Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 1 июля 2015 г. N 08-04/15-10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: председателя комиссии - руководителя управления Чечениной С.А., членов комиссии: Коптева А.С. - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Марехи Д.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
при участии представителей открытого акционерного общества "Мурманэнергосбыт" (далее - ОАО "Мурманэнергосбыт", ОАО "МЭС", Общество, Заказчик) (ИНН 5190907139, ОГРН 1095190009111, адрес: 183034, г. Мурманск, ул.Свердлова, д.39) <> <> <> <> по доверенности,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "ТрансОйл-Сервис" (далее - ООО "ТрансОйл-Сервис", Заявитель) (ИНН 5190117571, ОГРН 1035100179740, адрес: 183001, г. Мурманск, ул. Траловая, д. 17) <> <> по доверенности,
рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "Мурманэнергосбыт" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Мурманской области (далее - Мурманское УФАС России, Управление) по итогам рассмотрения жалобы ООО "ТрансОйл-Сервис" (дело N 06-12/15-10) на действия Заказчика при проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд, номер извещения: 31401742417 (далее - Запрос предложений, Торги, Закупка) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Мурманэнергосбыт", утверждённым Протоколом заседания Совета директоров ОАО "Мурманэнергосбыт" от 01.08.2013 г. N 9/13 (с изменениями от 31.10.2013 N 14/13) (далее - Положение о закупке), Документацией о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" (далее - Документация о торгах, Документация о закупке) обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства было принято решение передать должностному лицу материалы дела N 06-12/15-10 (докладная записка от 04.02.2015 года).
Одновременно с этим из Прокуратуры Мурманской области 04.02.2015 года по подведомственности для рассмотрения и проведения проверки поступило обращение генерального директора ООО "ТрансОйл-Сервис" <> по вопросу возможного нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Из обращения ООО "ТрансОйл-Сервис" следует, что последним была подана заявка на участие в Торгах по всем лотам.
Согласно протокола оценки и сопоставления заявок (итоговый протокол) на участие в открытом одноэтапном запросе предложений N3 от 05 декабря 2014 года (далее - Протокол N3) ООО "ТрансОйл-Сервис" признано Комиссией по закупке ОАО "Мурманэнергосбыт" победителем (лицом, соответствующим требованиям Положения о закупках и Документации о закупке, а также предложившим наиболее выгодное ценовое предложение) по Первому и Второму лотам.
В пункте 5 Протокола N3 Комиссия по закупке приняла решение признать запрос предложений состоявшимся.
15.12.2014 года Председатель Комиссии по закупке, и.о. начальника службы закупок ОАО "Мурманэнергосбыт" <> принял Решение об отмене проведения процедуры открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" (далее - Решение об отмене закупки от 15.12.2014 года).
ООО "ТрансОйл-Сервис" полагает, что действия Заказчика по отказу от заключения договора с победителем открытого запроса предложений незаконным и необоснованным. У Заказчика не имелось никаких оснований для принятия подобного Решения, в документах отсутствуют доводы и мотивы отказа от процедуры.
По мнению Заявителя, принимая во внимание социальную значимость ОАО "Мурманэнергосбыт" в рамках осуществления деятельности по теплоснабжению региона, текущий разгар отопительного сезона в районах Крайнего Севера, позиция по отказу от заключения от договора с победителем является неправомерной, нарушающей права неопределённого круга лиц, являющихся потребителем тепловой энергии, может привести к срыву отопительного сезона, нарушению обязанности как теплоснабжающей организации по отсутсвию бесперебойной работы по обеспечению теплоснабжением ввиду несвоевременной доставки (перевозки) топочного мазута до грузополучателей.
Заявитель обратил внимание, что на момент подачи жалобы оказание услуг по перевозке мазута топочного осуществляется посредством иного контрагента - ООО "ТК Артек" (ИНН 5190000767, ОГРН 1115190027611, адрес регистрации: 183031, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 7), которой был признан победителем проведённых в 2013 году торгов и по итогам которых заключенный договор истёк 31 августа 2014 года.
В рамках отменённого спорного запроса предложений ООО "ТК Артек" также выступал участником процедуры закупки по тем же лотам, однако предложенная им цена превышала ценовое предложение ООО "ТрансОйл-Сервис" на 3,1 млн. рублей по первому лоту и н 8,5 млн. рублей по второму лоту.
В результате отмены процедуры запроса предложений и отказа от заключения договора на оказание услуг по перевозке с победителем на условиях наименьшей цены, ОАО "Мурманэнергосбыт" одновременно продлило договор с ООО "ТК Артек", срок действия которого истёк, второй раз, тем самым, по мнению Заявителя, нарушило основные принципы Закона о закупках, такие как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, что привело к нарушению прав и законных интересов участника - ООО "ТрасОйл-Сервис".
Заявитель, констатируя следующие факты:
- создание видимости соблюдения требований Закона о закупках (посредствм формальной публикации и размещении на официальном сайте http://zakupki.gov.ru открытого запроса предложений, без намерения заключения договора с победителем);
- действия по последующей отмене запроса предложений при условии действительной потребности в перевозке мазута;
- неоднократного продления срока действия договора с ООО "ТК Артек" на заведомо невыгодных условиях и отказом от заключения с участником, предложившим минимальную цену за услуги по перевозке мазута,
полагает, что совокупные действия всех членов комиссии по закупке, а также генерального директора (либо лица, фактически принявшего решение о возможности подписания дополнительного соглашения о продлении срока действия договора на оказание услуг по перевозке с ООО "ТК Артек") являются неправомерными, незаконными и необоснованными, направленными на исключение потенциальных участников из круга возможных договорных правоотношений и неоднократной пролонгации договора на оказание услуг по перевозке с единственным контрагентом - ООО "ТК Артек" в обход норм действующего законодательства о закупках.
Комиссия Мурманского УФАС, исследовав доводы Заявителя, выслушав пояснения и возражения представителя сторон, проанализировав представленные документы и сведения, приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг и регулирует отношения, направленные на единство экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надёжности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (части 1,2 статьи 1 Закона о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами (статья 3 Закона о закупках):
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Также Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан учитывать требования Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Закона о защите конкуренции).
Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам. Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
Так, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Под недопущением конкуренции со стороны Заказчика понимаются действия, которые приводят к невозможности конкуренции при осуществлении конкурентной закупки. Ограничение конкуренции выражается в осуществлении конкурентной закупки, при сохранении состязательности участников, но ее рамки искусственно регулируются заказчиком. Устранения конкуренции имеет место, когда в результате действий заказчика конкуренция была исключена при осуществлении конкурентной закупки.
Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим и для квалификации действий по организации и проведению торгов (аукционов) как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона N 135-ФЗ с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Для квалификации нарушения по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части действий по организации и проведению торгов, как нарушающих предусмотренные данной нормой запреты антимонопольного законодательства, в каждом конкретном случае необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений правил проведения торгов с точки зрения их фактического либо возможного негативного влияния на конкурентную среду.
Учитывая сложившуюся судебную и правоприменительную практику, для верной квалификации - установления признаков ограничения, недопущения, устранения конкуренции в действиях Заказчика, Комиссией Мурманского УФАС России полно и всесторонне исследована причинно-следственная связь обстоятельств, негативно повлиявших на конкуренцию, между принятой в Обществе системой закупок в целом (утверждённого Положения о закупке, документации о закупке) и фактическими обстоятельствами дела (действия Заказчика, Закупочной комиссии при проведении закупки) с учётом требований Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.
