Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 16 июля 2015 г. N ИП-04/10944
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 года N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в составе:
<_>
в присутствии представителя заказчика - ОАО "Международный аэропорт Казань" (далее - заказчик) Хасанова Ф.Ф. (доверенность N10/15 от 10.07.2015 года), в присутствии представителя заявителя - ООО "СанСервис" (далее - заявитель) Баймяшкина М.В. (доверенность Nб/н от 13.07.2015 года), Шакирзянова И.Д. (решение общества N1/2014 от 10.01.2014 г. о продлении полномочия директора) рассмотрев жалобу ООО "СанСервис" на действия комиссии заказчика - ОАО "Международный аэропорт Казань" при проведении открытого запроса предложений на предмет: "Специальная оценка условий труда" (N31502265422), установила:
Извещение при проведении открытого запроса предложений на предмет: "Специальная оценка условий труда" (N31502265422) опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) - 17.06.2015 года.
Заказчик - ОАО "Международный аэропорт Казань".
Начальная (максимальная) цена договора - 360 000,00 руб.
Дата начала срока подачи заявок - 18.06.2015 года.
Дата окончания срока подачи заявок - 29.06.2015 года.
Суть жалобы: по мнению заявителя, комиссия заказчика неправомерно отклонила заявку заявителя.
Представитель заказчика с доводами жалобы согласился частично, представил устные и письменные пояснения.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 223 от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, решением Совета директоров ОАО "Международный аэропорт Казань" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Международный аэропорт Казань", разработанное в соответствии с вышеуказанным законом.
Заслушав представителей сторон, а также изучив материалы, Комиссия установила следующее.
Руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 4.4.3 Положения о закупках, заявка должна содержать следующие сведения:
- наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- наименование и характеристики поставляемых товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом, в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса предложений, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
- согласие участника закупки исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса предложений;
- цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
В заявке на участие в запросе предложений декларируется соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным статьей 6 настоящего Положения.
В соответствии со статьей 6 Положения о закупках при осуществлении закупки путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки, для подтверждения которых Заказчик вправе запросить документы:
- правомочность участника закупки заключать договор;
- непроведение ликвидации участника процедуры закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника процедуры закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в торге;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие в предусмотренной Федеральными законами N 223-ФЗ, N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений Заказчик вправе установить также следующие требования к участникам закупки:
1) обладание участниками закупки исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев закупки на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
2) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральными законами.
3) иные обоснованные спецификой деятельности Заказчика либо спецификой закупаемого товара, работ, услуг требования.
4) иные требования, не противоречащие Федеральному закону N 135-ФЗ от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции".
Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке требования о предоставлении участником закупки дополнительных документов и сведений, в том числе:
а) фирменного наименования, сведений об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтового адреса (для юридического лица), фамилии, имени, отчества, паспортных данных, сведений о регистрации по месту жительства и о месте фактического проживания (для физического лица), номера контактного телефона, а также иных сведений, установленных в Документации (форма предоставления сведений устанавливается Заказчиком);
б) заверенных копий учредительных документов участника процедуры закупки (для юридических лиц; копии учредительных документов участников закупки - иностранных юридических лиц представляются на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке), копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
в) заверенной копий свидетельства о регистрации участника процедуры закупки в качестве юридического лица (для участников закупки - юридических лиц - созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае, если участник процедуры закупки является индивидуальным предпринимателем, - свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
г) заверенной копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе Российской Федерации, а для иностранных лиц, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации, - через обособленное подразделение и (или) не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации - копию справки налогового органа соответствующего государства о регистрации лица в качестве налогоплательщика в этом государстве с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика) с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке;
д) полученных не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе документации о проведении процедуры закупки или даты направления приглашения к участию в процедуре закупки (если установлено документацией) выписки из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенной копии такой выписки (для юридического лица), выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенной копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя); надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученных не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе документации о проведении процедуры закупки или даты направления приглашения к участию в процедуре закупки (если установлено документацией);
е) документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копии решения (приказа) о назначении или об избрании физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее по тексту - руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в процедуре закупки должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, подписанную руководителем участника закупки (для юридических лиц) и заверенную печатью участника закупки либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в процедуре должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
ж) справки из службы судебных приставов по месту регистрации участника закупки о том, что на имущество данного участника закупки не наложен арест, выданной не ранее чем за три месяца до даты опубликования документации или даты направления приглашения к участию в процедуре закупки (если установлено документацией);
з) копии документов бухгалтерской (финансовой) отчетности со штампом налогового органа на последнюю отчетную дату и за предыдущий год с аудиторским заключением. Аудиторское заключение представляется, если обязательное проведение аудита предусмотрено законодательством (если установлено документацией);
и) справки из налогового органа по месту государственной регистрации участника закупки об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней, датированной числом не ранее чем за три месяца до даты опубликования документации или даты направления приглашения к участию в процедуре закупки (если установлено документацией);
к) справки из налогового органа по месту государственной регистрации участника процедуры закупки о количестве открытых участником процедуры закупки счетов в банках с указанием их реквизитов, датированной числом не ранее чем за три месяца до даты опубликования документации о проведении процедуры закупки или даты направления приглашения к участию в процедуре закупки (если установлено документацией);
л) справки об отсутствии факта ареста счетов и картотеки из всех банков по каждому счету, в которых открыты счета участника процедуры закупки, датированные числом не ранее чем за три месяца до даты опубликования извещения о проведении процедуры закупки или даты направления приглашения к участию в процедуре закупки (если установлено документацией);
м) иных документов и сведений, установленных Заказчиком в документации.
