Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 13 июля 2015 г. N 5-05/101-2015
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
<_>
при участии:
со стороны заказчика - Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства":
- <_> - представителя по доверенности от 26.02.2015 N юр-43/15;
- <_> - представителя по доверенности от 13.07.2015 N юр-253/15;
со стороны подателя жалобы - ООО "Мордовдорснаб":
- <_> - представителя по доверенности от 10.06.2015;
- <_> - представителя по доверенности от 10.06.2015;
- <_> - представителя по доверенности от 10.06.2015;
рассмотрев жалобу ООО "Мордовдорснаб" на положения документации при проведении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 711+350 - км 726+000 в Пензенской области (I этап)" (извещение N 0355100004515000073 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 07.04.2015), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
06.07.2015 в Пензенское УФАС России поступила жалоба (вход. N 2791) ООО "Мордовдорснаб" на положения документации при проведении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 711+350 - км 726+000 в Пензенской области (I этап)" (извещение N 0355100004515000073 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 07.04.2015) (далее - Электронный аукцион).
06.07.2015 10.07.2015 в Пензенское УФАС России поступили дополнения к жалобе ООО "Мордовдорснаб" (вход. N 2706, N 2823).
В жалобе (с учетом представленных дополнений) указано, что документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно:
1) Приложение N 1 к Приложению N 4 к документации об электронном аукционе "Инструкция по предоставлению конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе" (далее - Инструкция) составлено таким образом, что участникам аукциона не представляется возможным в составе заявки на участие в закупке представить значения конкретных показателей товаров, соответствующие и требованиям заказчика, и требованиям действующих ГОСТ;
2) заказчиком установлены требования к материалам, используемым для выполнения работ, которые не нормируются действующими ГОСТ;
3) ГОСТ установлены диапазоны значений, которым должны соответствовать показатели товаров, в то время как заказчик при установлении требований к товарам сужает указанные диапазоны;
4) наименования показателей не соответствуют ГОСТ;
5) заказчиком при описании объекта закупки необоснованно используются нестандартные показатели и единицы измерения;
6) заказчиком в документации об электронном аукционе установлены избыточные требования к материалам;
7) требования к материалам по ряду позиций противоречат проектной документации и требованиям ГОСТ;
8) заказчиком в документации об электронном аукционе необоснованно предъявляются требования к компонентам, входящим в состав материалов, предполагаемых к использованию.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 13.07.2015.
На заседании Комиссии Управления представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы и представленных дополнений в полном объеме и пояснил, что описание объекта электронного аукциона составлено таким образом, что определить потребности заказчика в товарах, используемых для выполнения работ, не представляется возможным.
По мнению представителя заявителя, установленные заказчиком в описании объекта закупки требования не позволяют сформировать заявку на участие в электронном аукционе надлежащим образом, что приводит к ограничению числа участников закупки и нарушению их законных прав.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и сообщил, что считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель заказчика поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве от 08.07.2015 N 5/226, а также пояснил, что Приложение N 4 к документации об электронном аукционе "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении подрядных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 711+350 - км 726+000 в Пензенской области (I этап)" (далее - Приложение N 4) сформировано исходя из потребностей заказчика с соблюдением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
07.04.2015 заказчиком - ФКУ "Поволжуправтодор" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355100004515000073, а также документация о проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 711+350 - км 726+000 в Пензенской области (I этап)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 477 253 404,00 рублей.
14.04.2015, 21.04.2015 и 30.04.2015 заказчиком были внесены изменения в документацию об электронном аукционе и опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона.
14.05.2015 в рамках исполнения предписания, выданного на основании решения Пензенского УФАС России от 27.04.2015 N 5-05/42-2015, ФКУ "Поволжуправтодор" внесены изменения в документацию об электронном аукционе размещены на официальном сайте изменения извещения о проведении электронного аукциона.
27.05.2015, 10.06.2015 и 30.06.2015 заказчиком также внесены изменения в документацию об электронном аукционе и опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона, согласно которым Приложение N 4 изложено в новой редакции.
При рассмотрении доводов жалобы Комиссия Управления установила следующее.
1. В отношении доводов заявителя об установлении требований к материалам, используемым для выполнения работ, которые не нормируются действующими ГОСТ, использования наименований показателей, не соответствующих ГОСТ, а также невозможностью в составе заявки на участие в закупке представить значения конкретных показателей товаров, соответствующие и требованиям заказчика, и требованиям действующих ГОСТ.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 4.2 извещения о проведении электронного аукциона представлено описание объекта закупки. При этом, указано, что технические характеристики товаров (материалов), применяемых при выполнении работ по капитальному ремонту должны соответствовать требованиям, установленным Приложением N 4 к документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть аукционной заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также предусмотренную пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе информацию о товаре.