I. Общие сведения о системе закупок/ закупочной деятельности ОАО "Мурманэнергосбыт" содержатся в Годовом отчёте по результатам работы за 2014 год, утверждённого Решением Совета директоров ОАО "Мурманэнергосбыт".
В 2014 году закупочная деятельность ОАО "Мурманэнергосбыт" осуществлялась на основании следующих документов:
- Федеральный закон N 223-ФЗ от 18 июля 2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Мурманэнергосбыт", утверждённое Советом директоров ОАО "Мурманэнергосбыт" (Протокол от 01.08.2013 г. N 9/13) с изменениями (Протокол от 31.10.2013 N 14/13);
- Положение о Комиссии по закупкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг ОАО "Мурманэнергосбыт", утверждено Генеральным директором (Приказ N 70/1 от 19.06.2012) с изменениями (Приказ N 122 от 20.08.2012);
- Иных нормативно-правовых актов по закупкам товаров, работ, услуг и локальных нормативных актов ОАО "Мурманэнергосбыт".
Основной задачей деятельности ОАО "Мурманэнергосбыт" в области закупок являлось своевременное и полное обеспечение потребностей ОАО "Мурманэнергосбыт" в товарах, работах, услугах, совершенствование порядка и повышение эффективности размещения заказов.
Функции по координации, контролю и организации закупочных процедур в 2014 году осуществляла Служба закупок ОАО "Мурманэнергосбыт".
Состав членов Комиссии по закупке, утверждался Приказом по каждой проводимой закупке отдельно.
В 2014 году в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Мурманэнергосбыт" были предусмотрены следующие способы закупок:
- Конкурс;
- Аукцион;
- Запрос предложений;
- Запрос цен (запрос котировок);
- Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя);
- Конкурентные переговоры;
- Закупка путём участия в процедурах, организованных продавцами продукции.
В 2014 году все открытые закупки проводились на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru/223). Копии официальных публикаций о проводимых закупках и результаты конкурентных процедур размещались на сайте ОАО "Мурманэнергосбыт" http://www.mures.ru/.
В 2014 году ОАО "Мурманэнергосбыт", в соответствии с пунктом 15 статьи 4 Закона о закупках, пользовался правом не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 рублей, так как годовая выручка Общества за 2013 год составила более пяти миллиардов рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее Постановление) закупки, попадающие под действие данного Постановления, проводились на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ", за исключением закупок у единственного поставщика в соответствии с пунктом 2 Постановления.
Подготовка и публикация закупки. В Положении о закупке не содержится определение запроса предложений. Порядок проведения Запроса предложений регламентирован главой 7.6 Положения о закупке. В пункте 7.6.1 Положения о закупке установлены случаи проведения запроса предложений.
На основании докладной записки начальника транспортной службы <> от 26.11.2014 года, согласованную начальником службы закупок <> исполнительным директором <> за визой генерального директора <> были внесены изменения в план закупок и издан Приказ об утверждении Документации о закупке и создании Комиссии по закупке от 27.11.2014 года N236-з.
Извещение и Документация о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru 27.11.2014 (реестровый номер закупки: N31401742417).
Предмет запроса предложений: оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт".
Сведения о начальной (максимальной) цене по всем лотам: 110 447 900 (сто десять миллионов четыреста сорок семь тысяч девятьсот) рублей 00 копеек:
Лот N1. 29 251 500 рублей 00 копеек.
Лот N2. 47 910 000 рублей 00 копеек.
Лот N3. 15 064 400 рублей 00 копеек.
Лот N4. 18 222 000 рублей 00 копеек.
Источником информации о стоимости Услуг, являющихся предметом закупки, стала информация поставщиков, оформленная в виде коммерческих предложений. Начальная (максимальная) цена Договора была определена среднеарифметическим методом (пункт 4.7.4 документации о закупке).
Лот N1. Общее количество мазута, подлежащего перевозке: 27 200 тонн.
г. Мурманск - п. Абрам-Мыс. 2000 тонн - 1 356 000,00 руб. (678 руб./тонна);
г. Мурманск - п. Кильдинстрой. 3000 тонн - 1 989 000,00 руб. (663 руб./тонна);
г. Мурманск - п. Шонгуй. 1500 тонн - 1 129 500,00 руб. (753 руб./тонна);
г. Мурманск - г. Гаджиево (ТЦ 640). 12000 тонн - 16 200 000,00 руб. (1350 руб./тонна);
г. Мурманск - г. Кола. 2000 тонн - 1 260 000,00 руб. (630 руб./тонна);
г. Мурманск - п. Мурмаши. 2000 тонн - 1 506 000,00 руб. (753 руб./тонна);
г. Мурманск - п. Молочный. 2000 тонн - 1 306 000,00 руб. (653 руб./тонна);
г. Мурманск - п. Верхнетуломский. 1500 тонн - 2 025 000,00 руб. (1350 руб./тонна);
в т. ч. по маршрутам:
г. Мурманск - с. п. Ура - Губа. 400 тонн - 536 000,00 руб. (1340 руб./тонна);
г. Мурманск - с. п. Териберка. 800 тонн - 1 944 000,00 руб. (2430 руб./тонна).
Лот N2. Общее количество мазута, подлежащего перевозке: 36 000 тонн.
г. Мурманск - г. Снежногорск, ЗАТО Александровск, ул. Бирюкова д. 3 - 15000 тонн - 20 100 000,00 руб. (1340 руб./тонна);
г. Мурманск - г. Снежногорск, ЗАТО Александровск, п. Оленья Губа - 1000 тонн - 1 310 000,00 руб. (1310 руб./тонна);
г. Мурманск - г. Полярный, ЗАТО Александровск, ул. Гандюхина, 11 - 20000 тонн - 26 500 000,00 руб. (1325 руб./тонна).
Лот N3. Общее количество мазута, подлежащего перевозке: 9 800 тонн.
г. Кандалакша - п. Нивский. 1500 тонн - 952 500,00 руб. (635 руб. /тонна);
г. Кандалакша - п. Зеленоборский (котельная N6). 800 тонн - 994 400,00 руб. (1243 руб. /тонна);
г. Кандалакша - п. Зеленоборский (котельная N22). 2000 тонн - 2 486 000,00 руб. (1243 руб. /тонна);
г. Кандалакша - п. Умба (котельная N15,). 4000 тонн - 7 732 000,00 руб. (1933 руб. /тонна);
г. Кандалакша - п. Умба (котельная N18). 1500 тонн - 2 899 500,00 руб. (1933 руб. /тонна).
Лот N4. Общее количество мазута, подлежащего перевозке: 14 000 тонн.
г. Кандалакша - п. Белое Море. 4000 тонн - 3 072 000,00 руб. (768 руб./тонна);
г. Кандалакша - н.п. Ёнский. 10000 тонн - 15 150 000,00 руб. (1515 руб./тонна).
Срок оказания услуг по всем лотам перевозке: с 08.12.2014 г. по 31.12.2015 г.
Особые условия: Заказчик не обязан, в течение срока действия Договора, направить в адрес Перевозчика заявки на перевозку всего объёма Груза (не обязан выбрать весь объем услуг по перевозке Груза). В случае, если в течение срока действия Договора от Заказчика не поступит заявок на перевозку всего объёма Груза или на перевозку части объёма Груза, то это не является неисполнением обязательств по Договору со стороны Заказчика и Заказчик не несёт никакой ответственности перед Перевозчиком.
Дата и время окончания подачи заявок - 04.12.2014 в 13:00.
Дата и время рассмотрения заявок - 05.12.2014 в 09:00.
Дата и время подведения итогов - 05.12.2014 в 14:00.
