Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
N 35/18/11-ЕМ (опубликовано 13 января 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 27 июля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 35/18/11-ЕМ по признакам нарушения Муниципальным предприятием г. Пскова "Псковские тепловые сети" (далее - МП г. Пскова "ПТС", Предприятие) пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, установила:
В рамках осуществления государственного контроля за действиями субъектов естественных монополий по отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг, определенных частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") Псковское УФАС России 22 апреля 2011 года направило в адрес МП г. Пскова "ПТС" запрос исх. N 1211/ЕА, согласно которому предлагалось представить информацию о финансовых услугах, получаемых предприятием, за период 2010 год - январь-февраль 2011 года с приложением документов, подтверждающих порядок заключения договоров на оказание финансовых услуг.
На основании указанного запроса Предприятием, в том числе была предоставлена информация по следующим договорам (письмо исх. N 1788/03 от 10.05.2011 г.):
- договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N8630/ОПЕРО-10/344 от 22.09.2010 г. с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации Псковское ОСБ N 8630 (далее - Сбербанк России);
- договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N8630/ОПЕРО-10/345 от 22.09.2010 г. со Сбербанком России;
- договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N8630/ОПЕРО-10/406 от 21.10.2010 г. со Сбербанком России;
- договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N8630/ОПЕРО-10/407 от 21.10.2010 г. со Сбербанком России;
- договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N8630/ОПЕРО-10/408 от 21.10.2010 г. со Сбербанком России;
- договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N8630/ОПЕРО-10/409 от 21.10.2010 г. со Сбербанком России.
Перечисленные договоры заключены на неопределенный срок, предметом договоров является открытие счета в валюте Российской Федерации и осуществление расчетно-кассового обслуживания.
Конкурсы или аукционы на право заключения данных договоров не проводились.
Представители МП г. Пскова "ПТС" в письменных объяснениях по делу и на заседании Комиссии пояснили следующее:
Предприятие производит расчеты с населением за тепло и горячую воду через управляющие компании и ООО "Расчетный центр г. Пскова". Денежные средства от населения поступают на единый расчетный счет в Сбербанке России. Сбербанк ежедневно обрабатывает информацию о поступивших платежах и передает в ООО "Расчетный центр г. Пскова", туда же ежедневно поступают корешки оплаченных квитанций населения для обработки из банков.
В октябре 2010 года восемь управляющих компаний без предварительного предупреждения расторгли договорные отношения с ООО "Расчетный центр г. Пскова" и стали проводить расчеты с населением самостоятельно. Поскольку все денежные средства поступали на единый расчетный счет, было необходимо разделить информацию по поступающим платежам в разрезе управляющих компаний. Ни у Сбербанка, ни у ООО "Расчетный центр города Пскова" не оказалось технической возможности разделить поступающие квитанции (более ста тысяч квитанций ежемесячно) по управляющим компаниям для дальнейшей передачи их в управляющие компании для обработки. Несвоевременная обработка квитанций могла повлечь потерю данных по расчетам с населением и массу претензий по возникшим задолженностям в квитанциях от граждан.
Для недопущения такой ситуации, было принято решение срочно открыть расчетные счета для каждой вышедшей из ООО "Расчетный центр г. Пскова" управляющей компании. Сбербанк в один день смог открыть расчетные счета, что позволило разделить платежи граждан по управляющим компаниям.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы представителя Предприятия, Комиссия Псковского УФАС России отмечает следующие обстоятельства:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции" субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций для открытия, ведения банковских счетов и осуществления расчетов по этим счетам путем проведения открытого конкурса или аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых данным законом, относятся в том числе, услуги по передаче тепловой энергии (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Согласно Уставу МП г. Пскова "ПТС" (новая редакция утверждена 17.06.2003 г.) и Выписке из ЕГРЮЛ от 09.06.2011 г. N 5538 основной вид деятельности Предприятия - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, а также передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике письмом от 12.07.201г. N ТР-05-0640 сообщил, что ПМ г. Пскова "ПТС" ежегодно обращается в Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике с предложением об установлении тарифов на тепловую энергию и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
Таким образом, Предприятие на дату заключения договоров банковского счета осуществляло деятельность по предоставлению услуг по передаче тепловой энергии и, соответственно, являлось субъектом естественных монополий.
Следовательно, при заключении договоров банковского счета (в валюте Российской Федерации) N8630/ОПЕРО-10/344 от 22.09.2010 г., N8630/ОПЕРО-10/345 от 22.09.2010 г., N8630/ОПЕРО-10/406 от 21.10.2010 г., N8630/ОПЕРО-10/407 от 21.10.2010 г., N8630/ОПЕРО-10/408 от 21.10.2010 г., N8630/ОПЕРО-10/409 от 21.10.2010 г. МП г. Пскова "ПТС" обязано было руководствоваться требованиями статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции", установленными к порядку заключения таких договоров.
Данная норма носит императивный характер, устанавливает обязательное правило о заключении субъектами естественных монополий договоров банковского счета по итогам открытого конкурса или открытого аукциона. При этом, каких-либо исключений из данного правила нормы закона не содержат.
Довод МП г. Пскова "ПТС" о том, что заключение данных договоров необходимо было произвести в кратчайшие сроки, а проведение процедур, предусмотренных статьей 18 ФЗ "О защите конкуренции", потребовало бы продолжительного периода времени, что могло повлечь потерю данных о произведенных населением оплатах, не может быть признан обоснованным.
Согласно данным, предоставленным ООО "Расчетный центр города Пскова" (далее - ООО "РЦГП") письмом от 20.07.2011 г. N 675, с октября по декабрь 2010 года 7 управляющих компаний расторгли с ним договоры поручения:
- ООО "Микрорайон N 7", ООО "Микрорайон N13" и ООО "Микрорайон N13 плюс" с 01.12.2010 г.;
- ООО УО "Десятый район", ООО УО "Рижский микрорайон", ООО УО "Десятый микрорайон Плюс", ООО УО "Десятка Завеличье" - с 01.10.2010 г. Данными управляющими компаниями были повторно заключены договоры поручения 21.10.2010 г., расторгнутые 22.11.2010 г.
Таким образом, в период заключения шести договоров банковского счета со Сбербанком России с 22.09.2010 г. по 21.10.2010 г. данные управляющие компании еще имели договорные отношения с ООО "РЦГП", а, следовательно, у МП г. Пскова "ПТС" было время и возможность провести конкурсы или аукционы на право заключения данных договоров.
Из объяснений представителя МП г. Пскова "ПТС" видно, что Предприятие не отрицает того факта, что данные договора банковского счета заключены с нарушением пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не осуществляя отбор финансовых организаций путем проведения торгов, предприятие, являясь субъектом естественных монополий, создает преимущественные условия Сберегательному банку Российской Федерации, ставит его в неравное положение с другими кредитными организациями, создает препятствия доступа на рынок банковских услуг иным кредитным организациям.
МП г. Пскова "ПТС" предоставил необоснованные преимущества Сберегательному банку Российской Федерации, лишив иных хозяйствующих субъектов возможности выступить со своими предложениями относительно оказания услуги открытия банковского счета юридического лица, что приводит к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг г. Пскова.
На основании изложенного, Комиссия Псковского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, решила:
1. Признать МП г. Пскова "Псковские тепловые сети" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 35-ФЗ "О защите конкуренции" при заключении субъектом естественной монополии договоров банковского счета без предшествующего этому отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
2. Выдать МП г. Пскова "Псковские тепловые сети" предписание: заключать договоры на оказание финансовых услуг путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 35-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области N 35/18/11-ЕМ (опубликовано 13 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016