Таким образом, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, заказчик обязан в документации об аукционе установить показатели, позволяющие определить соответствие используемых в рамках выполнения работ товаров установленным заказчиком требованиям.
В рассматриваемом случае Приложением N 4 установлены требования к материалам, используемым для выполнения работ, указанные материалы четко разграничены.
По ряду позиций ФКУ "Поволжуправтодор" установлены требования о соответствии товаров, используемых при выполнении капитального ремонта, стандартам ГОСТ, в том числе ГОСТ 8267-93, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 52129-2003, ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 52290-2004.
В тоже время, согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28и-1616 установленное пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование указывать при проведении электронного аукциона информацию о товаре, который используется для выполнения работ, не означает, что заказчик обязан устанавливать значения показателей в отношении всех используемых при выполнении работ строительных материалов и оборудования. Такие показатели могут быть установлены только в отношении того оборудования, которое заказчик сочтет необходимым при проведении данной закупки, с учетом требований проектной документации.
Кроме того, Приложение N1 к Приложению N4 к Документации об электронном аукционе содержит указание, что в случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при производстве работ товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, участник аукциона в праве поставить "не нормируется".
Таким образом, Комиссия Управления считает указанные доводы необоснованными.
2. В отношении довода об использовании заказчиком при описании объекта закупки нестандартных показателей и единиц измерения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений) в Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению в Российской Федерации наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N 879.
ФКУ "Поволжуправтодор" при описании объекта закупки использованы показатели и единицы измерения, допускаемые к применению в Российской Федерации согласно указанному положению, что подтверждается материалами дела.
3. В отношении доводов о сужении диапазонов значений, которым должны соответствовать показатели товаров, установленных ГОСТ, установлении избыточных требования к материалам, предъявляются требования к компонентам, входящим в состав материалов.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В связи с изложенным, нарушения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта электронного аукциона Комиссией Управления не усмотрены, поскольку:
- Приложение N 4 содержит наименования товаров, а также технические характеристики товаров, составленные с использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений;
- при этом документация об электронном аукционе не содержит требований, включение которых в описание объекта закупки не допускается в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Технические характеристики товаров, указанные в Приложении N 1 к Техническому заданию, содержат максимальные и (или) минимальные значения параметров товаров, а также значения параметров товаров, которые не могут изменяться.
Таким образом, нарушения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта электронного аукциона не установлены.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта электронного аукциона не установлены, так как документация об электронном аукционе не содержит требований, включение которых в документацию о закупке не допускается в соответствии с указанной нормой.
4. В отношении довода о противоречии требований к материалам проектной документации и требованиям ГОСТ по ряду позиций.
Из пояснений подателя жалобы следует, что в рассматриваемом случае имеют место противоречия требований к материалам, указанных в Приложении N 4, с проектной документацией, размещенной ФКУ "Поволжуправтодор" в составе документации об электронном аукционе.
Заявитель считает, что заполнив заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с Приложением N 4, ему может быть отказано в допуске к участию в закупке на стадии рассмотрения заявок в связи с несоответствием проекту показателей материалов.
Также по мнению заявителя, применение материалов с характеристиками, соответствующими Приложению N 4, не позволит заказчику осуществить приемку выполненных работ в соответствии с проектной документацией.
При этом заявку на участие в электронном аукционе ООО "Мордовдорснаб" не подавало.
Рассмотрение заявок на участие в закупке на дату заседания Комиссии Управления ФКУ "Поволжуправтодор" не проводилось.
Доказательства отклонения комиссией по осуществлению закупок заказчика кого-либо из участников электронного аукциона на момент принятия Комиссией Управления решения отсутствуют.
Вместе с тем, в составе документов, представленных заказчиком в рамках проведения Комиссией Управления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки электронного аукциона, имеются сведения о поданных заявках на участие в закупке.
Из представленных ФКУ "Поволжуправтодор" следует, что на участие в закупке извещение (N 0355100004515000073) подано 5 заявок.
В соответствии с пунктом 7.2.1 документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в закупке должна содержать в том числе согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Таким образом, подав заявку, участник закупки считает возможным выполнить работы с использованием материалов, имеющих установленные ФКУ "Поволжуправтодор" характеристики.
Наличие пяти заявок на участие в электронном аукционе свидетельствует об отсутствии в документации об электронном аукционе требований, влекущих за собой ограничение числа участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
Признать жалобу ООО "Мордовдорснаб" на положения документации при проведении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 711+350 - км 726+000 в Пензенской области (I этап)" (извещение N 0355100004515000073 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 07.04.2015) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 13 июля 2015 г. N 5-05/101-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016