
||||
2015 г. |
6600 |
|
700 |
|
5900 |
||||
2.7. |
Разработка технологии производства инулиносодержащих продуктов питания на основе растительного сырья |
2013-2015 гг. |
160000 |
0 |
0 |
0 |
160000 |
ООО "Красота. Сила. Молодость" (по согласованию) |
Наличие промышленного производства инулиносодержащих продуктов питания на основе растительного сырья в 2015 г. |
2013 г. |
30000 |
|
|
|
30000 |
||||
2014 г. |
65000 |
|
|
|
65000 |
||||
2015 г. |
65000 |
|
|
|
65000 |
||||
2.8. |
Расширение действующего производства первичной переработки дикорастущего сырья |
2013-2015 гг. |
15000 |
0 |
0 |
0 |
15000 |
ИП Шеварев А.В. (по согласованию) |
Увеличение объемов производства в 2 раза к 2015 г. |
2013 г. |
10000 |
|
|
|
10000 |
||||
2014 г. |
2500 |
|
|
|
2500 |
||||
2015 г. |
2500 |
|
|
|
2500 |
||||
Итого по задаче 2 |
всего |
396040 |
1000 |
36540 |
|
358500 |
|
||
2013 г. |
106090 |
|
9190 |
|
96900 |
||||
2014 г. |
146650 |
|
13450 |
|
133200 |
||||
2015 г. |
143300 |
1000 |
13900 |
|
128400 |
||||
3. |
Задача 3. Продвижение региональной пищевой продукции, произведенной с использованием дикорастущего растительного сырья, на российские и зарубежные рынки сбыта |
||||||||
3.1. |
Изготовление специализированных информационных справочно-методических материалов в сфере заготовки и переработки сырья |
2013-2015 гг. |
400 |
0 |
400 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Количество материалов, обеспечивающих субъектов предпринимательской деятельности необходимой информацией, - не менее 1000 |
2013 г. |
200 |
|
200 |
|
|
||||
2014 г. |
200 |
|
200 |
|
|
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
3.2. |
Участие в торгово-экономических миссиях, ярмарках, выставках, конференциях и других общероссийских и зарубежных мероприятиях, направленных на продвижение продукции из дикорастущего сырья |
2013-2015 гг. |
2200 |
0 |
2200 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Количество участников от Томской области: 2014 г. - не менее 50 |
2013 г. |
1200 |
|
1200 |
|
|
||||
2014 г. |
1000 |
|
1000 |
|
|
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
3.3. |
Предоставление субсидий некоммерческой организации "Томское городское потребительское общество" на создание и обеспечение деятельности инфраструктурных объектов для закупа, хранения, переработки и реализации дикорастущего сырья |
2013-2015 гг. |
3500 |
0 |
2500 |
0 |
1000 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Наличие торгово-выставочного функционирующего центра. Проведение не менее 9 мероприятий по продвижению продукции дикоросов на потребительский рынок региона |
2013 г. |
3500 |
|
2500 |
|
1000 |
||||
2014 г. |
0 |
|
0 |
|
0 |
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
0 |
||||
3.4. |
Создание в сети Интернет специализированного информационного ресурса сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья Томской области и обеспечение его работы |
2013-2015 гг. |
400 |
0 |
400 |
0 |
0 |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Наличие функционирующего web-ресурса в 2014 году, договоров на обслуживание в 2014-2015 гг. |
2013 г. |
200 |
|
200 |
|
|
||||
2014 г. |
200 |
|
200 |
|
|
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
|
||||
Итого по задаче 3 |
всего |
6500 |
0 |
5500 |
0 |
1000 |
|
||
2013 г. |
5100 |
|
4100 |
|
1000 |
||||
2014 г. |
1400 |
|
1400 |
|
0 |
||||
2015 г. |
0 |
|
0 |
|
0 |
||||
Итого по государственной программе |
всего |
405500 |
1000 |
45000 |
|
359500 |
|
||
2013 г. |
112900 |
|
15000 |
|
97900 |
||||
2014 г. |
148200 |
|
15000 |
|
133200 |
||||
2015 г. |
144400 |
1000 |
15000 |
|
128400 |
Примечание. <*> по согласованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указано, что долгосрочная целевая программа "Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 годы" утверждена для повышения конкурентоспособности сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, обеспечивающей рациональное использование пищевых лесных ресурсов, рост занятости сельского населения Томской области. Общий объем финансирования Программы составляет 407500 тыс. руб. Определены задачи и мероприятия Программы.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Постановление Администрации Томской области от 11 декабря 2012 г. N 511а "Об утверждении государственной программы "Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления размещен на официальном сайте Администрации Томской области в сети Интернет (http://www.tomsk.gov.ru), опубликован в сборнике "Собрание законодательства Томской области" от 15 января 2013 г. N 1/1
Постановлением Администрации Томской области от 26 ноября 2014 г. N 432а настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2014 г. N 514а
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Администрации Томской области от 31 октября 2013 г. N 453а
Изменения в части переименования долгосрочной целевой программы применяются к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.