Проведение закупки. 04.12.2014 года проведено вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом одноэтапном запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" (Протокол N 1 от 04.12.014 года).
На процедуру вскрытия конвертов с заявками на бумажных носителях было представлено 10 (десять) заявок от следующих Участников закупки:
- лот N1. ООО "ТК Артек", ООО "ТрансОйл-Сервис";
- лот N2. ООО "ТК Артек", ООО "ТрансОйл-Сервис";
- лот N3. ООО "ТК Артек", ООО "ТрансОйл-Сервис", ООО "АВТОГРАД";
- лот N4. ООО "ТК Артек", ООО "ТрансОйл-Сервис", ООО "АВТОГРАД".
05.12.2014 года Комиссия по закупкам ОАО "Мурманэнергосбыт" рассмотрела заявки на участие в открытом одноэтапном запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" (Протокол N2 от 05.12.2014 года).
Согласно Протоколу N2 Комиссия по закупкам единогласно признала правильность оформления всех заявок участников на участие в запросе предложений и их соответствие техническим требованиям Документации.
05.12.2014 года Комиссия по закупкам провела процедуру оценки и сопоставления заявок (итоговый протокол) на участие в открытом одноэтапном запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт", по итогам которой составлен Протокол N 3 от 05.12.2015 года (размещён на официальном сайте 05.12.2014 в 18:35).
Комиссия по закупке оценила и сопоставила заявки и провела их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с п. 4.12.1. Документации о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" Участников запроса предложений.
Заявки оценивались членами Комиссии по закупке по следующим критериям: "Цена", "Срок оплаты", "Опыт выполнения аналогичных услуг".
Победителем по лотам N 1 и N2 стало ООО "ТрансОйл-Сервис", по лотам N3 и N4 - ООО "ТК Артек".
На основании Протокола рассмотрения заявок N3 от 05.12.2014 года Комиссия по закупке приняла решение признать запрос предложений состоявшимся (пункт 5 протокола).
Порядок заключения и исполнения договора прописан в главе 9 Положения о закупке. В соответствии с пунктом 9.1 Положения о закупке договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам неторговых процедур - не позднее десяти дней со дня подписания итогового протокола.
Применяя метод исключения и учитывая то, что торги - способ закупки, проводимый в форме конкурса или аукциона (пункт 1.12 Положения о закупке), запрос предложений является "неторговой процедурой" (по общему правилу и далее по тексту - неконкурентная закупка). Иного понятия "неторговая процедура" Положение о закупках не содержит.
15.12.2014 года - на десятый день со дня подписания итогового протокола - Председатель Комиссии по закупке, и.о. начальника службы закупок ОАО "Мурманэнергосбыт" <> принял решение об отмене проведения процедуры открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт".
Отказ от проведения торгов. 15.12.2014 года Комиссия по закупке в составе: <> - и.о. начальника службы закупок; Члены Комиссии по закупке: <> - начальник отдела экономической безопасности службы внутреннего контроля; <> - заместитель начальника транспортной службы; <> - механик транспортной службы; <> - начальник отдела внутреннего контроля службы внутреннего контроля, утвердила Протокол N4 на участие в открытом одноэтапном запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" от 15.12.2014 года (далее - Протокол N4 от 15.12.2014) (размещён на официальном сайте 15.12.2014 в 17:21).
Как следует из Протокола N4 от 15.12.2014 Комиссия по закупке, руководствуясь пунктом 7.6.14 Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Мурманэнергосбыт" и пунктом 2.4. Документации о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт", решила:
- отказаться от процедуры открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт", извещение N 31401742417.
В последний день подписания контракта Председатель Комиссии по закупке <> принял решение об отмене проведения процедуры открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" от 15.12.2014 года (Протокол Комиссии по закупкам N4 от 15.12.2015) (размещено на официальном сайте 15.12.2014 в 17:21).
Закон N223-ФЗ определяет общие положения (разделы), которые должны включаться в положение о закупке, но не содержит каких-либо обязательных требований или ограничений к порядку проведения процедур закупки, в частности, не устанавливает правила отмены закупочной процедуры.
Следовательно, непосредственное содержание указанных разделов, а также правила отмены закупочной процедуры определяется заказчиком самостоятельно с учётом действующего законодательства. При этом любой заказчик при осуществлении текущей хозяйственной деятельности, в том числе закупочной, обязан руководствоваться антимонопольным законодательством, являющимся межотраслевым законодательством.
Согласно пункту 1.1. Положения о закупке под процедурой закупки понимается деятельность Заказчика по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью приобретения у него товаров (работ, услуг).
При этом Положение о закупке чётко не разграничивает понятия выбора поставщика (как процедура определения победителя в торгах) и процедуру заключения контракта с победителем, а также зону ответственности комиссии по закупкам и заказчика.
Порядок отказа от проведения открытого запроса предложений является самостоятельной процедурой, которая в данном случае регламентирована пунктом 7.6.14 Положения о закупках, согласно которой Заказчик имеет право отказаться от проведения запроса предложений, при этом Заказчик не несёт ответственности перед участниками закупки, направившими заявку на участие в запросе предложений. Расходы, понесённые участником закупки при подаче заявки на участие в запросе предложений, Заказчиком возмещению не подлежат.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что это право является безусловным и не подлежит оспариванию со стороны участников. Комиссия Мурманского УФАС подтвердила законность действий Заказчика в соответствии с Положением о закупке (дело N06-12/ 15-10).
В тоже время, право Заказчика, предусмотренное Положением о закупке, противоречит общему подходу законодательства РФ, а также создаёт предпосылки для нарушения антимонопольного законодательства.
Так, в статье 2 Закона N223-ФЗ указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Возможность отказа от проведения торгов предусмотрена статьёй 448 ГК РФ.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесённый ими реальный ущерб.
Таким образом, законодатель установил как общее правило для организаторов торгов право отказаться от проводимой закупки до определённого момента - до момента, когда все участники находятся в одних и тех же условиях, их ценовые предложения неизвестны, заявки не оценены.
Аналогичное правило содержится также в основном законе, регулирующим сферу закупок Российской Федерации - Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Важно отметить, что Положение о закупке содержит перечень процедур: конкурентные - аукцион, конкурс, двухэтапный конкурс; неконкурентные - запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры, прямая закупка.
Согласно Положению о закупке Заказчик имеет право отказаться от проведения закупок. Однако, в аукционе (пункт 7.4.15), конкурсе (пункт 7.2.1.9).Заказчик имеет право отказаться от проведения аукциона до окончания подачи заявок.
В тоже время, по неконкурентным процедурам Заказчик прописал право принять решение об отказе от проведения закупки в любое время: запрос цен (пункт 7.7.11), запрос предложений (пункт 7.6.14), конкурентные переговоры (пункт 7.12.15), прямая закупка.
При этом участник закупки не вправе отказаться от заключения договора (см. например пункты 7.2.2.8, 7.2.4.5, 7.2.5.8)
Для того, чтобы квалифицировать Положение о закупке как создающее условия для ограничения участников торгов, указанные сведения необходимо рассматривать во взаимосвязи с фактической закупочной деятельностью Заказчика.
Так, согласно плану закупок товаров (работ, услуг) на 2014 год (размещён на официальном сайте (с изм. от 11.06.2015), план N 2130027496) проведено 174 закупки, из них конкурентные процедуры - аукционы и конкурсы - не проводились. Подавляющее большинство составляет закупка у единственного поставщика, в остальном: либо запрос цен, либо запрос предложений.
