Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/6398 (опубликовано 16 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N 2, от 17.02.2014 N 34, от 06.07.2015 N 149 в составе:
"_"
в присутствии от уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - "_"
от заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - "_"
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Фармимпульс", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Фармимпульс" на положения документации об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку лекарственных препаратов (Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]) для обеспечения граждан Чувашской Республики в рамках постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. N890 (изв. N 0115200001115001424), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Чувашское УФАС России 03.07.2015 обратилось ООО "Фармимпульс" с жалобой на положения документации об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку лекарственных препаратов (Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]) для обеспечения граждан Чувашской Республики в рамках постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. N890 (изв. N 0115200001115001424) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы ООО "Фармимпульс" следует, что Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики объявлен электронный аукцион на поставку инсулина растворимого [человеческий генно-инженерный] конкретного торгового наименования - Инсуман Рапид ГТ.
Сообщает, что указание конкретного торгового наименования лекарственного средства в данном случае является нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку законом установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых возможно указание в документации торгового наименования - закупка лекарственных средств, входящих в специальный перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (данный перечень до настоящего времени не утвержден); при осуществлении закупки способом запроса предложений (закупка лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии; закупка лекарственного препарата у единственного поставщика).
В заседании Комиссии представители Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении Электронного аукциона не признали, сообщив, что указание в аукционной документации на торговое наименование лекарственного препарата обусловлено тем, что замена торговых наименований инсулинов у пациентов с ранее подобранным и назначенным инсулином, достигнутым эффективным контролем уровня глюкозы, высоким уровнем качества жизни крайне нежелательна и возможна только в условиях стационара. Техническое задание сформировано в интересах защиты прав и здоровья пациентов, на основании потребности, ранее заявленной учреждениями здравоохранения Чувашской Республики, согласованной с главным внештатным специалистом по нозологии, с учетом фармакотерапевтического и фармакоэкономического подходов.
ООО "Фармимпульс", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя не обеспечило.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Заказчик). Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Уполномоченный орган).
26.06.2015 11:09 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115200001115001424 о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственных препаратов (Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]) для обеспечения граждан Чувашской Республики в рамках постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. N890, с начальной (максимальной) ценой контракта 291 789,00 руб. Адрес электронной площадки в информационнно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://roseltorg.ru. Срок окончания подачи заявок установлен до 06.07.2015.
Одновременно на официальном сайте размещена документация об Электронном аукционе. В соответствии с Техническим заданием документации об Электронном аукционе к поставке требуется инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] со следующими характеристиками:
N |
Международное непатентованное наименование или состав |
ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ* |
Лекарственная форма |
Дозировка |
Количество упаковок |
1 |
Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] |
Инсуман Рапид ГТ |
раствор для инъекций - картриджи в шприц-ручке одноразовой |
100 МЕ/мл, 3 мл N 5 |
303 |
Также в Техническом задании указано, что закупаемый инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] предназначен для группы пациентов, нуждающихся в "особом" подборе терапии, в том числе по жизненным показаниям.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименования, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан" определены правила формирования перечня, но при этом к настоящему времени Министерство здравоохранения Российской Федерации такого перечня лекарственных средств не сформировало.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять запрос предложений, в том числе в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Извещение о проведении запроса предложений в соответствии с настоящим пунктом должно быть размещено в единой информационной системе не позднее следующего рабочего дня после даты осуществления закупки в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных.
Тем не менее, согласно письмам ФАС России от 16 октября 2007 г. N АЦ/19080, от 30 августа 2011 г. N АК/33019, Письму Минэкономразвития РФ N 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития РФ N 8035-ВС, ФАС РФ N ИА/20555 от 31.10.2007 различные торговые наименования инсулинов не совместимы между собой и невзаимозаменяемы. Несмотря на то, что данные письма регулировали правоотношения, складывающиеся в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который в настоящее время утратил силу в связи со вступлением в силу Закона о контрактной системе, позиция, изложенная в данных письмах, относилась к закупке конкретных лекарственных средств - инсулинов, при этом несовместимость и невзаимозаменяемость между собой инсулинов различных торговых наименований существует и в настоящее время.
Учитывая то обстоятельство, что перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, Правительством Российской Федерации к настоящему времени не утвержден, необходимо руководствоваться общими принципами и целями Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной систем контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Формирование предмета закупки в первую очередь обусловлено необходимостью обеспечения граждан, страдающих сахарным диабетом, при этом перевод пациента с одного вида препарата инсулина на другой может сопровождаться ухудшением течения диабета и снижением качества жизни больного.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 г N 2782-препараты для лечения сахарного диабета - инсулины включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год.
Установленные техническим заданием условия оказания услуги, требования к количественным характеристикам (объему) услуги, требования к качеству услуги направлены на бесперебойное обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами, равномерное поступление в аптечные учреждения согласно заявкам медицинских учреждений.
Таким образом, исходя из общих принципов контрактной системы в сфере закупок, а также указанных выше писем ФАС России, Минздравсоцразвития РФ, Минэкономразвития РФ, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что заказчик имел право провести электронный аукцион на поставку инсулина-изофана (человеческого генно-инженерного) конкретного торгового наименования - Инсуман Рапид ГТ.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Фармимпульс" необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Фармимпульс" необоснованной.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/6398 (опубликовано 16 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016