Участник процедуры закупки должен обладать финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также трудовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку товара, оказания услуг, выполнения работ, если указанные требования содержатся в документации.
Требования к участникам процедуры закупки, предусмотренные настоящей статьей, могут быть также установлены Заказчиком к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам), привлекаемым участникам процедуры закупки для исполнения договора. В этом случае в составе заявки участник процедуры закупки должен представить также документы, подтверждающие соответствие предлагаемого соисполнителя (субподрядчика, субпоставщика) установленным требованиям.
Все документы, указанные выше могут предоставляться Заказчику, как через организатора электронной торговой площадки, так и напрямую.
При размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, Заказчик вправе установить также участникам процедуры закупки требование к опыту работ, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ.
Комиссия проверяет соответствие участников процедур закупок требованиям, указанным в документации, если такое требование установлено Заказчиком.
Согласно пункту 3.5 документации по проведению запроса предложений, установлены следующие требования к оформлению предложения:
- предложение подается участником закупки посредством направления электронного письма на электронный адрес Заказчика или на бумажном носителе на почтовый адрес Заказчика;
- перечень обязательных сведений и документов, входящих в Предложение, приведен в Информационной карте запроса предложений (Приложение N1 Документации по запросу предложений);
- все документы, входящие в Предложение, должны быть надлежащим образом оформлены, должны иметь необходимые для их идентификации реквизиты (бланк отправителя, исходящий номер, дата выдачи, должность и подпись подписавшего лица с расшифровкой, печать - в необходимых случаях). При этом документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами. Копии документов должны быть надлежащим образом заверены;
- предложение должно быть составлено по форме, установленной Документацией (ПриложениеN3), и подписано лицом, имеющим полномочия для ее подписания от имени участника закупки;
- подчистки и исправления в документах не допускаются, за исключением исправлений, парафированных лицами, подписавшими Предложение (или лицами, действующими на основании доверенности, ПриложениеN4);
- предложение подаваемое посредством направления электронного письма на электронный адрес Заказчика должно содержать все документы, входящие в Предложение в отсканированном виде. Все сканированные документы должны быть четкими, легко читаемыми в формате TIFF или PDF;
- по требованию Заказчика все документы направленные Участником в виде электронного письма, должны быть предоставлены Заказчику на бумажном носителе в течение 5 дней;
- предложение, подаваемое на бумажном носителе, должно быть прошито (вместе с описью входящих в его состав документов, ПриложениеN2), скреплено печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписано участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником закупки. Все листы Предложения должны быть пронумерованы;
- участник закупки подает Предложение в конверте. На конверте в обязательном порядке должно быть указано наименование участника закупки, наименование Заказчика и наименование предмета запроса предложений;
- если Предложение подано без конверта или конверт не помечен в соответствии с требованиями документации, Заказчик не несет ответственности в случае его потери;
- документы, представленные в составе Предложения, участникам не возвращаются;
- срок поступления Предложений определяется по дате и времени регистрации Предложения в Журнале регистрации Предложений.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в вышеуказанном запросе предложений, заявке заявителя было отказано в допуске, в связи с тем, что все листы предложения не были пронумерованы.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в документации по запросу предложений не установлено требований о том, что участник закупки должен присвоить каждой странице или листу индивидуально в письменной или в печатной форме номер.
Следовательно, комиссия заказчика неправомерно отказала в допуске заявке заявителя.
Таким образом, комиссией заказчика нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено следующее.
Согласно техническому заданию документации на проведение запроса предложений, установлены требования к участникам закупки:
1. Указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2. Наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. В том числе не менее одного. Имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
3. Наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных факторов производственной среды(аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, шума, инфразвука, ультразвука, вибрации, электростатического поля, постоянного магнитного поля, гипогеомагнитного поля, электромагнитных полей 50 Гц, переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона, ультрафиолетового излучения, инфракрасного, лазерного, ионизирующего излучения, температуры воздуха, относительной влажности, скорости движения воздуха, освещенности рабочей поверхности, концентрации вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы (антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), биологических факторов, а также тяжести и напряженности трудового процесса;
4. Все места проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора должны выполнятся с приложением эскиза помещения, в котором они проводились, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора (отбора проб);
5. Все протоколы оценки тяжести трудового процесса должны содержать как метрические (абсолютное время в минутах, часах), которое устанавливается на основании хронометражных наблюдений за всю рабочую смену, так и с последующим расчетом в процентах в относительных величинах к рабочему дню;
6. Все материалы СОУТ должны быть представлены в установленные сроки одновременно в электронном и печатном виде.
При этом, в пункте 5.8 документации на проведение запроса предложений установлен порядок оценки и сопоставлению заявок на участие в запросе предложений, а именно:
"Наличие не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта (да - 15 баллов; нет - 0 баллов)".
Однако требование о наличии не менее пяти экспертов установлено как обязательно требование к участникам закупки.
Следовательно, установление данного критерия оценки заявок заказчиком является неправомерным, так как данное требование является обязательным.
На основании вышеуказанного, заказчиком нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СанСервис" на действия комиссии заказчика - ОАО "Международный аэропорт Казань" при проведении открытого запроса предложений на предмет: "Специальная оценка условий труда" (N31502265422), обоснованной.
2. Признать комиссию заказчика, заказчика - ОАО "Международный аэропорт Казань" нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать заказчику - ОАО "Международный аэропорт Казань" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 июля 2015 г. N ИП-04/10944
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016