Согласно годовому отчёту Общества, 40% от заключённых контрактов приходится на закупку по итогам запроса цен, 25% - у единственного поставщика, 23% - у единственного поставщика по несостоявшейся "непрямой" закупке; 12% запрос предложений.
Таким образом, при видимом формальном соответствии Закону 223-ФЗ нормы Положения о закупках содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Анализ закупочной деятельности Заказчика с сопоставлением утверждённых Положением о закупке процедур фактически указывает:
1. на осуществление закупочной деятельности Общества, чья выручка превышает 7 000 000 000 (семь миллиардов) рублей, в подавляющем большинстве неконкурентными процедурами. Размытые основания для проведения неконкурентных закупочных процедур вместе с возможностью удовлетворить любую потребность заказчика через прямые закупки (44 основания для закупки, глава 7.11 Положения о закупках), то есть с единственным поставщиком, такие как (основания для заключения):
- приобретение товаров, работ услуг на сумму, не превышающую 500 тыс. рублей (подпункт 1 пункта 7.11.2);
- процедура закупки, проведённая ранее, не состоялась (подпункт 2 пункта 7.11.2);
- продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (подпункт 3 пункта 7.11.2);
- заказчик, ранее закупив продукцию у какого-либо поставщика (подрядчика, исполнителя), определяет, что у того же поставщика (подрядчика, исполнителя) должны быть произведены дополнительные закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальных закупок, ограниченный объем предлагаемых закупок по сравнению с первоначальными закупками, разумность цены и непригодность продукции, альтернативной рассматриваемой (подпункт 5 пункта 7.11.2);
- действуют ранее заключенные договоры с поставщиками (подпункт 7 пункта 7.11.2);
- заказчик ранее закупал продукцию (работы, услуги) у какого-либо поставщика и качество продукции (работ, услуг) полностью удовлетворило потребности заказчика (подпункт 8 пункта 7.11.2);
- закупка новогодних подарков (подпункт 31 пункта 7.11.2).
2. на возможность отказа от проведения процедуры закупки на любом этапе в соответствии с Положением о закупке без обоснования.
По мнению Управления, одной из причин высокого показателя осуществления закупки у единственного поставщика является:
- короткий срок подачи заявок на участие в "неконкуретных" закупках, составляющий 5 рабочих дней (пункт 7.6.4., 7.7.3);
- установление единых требований к составу заявок без учёта срока подачи заявок. Так, установлены единые требования к заявке на участие в запросе предложений (срок подачи заявок - 5 рабочих дней) и на участие в аукционе, конкурсе (срок подачи заявок - 20 дней, пункт 7.2.1.1), к представляемым документам (пункты 7.2.2.2, 7.4.7, 7.6.6., 7.7.5), а именно: требования к нотариальному заверению документов (ЕГРЮЛ, учредительный документы), к актуальной выписки ЕГРЮЛ (не с момента последнего изменения записи ЕГРЮЛ, а не ранее чем три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении торгов), возможность подачи заявки исключительно в письменном виде (пункт 7.2.2.3, 7.6.8., 7.7.6).
Указанные требования несут дополнительную временную, экономическую нагрузку на потенциальных участников, особенно учитывая право немотивированного отказа Заказчика даже на этапе подписания контракта с победителем. Увеличение срока на подачу заявок и (или) аналогичных ему сроков всегда приводит к созданию для потенциальных участников торгов, а равно для добросовестных организаторов торгов более выгодных условий, в связи с чем определенный организатором торгов срок (не максимально возможный, а иной нормативно допустимый) всегда создает ощутимые ограничения для "потенциала торгов" как особой формы заключения договора, преследующей отличные от иных форм правовые цели. А ограничение по форме подачи заявок в письменной форме с учётом короткого срока подачи заявок и обязанностью Заказчика не рассматривать заявки, поданные позже срока окончания подачи заявок, приводит к необоснованному увеличению рисков несвоевременной подачи заявки на участие в торгах.
Информация, послужившая основанием для принятия решения об отказе от проведения закупки. Немотивированный отказ от проведения закупки.
На первом заседании Комиссии Мурманского УФАС России (21 апреля 2015 года) было заявлено, что основанием для отказа от проведения процедуры закупки послужил вывод службы внутреннего контроля Общества о необоснованности формирования начальных (максимальных) цен по всем лотам, а также возможность причинения убытков Обществу при заключении договоров на оказание услуг по перевозке по результатам закупочных процедур по завышенным ценам.
Службой внутреннего контроля был сделан вывод об экономической целесообразности продления с ООО "ТК Артек" в рамках договоров N209/ТС, N210/ТС от 19.08.2013 при условии не изменения цен на услуги по данным договорам.
В связи с непредставлением на первом заседании какого-либо обоснования Управление запросило пояснения Заказчика и лица (<>), принявшего решение, по вопросу отмены проведения процедуры открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" от 15 декабря 2014 года, включая экономическое, производственное, правовое обоснование с документарным подтверждением полномочий на принятие указанного решения.
К заседанию 06.05.2015 года информация не была представлена.
К следующему заседанию, назначенному на 14.05.2015 года, были представлены пояснения <> без какого-либо анализа ситуации, послужившего основанием для отказа от закупки.
Управлением по причине непредоставления документов в третий раз запрошена информация (материалы проверки со всеми приложениями) Службы внутреннего контроля Общества (включая экономическое обоснование стоимости перевозки по каждому маршруту, предложенной победителем закупки и действующими контрактами N209/ТС, N210/ТС от 19 августа 2013 года), ставшим основанием для принятия решения об отказе от закупки (извещение 31401742417).
К следующему заседанию, назначенному на 25.06.2015 года, были представлены пояснения Начальника внутреннего контроля <> (докладная записка от 18.06.2015 года) также без документального подтверждения проведённого анализа ситуации, послужившего основанием для отказа от закупки.
После устного запроса Комиссии Мурманского УФАС в рамках заседания материалы проверки Службы внутреннего контроля Управление получило 26 июня 2015 года расчёты, "экономический анализ" на 10 листах (письмо ОАО "Мурманэнергосбыт" N010/10463 от 26 июня 2015 года).
Таким образом, спустя 6 месяцев с момента отказа от проведения открытого запроса предложения, заявитель получил возможность ознакомиться с материалами, ставшими основанием для отказа от проведения закупки, и как следствие отказа от заключения контракта с ООО "ТрансОйл-Сервис".
Комиссия Мурманского УФАС по итогам анализа поступившей информации и пояснений представителей Заказчика (начальника отдела закупок службы закупок, начальника службы закупок, начальника транспортной службы, руководителя юридической службы) отмечает следующее.
На 12 декабря 2014 года, то есть на дату, когда со слов и.о. генерального директора ОАО "Мурманэнергосбыт", ему стало известно о закупке и была инициирована проверка целесообразности проведения закупки, решение принималось на основании экономического анализа:
1. составленного с ошибками по объёму фактически осуществлённых перевозок;
2. не учитывающего потребность Общества на отопительный период;
3. не учитывающего остаток выборки по конкретным маршрутам;
4. не учитывающего коньюнктуры рынка на конец 2014 года;
5. не учитывающего возможных рисков отказа от исполнения действующих договоров;
6. не учитывающего правовые основания продления действующих договоров,
7. не учитывающего целесообразность отказа от проведения закупки в разгар отопительного сезона.
