Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
N 53/10/11-ТР (опубликовано 17 января 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2011 г.
Дата изготовления решения в полном объеме - 25 ноября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело N 53/10/11-ТР по признакам нарушения Государственным предприятием Псковской области "Псковпассажиравтотранс" (далее - ГППО "Псковпассажиравтотранс") пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
При осмотре Интернет-сайта ГППО "Псковпассажиравтотранс" по адресу: http://www.pskovbus.ru/ Псковским УФАС России 10.10.2011 г. были обнаружены признаки нарушения ГППО "Псковпассажиравтотранс" антимонопольного законодательства. В городе Пскове 08 - 09 октября 2011 г. произошло увеличение стоимости проезда на городских автобусах с 14 до 15 рублей.
На запрос Псковского УФАС России от 10.10.2011 г. N 3396/ОВ ГППО "Псковпассажиравтотранс" сообщило, что им был издан приказ N 2800 от 14 сентября 2011 года, согласно которому движение автобусов на регулярных перевозках пассажиров по городу Пскову с 08.10.2011 г. переведено в режим перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок со стоимостью проезда 15 рублей за одну поездку. Приказом N 3061 от 10.10.2011 г. данный приказ был отменен.
Псковское УФАС России приказом N 201 от 11.10.2011 г. возбудило дело N 53/10/11-ТР по признакам нарушения ГППО "Псковпассажиравтотранс" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании комиссии генеральный директор пояснил, что повышение стоимости проезда было вызвано убыточностью пассажирских перевозок ГППО "Псковпассажиравтотранс". Уставом автомобильного транспорта предусмотрены два вида регулярных пассажирских перевозок, поэтому считает действия по переводу перевозок в другой режим правомерными. Согласился, что население г. Пскова не было проинформировано об изменении режима перевозок и стоимости проезда ни заранее, ни на дату изменения. Отметил, что 08-09 октября 2011 г. все городские автобусы работали в режиме перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Учитывая пожелания пассажиров, 10 октября 2011 г. стоимость проезда была вновь снижена до 14 рублей, приказ N 2800 был отменен.
Представители Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике (далее - Госкомитет) пояснили, что согласно Постановлению Администрации Псковской области от 16.12.2010 г. N 511 "О внесении изменений в постановление Администрации области от 18 июля 2008 г. N 207 "О единых предельных тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом" утверждены два предельных тарифа на перевозки пассажиров в автобусах городского сообщения:
1) на регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в размере 14 рублей за 1 поездку;
2) на регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок в размере 15 рублей за 1 поездку.
В ответ на определение Псковского УФАС России от 26.10.2011 г. N 3719/ОВ Госкомитет письмом от 01.11.2011 г. N ТР-05-1008 сообщил, что тариф в размере 15 рублей за 1 поездку установлен для микроавтобусов, работающих в режиме "маршрутного такси". Под данным режимом работы подразумеваются особые преимущества, в отличие от "обычного" автобуса. Например, комфортность, остановки вне установленных остановочных пунктов. В связи с этим устанавливается более высокая стоимость проезда. Особенность перевозок в данном режиме - отсутствие льгот. Госкомитет считает действия ГППО "Псковпассажиравтотранс" в ситуации с увеличением тарифа на городских перевозках в городе Пскове 08-09 октября 2011 года с 14 до 15 рублей неправомерными.
Предложений об изменении стоимости проезда пассажиров 08-09 октября 2011 г. от ГППО "Псковпассажиравтотранс" в адрес Госкомитета не поступало.
В ответ на определение Псковского УФАС России от 26.10.2011 г. N 3719/ОВ Администрация города Пскова сообщила, что ГППО "Псковпассажиравтотранс" с предложениями об изменении стоимости проезда и о внесении изменений в действующие расписания городских маршрутов в Администрацию города Пскова не обращалось. Администрация города Пскова считает неприемлемым изменение условий перевозок пассажиров, включая изменение тарифов на перевозку в рамках действующего законодательства, без предварительного оповещения населения.
При рассмотрении дела Комиссия приняла во внимание следующие документы и обстоятельства:
Между Администрацией города Пскова и ГППО "Псковпассажиравтотранс" заключен договор об организации транспортного обслуживания населения N 22-пч от 11.11.2010 г., согласно которому заказчик (Администрация города Пскова) поручает, а Перевозчик (ГППО "Псковпассажиравтотранс") принимает на себя обязательства по перевозке пассажиров автобусным транспортом на маршрутах, указанных в приложении к договору, в соответствии с паспортами маршрутов и утвержденными расписаниями.
В соответствии с договором Перевозчик обязуется обеспечить информацию в салоне подвижного состава, в том числе о стоимости проезда, имеет право вносить предложения Заказчику по усовершенствованию пассажирских перевозок, а Заказчик обязан в 30-дневный срок рассматривать подобные предложения.
В рассматриваемой ситуации никакие предложения Администрации города Пскова ГППО "Псковпассажиравтотранс" не вносились, перевод перевозок в другой режим не согласовывался, а также не доведена полная информация до сведения пассажиров.
