Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 14 июля 2015 г. N 03-6/1-61-2015
Резолютивная часть решения оглашена 09 июля 2015 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 14 июля 2015 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Киртоакэ И.В. -специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии:
- представителей ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК - Центра"), по доверенностям - <***><***>
- в отсутствии <***> уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение о назначении настоящего дела к рассмотрению вручено 02.06.2015);
рассмотрев дело N 03-6/1-61-2015 по признакам нарушения ОАО "МРСК - Центра" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частями 1 и 2 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", установила:
Настоящее дело возбуждено по заявлению <***> об ущемлении его прав ОАО "МРСК Центра" посредством несоблюдения сроков технологического присоединения объектов энергоснабжения, расположенных по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское с/п, д.Чаплино.
В рамках рассмотрения настоящего дела Тверским УФАС России проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии в Калязинском районе Тверской области (и на территории д.Чаплино Алферовского с/п, в частности), в границах зон прилегания сетей ОАО "МРСК Центра" в целях установления доминирующего положения, по результатам которого положение ОАО "МРСК Центра" на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей ОАО "МРСК Центра", предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах Калязинском района Тверской области (и на территории д.Чаплино Алферовского с/п, в частности) в 2014 году и январе - марте 2015 года являлось доминирующим.
ОАО "МРСК Центра" предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. ОАО "МРСК Центра" состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 "Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии" с регистрационным номером N 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 N 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. N 146 ОАО "МРСК Центра" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО "МРСК Центра" с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуга по передаче электрической энергии в границах Калязинского района Тверской области (и на территории д.Чаплино Алферовского с/п, в частности) предоставляется ОАО "МРСК Центра" посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В силу части 2 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике", пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО "МРСК Центра" в Тверской области, в том числе в границах Калязинского района Тверской области (и на территории д.Чаплино Алферовского с/п, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения, в т.ч., срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установлен Правилами технологического присоединения (пункт 16).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
<***> подпадает под категорию лиц, установленных пунктом 14 Правил технологического присоединения.
Из представленных сторонами документов следует, что ОАО "МРСК Центра" заключило с <***> договор от 21.06.2013 N 40732778 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объектов энергоснабжения, расположенных по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское с/п, д.Чаплино, участок с кадастровым номером <***>(далее - Договор).
Согласно пункту 5 Договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев с даты заключения Договора, который истек 21.12.2013.
В установленный срок ОАО "МРСК Центра" не исполнило обязательства по осуществлению технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО "МРСК Центра", выразившиеся в неисполнении мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и Договором, ущемляют интересы <***> и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Согласно представленной ОАО "МРСК Центра" в материалы дела информации (от 16.06.2015 N МР1-ТВ/13-1/4952), присоединение энергопринимающих устройств <***> будет осуществляться по напряжению 0,4 кВ (НН) от вновь построенной ВЛ 0,4 кВ.
Обслуживание распределительных электрических сетей 10 кВ от ПС 35/10 кВ Калязин (район д.Чаплино), а также ВЛ 0,4 кВ, к которой планировалось присоединение энергопринимающего устройства <***> осуществляется Калязинским РЭС филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго".
Таким образом, учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению), географическими границами рынка, на котором ОАО "МРСК Центра" совершено нарушение антимонопольного законодательства, является ПС 35/10 кВ Калязин (район д.Чаплино Алферовского с/п Калязинского района Тверской области).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Представители ОАО "МРСК Центра" сообщили о выполнении мероприятий, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта <***> представив копию уведомления в его адрес от 09.07.2015 N МР1-ТВ/13-2/5750.
Вышеуказанное рассматривается Комиссией как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства.
В процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России настоящего дела не установлен материальный ущерб, нанесенный в результате нарушения ОАО "МРСК Центра" интересов <***>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия ОАО "МРСК Центра", выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединенияэнергопринимающих устройств объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское с/п, д.Чаплино, участок с кадастровым номером <***> по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.06.2013 N 40732778, что ущемляет интересы <***>
2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО "МРСК-Центра" о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Председатель Комиссии ______________________ Л.В. Посохова
Члены Комиссии: _____________________ С.Е. Иванов
_____________________ И.В.Киртоакэ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 14 июля 2015 г. N 03-6/1-61-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016