1. Указанный экономический анализ представляет собой сравнительный расчёт стоимости оказания услуг по перевозке на основании действующих по состоянию на 15.12.2014 договоров, заключенных с ООО "ТК Артек" (209/ТС и 210/ТС от 19.08.2013) и заявок, представленных ООО "ТК Артек" и ООО "ТрансОйл-Сервис" в рамках закупки (номер извещения 31401742417). Результаты данных расчётов послужили основанием для вывода об экономической целесообразности продления правоотношений с ООО "ТК Артек" в рамках договоров N209/ТС, 210/С от 19.08.2013 при условии не изменения цен на услуги по данным договорам и были доведены в устном порядке до и.о. генерального директора ОАО "Мурманэнергосбыт" <> 15 декабря 2014 года.
Из прилагаемых расчётов и докладной записки службы внутреннего контроля следует, что в случае если бы не было принято решение об отказе от процедуры открытого одноэтапного запроса предложений и были бы заключены договоры и они бы исполнялись, то Общество могло бы понести убытки в 2015 году в общем размере около 2 051 476, 04 рублей в целом по всем маршрутам, указанным в 4-х лотах документации по закупке.
Комиссией Мурманского УФАС установлено несоответствие информации, изложенной в докладной записке службы внутреннего контроля.
Во-первых, указанный экономический анализ составлен с ошибками по объёму фактически осуществлённых перевозок.
Так, по расчётам за ноябрь 2013 года в г. Полярный было перевезено 522,42 тн, в г. Снежногорск - 567,92. Согласно счёту-фактуре N132 от 30.11.2013, Акту N133 от 30.11.2013 (с печатями и подписями зам.ген.директора по транспортной службе <> товароведа ОТО <> начальника транспортной службы <>) в г. Полярный было перевезено 567,922 тн, в г. Снежногорск - 522,424 тн.
Во-вторых, сведения о фактически перевезённом топливе не соответствуют двум докладным запискам профильного сотрудника транспортной службы (см. таблицу)
|
Докладная записка <> от 14.08.2014 года |
Докладная записка <> от 12.12.2014 года |
Докладная службы внутреннего контроля ("экономический анализ") |
Информация согласно представленным актам выполненных работ, счетам-фактур |
Договор 209/ТС |
64 755 тн |
|
|
|
фактически перевезено |
|
37 102,262 тн |
30 882,21 тн |
на 31.08.2014 - 31 397, 359 тн; на 15.12.2014 - 40 795, 553 тн |
остаток по договорам |
|
27 652,738 тн |
|
|
Договор 210/ТС |
65 700 тн |
|
|
|
фактически перевезено |
|
11 791,093 тн |
13 783,82 тн |
на 31.08.2014 - 10 051, 44 тн; на 15.12.2014 - 14 931, 878 тн |
остаток по договорам |
|
53 908,907 тн |
|
|
Итого |
130 455 тн |
|
|
|
фактически перевезено |
77 729,0 тн |
43 893,0 тн |
44 666,03 тн |
на 31.08.2014 - 41 448,799 тн; на 15.12.2014 - 55 727,431 тн |
остаток по договорам |
52 726,0 тн |
86 562,0 тн |
85 788,97 тн |
|
В-третьих, экономический анализ не учитывает оставшийся неперевезённый объём по маршрутам. Так, на 15.12.2014 года исходя из представленных сведений и документов по направлению "г. Мурманск - г. Полярный" (договор 209/ТС от 19.08.2013) превышение лимита перевозки топлива составляло около 3 000 тн. Практически лимит по перевозке был выбран по направлению "г. Мурманск - Оленья Губа", что подтверждается материалами дела (счета-фактуры, акты выполненных работ).
Фактически невыбранный объём перевозок по договору 210/ТС складывался за счёт маршрутов, по которым общество не осуществляло перевозки: маршруты "г. Мурманск - г. Кола", "г. Мурманск - п. Мурмаши", "г. Мурманск - п. Молочный", "г. Мурманск - п. Верхнетуломский", "п. Высокий - п. Ревда", "п. Высокий - п. Ловозеро", "г. Мурманск - с.п. Териберка", "г. Мурманск - с.п. Ура-Губа"). Объем перевозок по указанным маршрутам составляет 44000 тн из общего предусмотренного объёма 64700 тн.
Аналогичная ситуация обстоит и с договором N209/ТС по маршрутам "Кандалакша - п. Нивский", "Кандалакша - п. Зеленоборский (кот 6)", "Кандалакша - п. Умба(к. 18)".
Кроме того, расчёт не учитывает сложившуюся экономическую ситуация (ежегодное повышение цен на бензин, инфляцию и иные экономический факторы, влияющие на удорожание товаров, работ, услуг), а также возможное нежелание в связи с экономической нецелесообразностью ООО "ТК Артек" оказывать услуги по перевозке мазута топочного по договорам N209/ТС, 210/ТС.
Следует отметить, что в том числе на основании актуального коммерческого предложения ООО "ТК Артек" была сформирована начальная (максимальная) цена контракта, а также то, что ООО "ТК Артек" был участником по всем лотам со своим ценовым предложением, существенно превышающем цену по договорам 209/ТС, 210/ТС.
Учитывая то обстоятельство, что решение принималось в начале отопительного сезона, решение Заказчика об отказе от проведения процедуры, что фактически является отказом от подписания контракта, выглядит необдуманно.
Однако, изучение норм Положения о закупке позволяет сделать вывод о том, что даже в случае необоснованного отказа от проведения закупки у Заказчика существует возможность по заключению договоров с тем же предметом и на любых условиях.
Так, после отказа от проведения закупки Заказчиком 30.04.2015 года единовременно было заключено 8 новых договоров на бесконкурентной основе по подпункту 1 пункта 7.11.2 (закупка до 500 т.р) с ООО "ТК Артек" по маршрутам "г. Мурманск - г. Снежногорск", "г. Мурманск- г. Полярный" на общую сумму свыше 3,2 млн.рублей. То есть по тем маршрутам, по которым Общество выбрало объём перевозок по договору 209/ТС, были заключены дополнительные договоры.
В этой связи необходимо отметить ценовое предложение ООО "ТрансОйл-Сервис" по лоту N2, которое даже по расчётам службы внутреннего контроля были бы выгоднее для Общества, чем продление договора 209/ТС.
2. отсутствие целесообразности отказа от проведения закупки с учётом потребности заказчика в перевозке мазута топочного.
Из пояснений начальника транспортной службы следует, что точную потребность определить невозможно. Потребность зависит от сезонных факторов, трудно поддаётся расчётам. В связи с чем объём по каждому направлению любой закупки на оказание услуг по перевозке мазута топочного берётся "с большим запасом" во избежание срыва отопительного сезона. За основу берётся информация о перевозках за предыдущие периоды.
Исходя из сравнительного анализа проводимых ранее закупок по схожим маршрутам (31200003373,31300132471,31300244011,31300244047,31300436407,31300472524, 31300475190,31400838111,31400838245,31400848043,31400890389,31401332261,3 1401742417,31502087864,314502463945) начиная с 2012 года, а также учитывая представленные документы (напр. договор от 27 сентября 2012 года N015-30, договор от 27 сентября 2012 года N015-31) возможно сделать вывод о том, что крупным (постоянным) маршрутам объём перевозок практически не коррелируется.
Так, по договору N015-30 (с ООО "ТК Артек") на оказание услуг по перевозке 54 000 тонн мазута топочного количество перевозимого груза распределялось следующим образом:
- г. Мурманск - г. Снежногорск, ЗАТО Александровск, ул. Бирюкова д. 3 - 20 000 тонн (780 р/тн); - г. Мурманск - г. Снежногорск, ЗАТО Александровск, п. Оленья Губа - 1500 тонн (780 р/тн); - г. Мурманск - г. Полярный, ЗАТО Александровск, ул. Гандюхина, 11 - 32500 тонн (780 р/тн).