Комиссии представлена служебная записка N 11 от 09.11.2011 г. рекламного агентства "Планер" о внесении поправок в "Правила пользования автобусами городского и пригородного сообщения" и образец изготовленной этим агентством информации для пассажиров, которая расклеивалась в автобусах, следующего содержания:
Проезд пассажиров в городе:
1 поездка - 15 руб.00 коп.
За провоз багажа:
1 место - 14 руб.00 коп.
За безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа
штраф - 500 руб.
Как видно, данная информация касается только стоимости проезда и не содержит сведений о переводе движения автобусов в режим перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Комиссии представлены паспорта автобусных маршрутов г. Пскова, в которые вносились изменения, касающиеся тарифа:
- с 08.10.2011 г. - 15,00 руб., багаж 14,00 руб.
- с 10.10.2011 г. - 14,00 руб., багаж 14,00 руб.
Информации о переводе движения автобусов в другой режим в паспортах не содержится.
В соответствии с определением от 26.10.2011 г. N 3719/ОВ Комиссии представлена бухгалтерская справка о финансовом положении ГППО "Псковпассажиравтотранс", согласно которой при работе на городских маршрутах за январь-август 2011 г. предприятием получена прибыль в размере 2422,9 тыс. рублей.
Комиссия изучила представленные материалы, выслушала позиции ответчика и лиц, привлеченных к рассмотрению дела, и пришла к следующим выводам.
Пассажирские перевозки относятся к регулируемым видам деятельности и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" цены на них устанавливаются органом регулирования субъекта РФ. В рассматриваемый период тарифы на перевозки пассажиров в автобусах городского сообщения установлены Постановлением Администрации Псковской области от 16.12.2010 г. N 511. Соответствующих постановлений Администрации Псковской области по изменению тарифов на городские автобусные перевозки в городе Пскове с 08.10.2011 г. не принималось.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" городские автобусные перевозки пассажиров относятся к регулярным перевозкам.
В соответствии с пп. 3, 4, 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. N 112 (далее - Правила) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
Таким образом, Правилами не предусмотрено осуществление регулярных перевозок пассажиров в режиме перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Кроме того, перевод регулярных перевозок в иной режим нарушает расписание движения, которое строго регламентировано и в рассматриваемой ситуации не было согласовано ни с Администрацией г. Пскова, ни объявлено пассажирам.
Комиссия Псковского УФАС России считает, что ГППО "Псковпассажиравтотранс" не имело правовых оснований издавать приказ о переводе регулярных перевозок пассажиров в другой режим и повышении стоимости проезда без соответствующего постановления органа регулирования.
Фактически не произошло перехода регулярных перевозок пассажиров в другой режим, так как пассажиры не были информированы об этом и не пользовались посадкой и высадкой в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте. Фактически 08 - 09 октября 2011 г. произошло увеличение стоимости проезда в городских автобусах.
Данные действия ГППО "Псковпассажиравтотранс" противоречат п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
ГППО "Псковпассажиравтотранс" занимает доминирующее положение на рынке городских перевозок в г. Пскове и включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, приказом N 144 от 10.12.2008 г.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно справке от 24.10.2011 г. N 1628, представленной ГППО "Псковпассажиравтотранс", за 08 - 09 октября 2011 г. продано билетов на городских маршрутах в количестве 72394 штук. Предполагаемый доход от продажи билетов при стоимости проезда 14 рублей за 08 - 09 октября 2011 г. составил бы 1013516 рублей, фактический доход от продажи билетов по цене 15 рублей за эти дни составил 1085910 рублей. Разница, полученная в результате повышения стоимости проезда, составила 72394 рубля.
Применение тарифа на городских пассажирских перевозках в размере 15,00 рублей, установленного приказом ГППО "Псковпассажиравтотранс" N 2800 от 14.09.2011 г. вместо регулируемого государством и установленного Постановлением Администрации Псковской области от 16.12.2010 N 511 в размере 14,00 рублей является нарушением установленного нормативными актами порядка ценообразования.
На основании вышеизложенного доход, полученный ГППО "Псковпассажиравтотранс" от повышения стоимости проезда пассажиров за 08 - 09 октября 2011 г., составляющий 72394,00 рубля, получен вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия отмечает, что ГППО "Псковпассажиравтотранс" устранило нарушение, издав приказ N 3061 от 10.10.2011 г., отменяющий приказ N 2800 от 14.09.2011 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, решила:
1. Признать ГППО "Псковпассажиравтотранс" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ в части злоупотребления ГППО "Псковпассажироавтотранс" доминирующим положением на рынке городских перевозок в г. Пскове в результате нарушения установленного порядка ценообразования путем повышения установленной регулирующим органом стоимости проезда пассажиров на городских автобусах в городе Пскове 08 - 09 октября 2011 года до 15 рублей.
2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГППО "Псковпассажиравтотранс" в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Выдать ГППО "Псковпассажиравтотранс" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области N 53/10/11-ТР (опубликовано 17 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016