Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 3 февраля 2012 г. N БМ/418
Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 3 февраля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - Бутенко И.В., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Газизов Р.М., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело N 02-10/211-11 по признакам нарушения ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" (634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 170а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
На основании заявления ООО "Зональное +" (вх. N 7268 от 16.11.2011 г.) и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства РФ ООО "ОБЛГАЗ ремсервис", действия которого привели, по мнению заявителя, к злоупотреблению своим доминирующим положением, и, как следствие, к ущемлению его интересов.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
ООО "Зональное+" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в пос. Зональная станция.
Между ООО "Зональное +" и ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" 01.08.2011 г. был заключен договор об оказании услуг по подогреву ГВС, согласно которого ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" обязуется оказать услуги по подогреву воды для нужд горячего водоснабжения, а ООО Зональное+" приняло на себя обязательство по оплате указанной услуги.
16.11.2011 г., 22.11.2011 г., 05.12.2011 г., а также 06.12.2011 г. на территории пос. Зональная Станция ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" было произведено отключение горячего водоснабжения.
ООО "ОБЛГАЗремсервис" на праве аренды принадлежит котельная ДЕВ, расположенная по адресу: г. Томск, пос. Зональная станция, ул. Полевая, 23.
В связи с наличием задолженности перед ОАО "Томскэнергосбыт" по оплате электрической энергии ООО "ОБЛГАЗремсервис" самостоятельно производило ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения, в том числе циркулярных насосов ГВС на котельной ДЕВ.
В соответствии с пунктом 78 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением правительства РФ от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик вправе в установленном порядке инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящего документа.
Включение покупателя, в соответствии с п. 7.6. договора энергоснабжения N 16159 от 31.08.2011 г., заключенного между ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "ОБЛГАЗремсервис", производится только после полного погашения задолженности.
11.10.2011 г. заместителю Главы Зональненского сельского поселения А.Т. Гелоеву и директору ООО "Зональное+" Власкиной Т.А. было направлено письмо ООО "ОБЛГАЗремсервис", в котором уведомлялось о возможном исходе ситуации, если ООО "Зональное+" продолжит уклоняться от обязанностей по оплате образовавшейся задолженности.
12.10.2011 г. Администрация Томского района обратилась в Прокуратуру Томского района Томской области с письмом о принятии мер за N 02-24/1984, по результатам рассмотрения данного обращения Прокуратурой Томского района было вынесено предостережение от 21.10.2011 г. о недопустимости нарушения ООО "Зональное+" федерального законодательства.
21.10.2011 г. между ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" и ООО Зональное+" было заключено соглашение о реструктуризации задолженности, согласно которого сторонами указанного соглашения была признана задолженность за период с 01.08.2011 г. по 30.09.2011 г., в том числе за услуги по подогреву воды, полученные заявителем в указанный выше период в размере 917 697,48 рублей.
Также, по информации, полученной из письма Администрации Зональненского сельского поселения от 15.11.2011 г. N 895, направленного в ООО "Зональное+" следует, что возможно отключение котельной в связи с наличием задолженности последнего перед ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" и соответственно ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" за потребленную электроэнергию перед ОАО "Томская энергосбытовая компания".
Более того, Администрацией Томского района Томской области было проведено совещание 08.11.2011 г., в том числе с представителями ООО "Зональное+" для решения вопроса о погашении задолженности ООО "Зональное+" перед ООО "ОБЛГАЗ ремсервис".
08.12.2011 г. между ООО "Зональное+", ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" и ОАО "Томская энергосбытовая компания" было заключено тройственное соглашение об уплате долга, согласно пункта 1 которого ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" возлагает на ООО "Зональное+", а последнее принимает на себя обязательство по оплате задолженности ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" перед ОАО "Томскэнергосбыт" за электрическую энергию. После подписания указанного соглашения в отношении ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" были сняты ограничения режима потребления электроэнергии.
В своем заявлении ООО "Зональное+" указывает на прекращение подачи ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в нарушение требований п. 3, 4, 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок 1), тем самым ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" нарушает права и интересы ООО "Зональное+" в сфере его предпринимательской деятельности и создает препятствия для исполнения последним своих обязанностей перед добросовестными потребителями при предоставлении им коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6 Порядка 1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса РФ отношения по снабжению энергией через присоединенную сеть регулируются положениями Кодекса о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539-547). Отсюда следует, что приобретение исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов через присоединенную сеть с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами регулируются нормами Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения.
Так, в соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам.
При этом согласно пункту 85 Правил 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Однако, в силу пункта 1 Правил 307 содержащиеся в них нормы регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность.
Кроме того, возможность приостановления (прекращения) ресурсоснабжения по причине недобросовестности исполнителя коммунальных услуг не ставится в зависимость от соответствия условий договора энергоснабжения, заключенного ресурсоснабжающей организацией с таким исполнителем, нормам Правил 307. По смыслу статей 309, 328 ГК РФ, приостановление (прекращение) энергоснабжения может быть произведено в силу закона вне зависимости от установления такой возможности в договоре.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523.
В силу статьи 523 такой односторонний отказ от исполнения договора допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон, в том числе в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товара.
Изложенное также свидетельствует о правомерности приостановления (прекращения) энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг, нарушающего свои обязательства по оплате энергии.
В рассматриваемой же ситуации исполнитель коммунальных услуг не отвечает критериям добросовестности, поскольку не выполняет свои обязательства по оплате энергии надлежащим образом.
Таким образом, нарушение требования пункта 85 Правил является следствием недобросовестности исполнителя коммунальных услуг, не способного надлежащим образом обеспечить исполнение взятых на себя обязательств по оказанию коммунальных услуг своим потребителям.
Действия ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" не содержат в себе признаков нарушения пункта 6 Правил 1.
Разделом 7 Правил 307 установлен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, обязательными условиями установления которого является уведомление потребителем аварийно-диспетчерской службы исполнителя, или иной службы, указанной исполнителем, которое должно быть надлежащим образом зарегистрировано и (или) составление акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем), либо фиксация предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Зональное+" не были представлены доказательства ущемления интересов потребителей услуги ГВС, наличие поступивших заявителю жалоб о непредоставлении или предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества от жителей пос. Зональная станция также не нашло своего подтверждения.
Таким образом, приостановление (прекращение) ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" подачи энергии исполнителю коммунальных услуг (должнику по оплате энергии), влекущее за собой приостановление (прекращение) оказания коммунальных услуг потребителям (населению), своевременно вносящим исполнителям плату за оказанные им услуги, в данном случае, соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно данным, полученным в ходе исследования рынка производства тепловой энергии для подогрева горячей воды в пределах географической границы п. Зональная станция, ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" является единственным хозяйствующим субъектом на данном товарном рынке. Данное юридическое лицо, осуществляет вышеуказанную деятельность на территории п. Зональная станция с 01.08.2011 г.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 NФЗ - 135 "О защите конкуренции" в период с 01.08.2011 г. ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в географических границах п. Зональная станция с долей 100%.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, действия ООО "ОБЛГАЗ ремсервис", не привели к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать отсутствие нарушения антимонопольного законодательства РФ в действиях ООО "ОБЛГАЗ ремсервис".
2. На основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела N 02-10/211-11 о нарушении ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" антимонопольного законодательства РФ прекратить.
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены Комиссии М.Н. Белова
Р.М. Газизов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 3 февраля 2012 г. N БМ/418
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016