Указанный объём сопоставим с объёмом договора N209/ТС и лотом N2. Отдельно следует отметить, что с разницей во времени более 2 лет по наиболее крупному направлению (Мурманск-Полярный) цена сопоставима с предложением победителя - ООО "ТрансОйл-Сервис" - по спорному лоту 780 р/тн против 795 р/тн по продленному договору N209/ТС.
Таким образом, Закупка на оказание услуг по перевозке мазута топочного является ежегодной и соразмерной по объёму со спорной Закупкой.
Ссылка на то, что закупка является внеплановой Комиссией не принимается по нескольким причинам. Во-первых, учитывая сезонную повторяемость закупки (как правило проводятся в конце лета, осенью до начала нового отопительного сезона).
Во-вторых, отсутствие сведений о том, что закупка является срочной (что в основном и характеризует внеплановость любых закупок). Как было указано, руководство Общества знало о планируемой закупке заранее, о чём свидетельствует докладная записка начальника транспортной службы <> от 29.10.2014.
В-третьих, на заседании Комиссии Мурманского УФАС изучен порядок проведения закупок: от возникновения потребности Общества (контроль исполнения текущих контрактов транспортной службой), формирования технического задания, согласования со службой закупок, исполнительным директором, проведения закупки, рассмотрения и оценки заявок (с участием представителей отдела экономической безопасности, внутреннего контроля службы внутреннего контроля, а также представителя Заказчика).
Кроме того, указанная потребность для Общества является одним из основополагающих в своей деятельности. Уставом ОАО "Мурманэнергосбыт" предусмотрены различные виды деятельности, основным видом деятельности с 01.09.2011 является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), с 01.01.2014 также и передача электрической энергии. На что также указывает постоянный и многоуровневый контроль за своевременным исполнением договоров со стороны структурных подразделений Общества.
Таким образом, Комиссии Мурманского УФАС не представлены сведения о наличии реальных оснований для постановки вопроса об отмене закупки.
3. правовые основания для продления договоров N209/ТС, 210/ТС от 19 августа 2013 года.
Следует обратить внимание на возможность, предусмотренную Положением о закупке, продлить любой договор в случае наличия задолженности перед контрагентом. При этом Заказчик, в случае возникшей необходимости, а не объективных причин, может создать эту задолженность искусственно.
В соответствии с пунктом 9.10.2 Положения о закупке Заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе изменить сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или просрочкой выполнения Заказчиком своих обязательств по договору.
Сроки исполнения договоров 209/ТС, 210/ТС были продлены дважды: соглашениями N1 от 31.08.2014 сроки оказания услуг продлены до 31.12.2014 года; соглашениями N2 от 30.12.2014 года сроки оказания услуг продлены до 31.05.2015 года.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что договоры продлены в полном соответствии с пунктом 9.10.2 Положения о закупке по причине просрочки выполнения Заказчиком своих обязательств по договору в части оплаты услуги.
Несмотря на неоднократные устные запросы в ходе заседаний Комиссии Мурманского УФАС России, письменных запросов - определение от 15 мая 2015 года, сведения относительно продления (из чего и на какую дату сложилась просрочка оплаты обязательств, явившаяся основанием заключения дополнительного соглашения об изменении сроков исполнения обязательств по договорам N209/ТС, N210/ТС от 19 августа 2013 года, с приложением подтверждающих документов) договоров 31 августа 2014 года не представлены.
Вместе с письменными пояснениями от 19.06.2015 года N10013 представлено письмо N03/9986 от 19 июня 2015 года за подписью исполнительного директора <> и зам.главного бухгалтера <> "о предоставлении информации".
Согласно письму на 15 декабря 2014 года задолженность Общества перед ООО "ТК Артек" составляла:
- по договору 210/ТС - 3 323 100, 21 руб, в том числе просроченная задолженность 796 447, 11 руб. (счёт фактура N115 от 31.10.2014 г. к акту N123 от 31.10.2014);
- по договору 209/ТС - 7 319 484, 71 руб, в том числе просроченная задолженность 394 977, 18 руб. (счёт фактура N114 от 31.10.2014 г. к акту N122 от 31.10.2014).
Информация о задолженности на 31 августа 2014 года не представлена.
Согласно пункту 4.1 указанных договоров оплата производится путём безналичного перечисления Заказчиком денежных средств на расчётный счёт перевозчика не позднее 45 дней с момента предоставления Перевозчиком необходимых документов, на основании счёта в соответствии с установленными ценами.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, течение срока, установленного пунктом 4.1 Договоров, начинается на следующий день после принятия заказчиком необходимых документов, а не непосредственно в день их получения.
При таких обстоятельствах просроченная задолженность по счетам фактурам N114, N115 наступает не 15.12.2014, а 16.12.2014, следовательно, оснований для продления договора на момент принятия решения об отказе от закупки не было.
Дополнительное соглашение о продлении сроков было заключено 30.12.2014 года. Вероятно, на тот момент просроченная задолженность имела место быть. Однако, важен сам факт злоупотреблением со стороны Заказчика своим правом для продления договора и создание искусственной задолженности перед контрагентом, в случае заинтересованности продления с ним договорных отношений, не опасаясь при этом выставления ответных штрафных санкций за неисполнение положений договора.
Положение о закупках позволяет менять объем оказываемых услуг, сумму договора, иные существенные условия договора.
Так, пунктом 9.10 Положения о закупке предусмотрено, что Заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе изменить предусмотренный договором объем закупаемой продукции (пункт 9.10.1) сроки исполнения обязательств по договору (пункт 9.10.2), цену договора (пункт 9.10.3), иные условия, предусмотренные договором (пункт 9.10.4).
Процедура изменения договоров устанавливает необоснованно широкие пределы полномочий Заказчика при их исполнении. Отсутствие или неопределённость сроков, условий или объективных оснований принятия решения даёт Заказчику возможность действовать за рамками требований, установленных Законом о закупках.
Как было указано ранее, условия, необходимые для применения положения об изменении договора, могут быть созданы искусственно.
Указанные права Заказчика совместно с необязательностью проведения конкурентных процедур, большим числом закупок у единственного поставщика, в случае злоупотреблений ими фактически делают всю систему закупок не более чем видимостью соблюдения основных принципов и требований Закона о закупках.
Также следует отметить позицию Общества в рамках договорных отношениях между ОАО "Мурманэнергосбыт" и потенциальными контрагентами по оказанию услуг по перевозке мазута топочного.
В договоры на оказание услуг по перевозке мазута топочного включены особые условия, согласно которым Заказчик не обязан, в течение срока действия Договора, направлять в адрес Перевозчика заявки на перевозку всего объёма Груза (не обязан выбирать весь объем услуг по перевозке Груза). В случае, если в течение срока действия Договора от Заказчика не поступит заявок на перевозку всего объёма Груза или на перевозку части объёма Груза, то это не является неисполнением обязательств по Договору со стороны Заказчика, и Заказчик не несёт никакой ответственности перед Перевозчиком.
В тоже время, для Перевозчика исполнение заявок Заказчика является безусловным, даже после окончания срока оказания услуг.
В обоснование своих доводов Заказчик представил правовую позицию по вопросу о возможности Общества требовать дальнейшего исполнения контрактов о перевозке мазута топочного после окончания срока их действия при их частичном исполнении.
Заказчик, ссылаясь на пункт 7.9 Договоров 209/ТС, 210/ТС (договор действует с момента подписания и до полного исполнения); статью 425 ГК РФ (договор, в котором отсутствует условие прекращения обязательств сторон по договору признаётся действующим до определённого в нём момента окончания исполнения сторонами обязательств), делает вывод о том, что обязательства перевозчика по оказанию услуг по перевозке мазута по данным договорам продолжили действовать до полного их исполнения. Данный вывод находит своё отражение в судебной практике (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 N8171/13).
Таким образом, Положением о закупке допускаются фактически бессрочные контракты, а исполнение хозяйствующим субъектом условий договора поставлено исключительно в зависимость от субъективного усмотрения заказчика без представления каких-либо обоснованных и мотивированных объяснений.
Совокупность установленных обстоятельств, позволяющих использовать Положение о закупке по субъективному усмотрению Заказчика, в части создания благоприятных условий для осуществления закупочных процедур у определённого хозяйствующего субъекта, а также принятие Заказчиком не обусловленных объективными причинами решений указывают на возможную договорённость с заинтересованным хозяйствующим субъектом.
Кроме того, действия Заказчика способствуют развитию несовершенной конкуренции - конкуренция в условиях, когда отдельные хозяйствующие субъекты имеют возможность контролировать рынок в части или в целом, диктуя цены на продукцию (обоснование начальной максимальной цены), на котором они работают. Особенно это актуально относительно ситуации, когда постоянный перевозчик предлагает коммерческое предложение для обоснования цены лотов, после этого выходит на торги с меньшей ценой, а по итогам отменённой закупки подписывает соглашение о продлении сроков договора на оказание услуги на перевозку мазута с ещё меньшей ценой.
Комиссия Мурманского УФАС России на основе оценки совокупности всех обстоятельств, а именно:
- анализа норм Положения о закупке, регулирующих проведения спорного запроса предложений, порядка заключения и изменения договора;
- исследования обстоятельств, ставших основанием для принятия решения об отказе от проведения закупки
делает вывод о том, что Заказчиком в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в утверждении Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Мурманэнергосбыт" (совокупность положений, регламентирующих требования к заявке: пункты 7.2.2.2, 7.2.2.3, 7.4.7, 7.6.4, 7.6.6., 7.6.8, 7.7.3, 7.7.5, 7.7.6; необоснованный отказ от закупки: пункты 7.7.11, 7.6.14; регламентирующие порядок изменения договоров: пункты 9.10.1, 9.10.2, 9.10.3, 9.10.4; закупку у единственного поставщика: пункт 7.11.2), содержащих положения (пункты, которые привели и могут привести к недопущению, ограничению и (или) устранению конкуренции.
II. Критерии оценки участников в запросе предложений.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Мурманского УФАС России обратила внимание на порядок оценки заявок на участие в закупке и как следствие определения победителя закупки.
Комиссия Мурманского УФАС считает, что установленные в Документации о закупке порядок и критерии оценки не отвечают принципам расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, создавая отдельным участникам необоснованные преимущественные условия участия в торгах.
Согласно пункту 2 Приложения N1 к Положению о закупке критерии отбора, оценки, значимости устанавливаются отдельно для каждой процедуры закупки.
В соответствии с пунктом 4.12.1 Документации о закупке оценка заявок осуществляется Комиссией по закупке и иными лицами (экспертами и специалистами), привлеченными Комиссией. Оценка заявок и определение Победителя осуществляется раздельно и независимо по каждому из лотов.
В рамках оценочной стадии Комиссия по закупке оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика по следующим критериям:
Цена |
Срок оплаты |
Опыт выполнения аналогичных услуг |
|||
Макс. Оценка |
Значимость критерия |
Макс. Оценка |
Значимость критерия |
Макс. Оценка |
Значимость критерия |
5 |
50% |
5 |
30% |
5 |
20% |
Оценка заявок осуществляется в следующем порядке:
1) Для оценки заявок осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
2) Рейтинг заявки по конкретному критерию рассчитывается как произведение коэффициента значимости на балл.
3) Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени привлекательности предложения участника производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Заявкам, следующим в рейтинге, присваивается 2-е и 3-е место соответственно.
4) Комиссия по закупке учитывает оценки и рекомендации экспертов, однако, может принимать самостоятельные решения.
5) Оценка заявок по критерию "Цена", определяется на основании поданных Участниками закупки коммерческих предложений. При этом заявке, содержащей самую низкую цену, присуждается 5 баллов, цену вторую по привлекательности - 4 балла, и так далее по мере уменьшения степени привлекательности.
6) Оценка заявок по критерию "Срок оплаты" осуществляется на основании данных, указанных в заявке Участника, в порядке возрастания (в заявке Участник должен указать конкретное число для оплаты услуг):
- не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным - 0 баллов;
- не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным - 5 баллов.
7) Оценка заявок по критерию "Опыт выполнения аналогичных услуг" осуществляется за период с 2011 г. по 2014 г. на основании сведений, указанных в "Справке о перечне и годовых объёмах выполнения аналогичных договоров" (форма 4 Приложения N1 Документации).
Результаты и мотивы решения Комиссии по закупке об отклонении заявки не подлежат обсуждению с Участником запроса предложений.
05.12.2014 года Комиссия по закупкам провела процедуру оценки и сопоставления заявок (итоговый протокол) на участие в открытом одноэтапном запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт", по итогам которой составлен Протокол N 3 от 05.12.2015 года (размещён на официальном сайте 05.12.2014 в 18:35).
Комиссия по закупке оценила и сопоставила заявки и провела их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с пунктом 4.12.1. Документации о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" Участников запроса предложений.
Результаты оценки и сопоставления отражены в приложении N1 к Протоколу N3 от 05.12.2014 года и в следующей таблице.
Как видно из таблицы по лотам N3 и N4 победителем стало ООО "ТК Артек", набравшее 4,5 баллов с ценовым предложением 12 179 000, 0 и 16 100 000,0 рублей соответственно.
Участник, занявший второе место - ООО "Автоград" - с ценовым предложением 8 995 762, 71 (на 35% ниже предложения победителя) и 10 338 983, 05 (на 55% ниже предложения победителя) рублей занял второе место, набрав одинаковое количество баллов по обоим лотам - 4,2.
ООО "Автоград" проиграло по критерию "Опыт выполнения аналогичных услуг", набрав 1 балл из 5 возможных.
Следует отметить, что Заказчиком значимость критерия "Цена" оценена в 50%, а критерия "Опыт работы" в 20%.
Тем не менее, несмотря на установленную значимость критериев, потенциальный участник закупки, предложивший аналогичные условия по критериям "срок оплаты" и "опыт выполнения работ" как и ООО "Автоград", даже в случае направления ценового предложения стоимостью в 1 рубль не сможет победить в спорной закупке, набрав все те же 4,2 балла (5 баллов * 50% + 5 баллов*30% + 1 балл*20%).
Порядок оценки, по которому присуждение каждой заявке порядкового номера осуществляется по мере уменьшения степени привлекательности предложения участника, не может объективно оценить предложения участников закупки. При таком подсчёте такая категория как "значимость критерия" нивелируются, что подтверждает приведённый пример.
Заказчик в любом случае должен обеспечить их публичность и открытость по составу надлежащих участников, единые и понятные для участников требования к конкурсной документации, процедуре участия в торгах, максимально чёткие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учётом реальности их осуществления и эффективности (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 11237/12).
По мнению Комиссии Мурманского УФАС объём перевозок выставленный по критерию "Опыт выполнения аналогичных услуг", является антиконкурентным и направленным на ограничение доступа к участию в закупке небольших компаний.
Так, согласно техническому заданию по лоту N 3 общее количество мазута, подлежащего перевозке составляет 9 800 тонн, по лоту N4 - 14000 тонн. Как было указано ранее, объем перевозок рассчитан с большим запасом.
При этом Заказчик устанавливает по Лотам 3,4 следующую градацию оценки:
- 10 000 тн и менее - 0 баллов;
- 10 001 - 20 000 тн включительно - 1 балл;
- 20 001 - 30 000 тн включительно - 2 балла;
- 30 001 - 40 000 тн включительно - 3 балла;
- 40 001 - 50 000 тн включительно - 4 балла;
- более 50 000 тн - 5 баллов.
ООО "Автоград" подтвердило оказание аналогичных услуг в количестве 16 500 тонн, что на 68% больше заявленного объёма по лоту N3, и на 18% по лоту N4, заметно уступая крупным компаниям, постоянно сотрудничающих с ОАО "Мурманэнергосбыт" - крупнейшего потребителя услуг по перевозке мазута топочного в регионе.
Как пояснили представители Заказчика и ООО "ТрансОйл-Сервис" рынок перевозки мазута топочного в Мурманской области ограничен низким спросом и высокими барьерами входа на товарный рынок.
Высокие барьеры для входа на рынок обусловлены:
- особыми требованиями к перевозке мазута. Этот вид топлива относится к категории опасных грузов, перевозка мазута осуществляется с учётом Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.
- требованием о наличии дорогостоящей техники. Так, мазут перевозится в специальных цистернах и термобочках. Специально для перевозки мазута используют такой вид автотранспорта как мазутовоз, который обладает слоем теплоизоляции из стекловолокна, а также системой автономного или парового обогрева. Иной автотранспорт перевозить мазут не сможет. Представители Заказчика сообщили, что стоимость мазутовоза составляет около 8 млн. рулей. На официальном сайте по закупке N31502410809 на поставку мазутовоза средняя цена рассчитана на май 2015 года и составляет 3 926 964,33 рублей.
Необходимо учесть, что Заказчик в пункте 3.3.6 Документации о закупке выставил требования по лоту N3 об обязательном наличии у участника не менее 3 автомобилей с полуприцепами вместимостью от 29 кубических метров и не менее 1 автомобиля вместимостью от 14 кубических метров. По лоту N4 - не менее 2 автомобилей с полуприцепами вместимостью от 29 кубических метров. Кроме того необходимо наличие действующего сертификата о калибровке на перевозку тёмных нефтепродуктов для каждой указанной автоцистерны.
Деятельность по перевозке мазута является узконаправленной и обладает особой спецификой при оказании услуги в зимний период (наличие снежного покрова в регионе с ноября по апрель).
При этом из предусмотренных Положением о закупке критериев в качестве возможных: квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация); надёжность поставщика, исполнителя; финансовую устойчивость; наличие производственных мощностей, Заказчик устанавливает только "опыт выполнения аналогичных услуг".
Указанный критерий ограничивает тех хозяйствующих субъектов, которые могли бы полностью удовлетворить потребности Общества на должном уровне при значительно меньшей цене.
Указанный критерий не позволяет мелким хозяйствующим субъектам, учитывая исследованный порядок оценки, ни при каких условиях победить в конкурсе.
Также среди крупных хозяйствующих субъектов указанный критерий не позволяет выбрать наиболее подходящего по критерию "квалификация". Например, предложив чуть более низкую цену, участник, обладающий старым автопарком, большим количеством ДТП, по спорным критериям станет победителем закупки.
Кроме того, представители Заказчика не смогли обосновать установление квалификационных требований и пояснить по каким основаниям установлена градация присвоения баллов, согласно которой высший бал получает организация, оказавшая услуги по перевозке топлива более чем в 5 раз от заявленного в лоте объёма.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС считает, что порядок оценки и установленные критерии создают препятствия для деятельности заинтересованных хозяйствующий субъектов, приводят к ограничению конкуренции и направлены фактически на ограничение участников закупки путём установления необоснованно завышенных требований.
Установленные квалификационные критерии с чрезмерно завышенными требованиями в совокупности с их балльной оценкой делают участие в конкурсе таких организаций бесперспективным и, как следствие, приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а также приводит к ситуации, когда победителем закупки стало предложение с ценой в полтора раз превышающей предложение участника, ставшего вторым.
Действия, когда Заказчик может произвольно и субъективно ограничивать состав участников закупки путём установления необоснованных критериев, антиконкуретного порядка оценки заявок способствуют развитию недобросовестной конкуренции и не направлено на эффективное расходование денежных средств.
Комиссия Мурманского УФАС на основе оценки совокупности всех обстоятельств, считает, что Заказчик утвердил Документацию о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" (пункт 4.12.1), утверждённую Приказом N 236- з от "26" ноября 2014 г, реестровый номер закупки 31401742417, с нарушениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, рассмотрев представленные материалы и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях Открытого акционерного общества "Мурманэнергосбыт" (ИНН 5190907139, адрес: 183034, г.Мурманск, ул.Свердлова, д.3) нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованной отмене проведения процедуры открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного (реестровый номер закупки 31401742417);
утверждении Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Мурманэнергосбыт" (совокупность положений, регламентирующих требования к заявке: пункты 7.2.2.2, 7.2.2.3, 7.4.7, 7.6.4, 7.6.6., 7.6.8, 7.7.3, 7.7.5, 7.7.6; необоснованный отказ от закупки: пункты 7.7.11, 7.6.14; регламентирующие порядок изменения договоров: пункты 9.10.1, 9.10.2, 9.10.3, 9.10.4; закупку у единственного поставщика: пункт 7.11.2), утверждённое Протоколом Совета директоров от 01.08.2013 г. N 9/13 (с изменениями от 31.10.2013 N 14/13), Документации о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" (пункт 4.12.1), утверждённая Приказом N 236- з от "26" ноября 2014 г, реестровый номер закупки 31401742417) содержащих положения, которые привели и могут привести к недопущению, ограничению и (или) устранению конкуренции.
2. Выдать Открытому акционерному обществу ""Мурманэнергосбыт" предписание об устранении нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Резолютивная часть решения оглашена "01" июля 2015 года
В полном объёме решение изготовлено "15" июля 2015 года
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08-04/15-10
о нарушении антимонопольного законодательства
01 июля 2015 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: председателя комиссии - руководителя управления Чечениной С.А., членов комиссии: Коптева А.С. - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Марехи Д.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения по делу N 05-04-14/29 от 31 октября 2014 года о нарушении открытым акционерным обществом "Мурманский морской рыбный порт" (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" (ИНН 5190907139, адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д.3) в срок до 31 июля 2015 года устранить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путём приведения Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Мурманэнергосбыт" (совокупность положений, регламентирующих требования к заявке: пункты 7.2.2.2, 7.2.2.3, 7.4.7, 7.6.4, 7.6.6., 7.6.8, 7.7.3, 7.7.5, 7.7.6; необоснованный отказ от закупки: пункты 7.7.11, 7.6.14; регламентирующие порядок изменения договоров: пункты 9.10.1, 9.10.2, 9.10.3, 9.10.4; закупку у единственного поставщика: пункт 7.11.2) в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", обеспечивающими добросовестную конкуренцию, гласность и прозрачность закупки, предотвращающими коррупцию и другие злоупотребления.
2. Открытому акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" об исполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня исполнения.
Резолютивная часть предписания оглашена 01 июля 2015 года.
В полном объёме предписание изготовлено 15 июля 2015 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 июля 2015 г. N 08-04/15-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016